Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы проверки гипотез
Разработка и проверка гипотез — старый и испытанный метод исследования в науке. Его плодотворность почти столь же действенна для общественных наук, как и в естествознании, хотя до недавнего времени этот метод в явном виде в социологии применялся сравнительно редко. Гипотезы вытекают из наших знаний, полученных ранее, и представляют собой определенные научные предположения, касающиеся еще неизвестных явлений. В этом смысле гипотезы представляют собой непосредственное расширение теории. Ориентация социологического исследования на проверку точно сформулированных гипотез дает возможность при его проведении ограничиться проверкой лишь необходимых связей, т. е. Обратить внимание на наиболее существенные переменные. Ясно, насколько существенным является влияние качества гипотезы на успешность социологического исследования. Однако современное социологическое исследование слишком дорогостояще, чтобы его плодотворность ставить в зависимость от эффективности какой-либо одной выдвинутой гипотезы. Поэтому в исследовании конкретной проблемы всегда ориентируются на выдвижение ряда гипотез (или, точнее, ряда альтернативных гипотез), максимально исчерпывающих эту проблему. В связи с этим важное значение приобретает степень, абстрактности гипотезы. Чрезмерно конкретная гипотеза, подчиняя себе программу и методику исследования, как правило, приводит к тривиальным результатам, в лучшем случае воспроизводящим ограниченные сведения, содержащиеся в самой гипотезе. Проверка гипотез. С логической точки зрения процесс всесторонней практической проверки гипотезы выступает как процесс подтверждения опытом следствий, вытекающих из этих гипотез. Причем проверка должна проходить по каждому альтернативному пути» определенному основными гипотезами, которые могут быть и взаимоисключающими, но обязательно представляющими собой логическое целое со своими гипотезами-следствиями. В то же время эмпирическое подтверждение каждого отдельного следствия основной гипотезы не может служить доказательством самой гипотезы — это неправомерный вывод от истинности следствия к истинности основания. Возможно, что данное следствие вытекает не только из данной гипотезы, но и из какой-либо другой. Но чем большее число различных следствий гипотезы подтверждается опытом, тем меньше вероятность того, что все они могли быть выведены из другой гипотезы или гипотез. Марксистская творил наиболее эффективным средствам проверки истинности результатов исследования считает общественную практику, общественную деятельность людей. Поэтому ученый в своей всесторонней практической проверке гипотезы имеет делочем-то большим, чем простая сумма заключений от следствия к основанию, а именно с подтверждением опытом системы положений, которые в своей совокупности объясняют широкий, круг явлений, предсказывают новые явления, связывают ранее считавшиеся несвязанными области и т. д. В качестве самого сильного способа эмпирической проверки гипотезы выступает социальный эксперимент. Будучи наиболее надежным методом проверки гипотез, он в то же время предъявляет наиболее жесткие требования как к самим гипотезам, так и к инструментарию социологического исследования. Вследствие этого он пока нашел довольно ограниченное применение в рамках социологии. Однако по мере углубления понимания социальных процессов вес экспериментальных методов возрастает. Наибольшее распространение в социологии, получили статистические методы, позволяющие получить некоторые вероятностные оценки истинности предложенной гипотезы (например, когда говорят, что два признака коррелируют с r = 0,5, то обычно указывают, то это верно с вероятностью 1 —a, где a — уровень значимости). Обычный прием обоснования истинности гипотезы состоит в подсчете средних тенденций, нахождения коэффициентов взаимозависимости и т. д. Однако на этом пути исследователя поджидает много неожиданностей. М. Кендалл и А. Стьюарт4, анализируя данные исследования о преступности в шестнадцати больших городах США, нашли, что корреляция между степенью преступности (х1)измеряемой числом известных преступлений на тысячу жителей, и церковным членством (х2), измеряемым числом членов церкви старше 13 лет из 100 'человек населения старше 13 лет оказалась равной 0,14. Очевидный вывод состоит в том, что религиозность удерживает от преступления. Однако более детальное исследование показывает другое. В схему анализа вводится еще ряд переменных: х2—процент мужского населения, х3 — процент мужчин иностранного происхождения среди всего населения, х4 —число детей до пятилетнего возраста на "1000 замужних женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Уравнение регрессии относительно xt есть х — 19,9 = 4,51(х2 - 49,2) - 0,88(х3 - 30,2) - 0,672(х4 - 48,14) + 0,63(х5 - 41,6), — некоторые коэффициенты корреляции равны: r15 = - 0,14; r15,3 = -0,03; r15,4= + 0,25; r15,34 = +0,23, Из уравнения регрессии видно, что при фиксированных отдельных факторах величины х1 и х5 положительно связаны, т. е. церковное членство находится в положительной связи с преступностью. Что же маскирует этот эффект, давая отрицательную корреляцию г15. Прежде всего, если устранить влияние величины ж» (иностранцы), корреляция r15,3 между преступностью и церковным членством будет близка к нулю. Эта же корреляция положительна, если устранить влияние х4 или х5 и х6. Таким образом, введение ряда дополнительных переменных позволило выявить неадекватность прямого измерения связи и доказать справедливость исходного предположения о том, что церковная принадлежность не сдерживает преступности. Использованный выше прием, широко известный как метод введения контрольных переменных, касается вопроса о том, как в не экспериментальных ситуациях с помощью анализа статистических связей можно получить доказательства о наличии прямых и опосредованных причинных и сопутствующих связей и их напряженности. Введение контрольной переменной внешне выступает как чисто эмпирическая, процедура поиска взаимосвязей однако на самом, деле она существенным образом опирается на априорную формулировку ряда альтернативных причинных моделей5. Таким образом, построение математических моделей может служить еще одним надежным методом проверки исходных гипотез. Редко случается так, что; отсутствуют случаи, не соответствующие гипотезе. В рамках социологического исследования этот факт не может служить основанием для опровержения того предположения, которое сформулировано в гипотезе. Очевидно, неподтверждаемости одного из следствий может иметь в основном две причины — либо исходное предположение неверно, т. е. не соответствует действительности, либо ошибка может заключаться в неправильном выведении следствия из гипотезы, в неправильной интерпретации понятий, в каких-то иных логических ошибках, Допущенных в ходе работы над гипотезой. Большую помощь в выявлении дополнительных факторов, которые следует принять во внимание при анализе не подтвердившихся гипотез, И в повышении достоверности гипотез может оказать исследование случаев, отклоняющихся от общей закономерности. Пример. Группа исследователей, применяя несложный метод, оценила до и после воздействия стимула эффективность одной пропагандистской акции6. Перед введением контрольного фактора были исследованы установки как экспериментальной, так и контрольной групп. Воздействию пропаганды подвергалась лишь экспериментальная группа. Затем обе группы были исследованы вновь. В среднем в обеих группах, не было выявлено никаких изменений; В результате о том, что пропаганда повлияла на установки не подтвердилось. Однако был поставлен вопрос: если нет изменений в среднем, то что можно сказать об исключениях? Исключения, т. е. те, кто изменил свои установки, были подвергнуты анализу, Оказалось, что в экспериментальной группе было много изменений, однако их не удалось сначала зафиксировать вследствие того, что у одинакового числа индивидов изменения произошли в обоих направлениях. Этот факт показал, что исходная гипотеза не была ошибочной, но требовала дальнейшего исследования. В рассматриваемом случае также оказалось, что если разделить всех, кто изменил свои установки, на две группы (с противоположными ориентациями), то одна группа будет состоять преимущественно из мужчин, а другая — большей частью из женщин. Установление этого факта повлекло за собой необходимость изменения гипотезы и повторной ее проверки. Этот пример говорит о том, что в случае, если обнаружено много фактов несоответствия гипотезе, её необходимо либо отвергнуть, либо модифицировать. Вместе с тем следует отличать гипотезу статистического характера от гипотезы, имеющей характер всеобщности. Первую гипотезу может опровергнуть лишь значительное число противоречащих ей фактов, в то время как во втором достаточно единичного факта. Кроме того, анализ таких противоречащих гипотезе случаев иногда помогает в подборе более чувствительных показателей для нашего исследования.
Date: 2015-09-19; view: 679; Нарушение авторских прав |