Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Японское государство между двумя мировыми войнами





 

Первая мировая война, сопровождавшаяся ростом япон­ской промышленности и торговли, привела к укреплению позиций японского монополистического капитала, финансо­вой олигархии, возглавляемой крупными семейными кон­цернами "дзайбацу". В то же время она принесла новые бедствия, растущую нищету народным массам, что усугуб­лялось хроническим кризисом полуфеодального сельского хозяйства, основанного на эксплуатации безземельных кре­стьян-арендаторов.

К концу эпохи Мэйдзи полуабсолютистский режим в Японии становится все в большей мере анахронизмом. Тэнноизм уже не может, как раньше, выполнять интегрирую­щую роль, объединяя японское общество вокруг трона. Уси­ливается влияние в стране идеологии буржуазного либера­лизма.

Власть, с одной стороны, пытается силой укрепить гос­подствующий режим, прибегая к репрессиям, с другой - идет на некоторые уступки либеральному движению, тре­бующему политических реформ, всеобщего избирательного права, ответственного правительства и пр. Вводятся огра­ниченная практика формирования так называемых парла­ментских кабинетов и некоторое снижение в 1919 г., а затем и формальная ликвидация в 1925 г. имущественного изби­рательного ценза. Фактически имущественный ценз сохра­нялся, так как по закону 1925 г. избирательными правами не наделялись все должники и лица, не имеющие постоян­ного места жительства, не удовлетворяющие цензу оседло­сти в 1 год. Отстранялись от участия в выборах и женщины. Возрастной ценз пользующихся активным избирательным правом был определен в 25 лет, пассивным - в 30 лет. Кро­ме того, характерным для Японии было правило внесения кандидатом в депутаты денежного залога, который перехо­дил государству, если он не набирал определенного мини­мума голосов. Новый избирательный закон, повысивший число японских избирателей до 15% населения, впервые был применен во время выборов в 1928 г.

Половинчатый, непоследовательный характер этих ре­форм был следствием общей слабости либерального движе­ния, не имеющего широкой социальной опоры в силу преж­де всего традиционного консерватизма составляющих боль­шинство японского населения сельских жителей. На пути радикальных политических перемен стояла вся мощь полу­абсолютистского государства, жесткое противодействие во­енно-бюрократической верхушки, Тайного совета, Палаты пэров.

В это время все более активной политической силой становится рабочее, профсоюзное движение. В 1921 г. появ­ляется первый в стране профсоюзный центр - Всеобщая федерация труда. Распространение социалистических и анархо-синдикалистских идей сопровождается формирова­нием Социалистической лиги Японии. В том же году проис­ходит объединение многочисленных местных крестьянских организаций в Японский крестьянский союз. В 1922 г. соз­дается Коммунистическая партия Японии, в программных требованиях которой значилась ликвидация монархий, ре­акционно-феодальных звеньев государственного аппарата, установление гарантий демократических прав и свобод.

Поддержка политических требований либералов рабо­чим движением могла бы привести к формированию в пар­ламенте дееспособного оппозиционного большинства, опоры стабильных ответственных кабинетов. Но традиционная кон­фронтация, взаимные разоблачения, общая неспособность выработать доступную японскому народу идеологию, кото­рая могла бы заменить или хотя бы серьезно поколебать веру в императора, ослабляли и тех, и других.

Мешала демократическим реформам и непоследователь­ная политика самих либералов, идущих часто из-за сиюми­нутных интересов на прямой сговор с правящими кругами, особенно в вопросах внешней политики. Разобщенное либе­рально-демократическое движение не могло даже противо­стоять введению в 1925 г. крайне жестокого репрессивного закона "Об охране общественного порядка", названного в прессе "законом об опасных мыслях".

Если новый избирательный закон 1925 г. вступил в дей­ствие только через 3 года, то закон об опасных мыслях - немедленно. Он предусматривал суровое наказание в 10 лет каторжных работ не только за любые антимонархические, антигосударственные действия, но и просто за "намерение'' совершить их. Репрессии, направленные главным образом против демократических, рабочих организаций, обрушива­лись даже на неортодоксальные организации верующих, стремящихся к "обновлению мира".

Так, была разгромлена религиозная секта Омото-кё, от­рицающая "божественный статус" императорской дина­стии и законность ее правления. Лидеры организации были лишены свободы за "оскорбление трона".


Установление профашистской диктатуры в Японии. Временная послевоенная стабилизация японского капита­лизма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой эко­номический кризис конца 20-начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и про­мышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классо­вых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламент­ские буржуазно-помещичьи партии - Минсэйто и Сэйюкай - за неспособность навести в стране "твердый поря­док".

После периода относительной либерализации полити­ческого режима, с конца 20-начала 30-х гг. начинается по­ворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской дик­татуры.

Милитаризация экономики, связанная с усилением по­литики военных авантюр в Китае, подготовкой войны с СССР, сопровождалась постепенным установлением государствен­ного контроля над производством. В 1931 г. в Японии был принят Закон о картелях (он был принят на 5 лет, но в 1936 г. продлен еще на пятилетие), предусматривающий обязатель­ное соглашение между крупными фирмами о квотах произ­водства, о контроле над распределением продукции и уста­новлением цен; в 1933 г. - Закон о создании полугосударственного треста, в руки которого переходило все произ­водство чугуна и 50% стали. С 1938 г. законодательным пу­тем вводится государственный контроль над финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, сферами распределе­ния продукции. По существу, уже в это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бур­ный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их по­литического взаимодействия.

Для решения своих задач ультраправые, ультранацио­налистические организации используют традиционный тэнноизм, что приводит к упрочению его главных идейных по­зиций, ставших стержнем профашистско-монархической идеологии милитаристской Японии. Вместе с тем в тэнноизм вносятся и новые идеи, органически сочетающиеся со старыми, - идеи расового превосходства японцев, оправдывающие их право на господство над всеми другими наро­дами и расами. Культ императора эклектически увязывает­ся с заимствованными у Европы идеями создания "нового порядка" и пр.

В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашист­ских переворотов, подавление которых свидетельствовало о неустраненных еще противоречиях в правящем лагере. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к "большой вой­не", но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

Характерно, что этот режим не был следствием госу­дарственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания "новой политической структуры". В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные ат­рибуты японской монархии, как Тайный совет, Министер­ство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждал­ся вместе с активизацией милитаристских, крайне агрес­сивных кругов.


"Новая политическая структура", олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашист­ской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов "движения помо­щи трону", начиная от верхушечной "Ассоциации помощи трону" и кончая сельскими отделениями движения.

Во главе "Ассоциации помощи трону" стоял премьер-министр, ее верхние этажи заполнялись министрами, гене­ралами, адмиралами, высшими чиновниками. Через губер­наторов префектур и мэров городов, а также сельских ста­рост Ассоциация включала всю бюрократию, а через обще­ство резервистов - всю военщину. "Самораспустившиеся" буржуазно-помещичьи партии были также включены в "но­вую политическую структуру" путем создания в 1942 г. "По­литической ассоциации помощи трону", которая объеди­няла большинство депутатов парламента, весь актив пар­тий Сэйюкай и Минсейто.

Женщины принудительно объединялись в "Женскую ассоциацию обороны родины", в "Общество женщин-пат­риоток", писатели и работники печати - в "Патриотиче­ский союз работников печати и литературы" и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформирова­но "Общество служения отечеству" во главе с правительст­венными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. "О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации" был запрещен само­вольный переход рабочих с одного предприятия на другое.

В условиях существования "новой политической струк­туры" был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточе­ния, вплоть до применения смертной казни, Закон "Об охра­не порядка". В 1941 г. был принят также Закон "Об обеспече­нии национальной обороны", согласно которому преследова­лось всякое "распространение сведений, наносящих вред об­щественному спокойствию и порядку". Под такие действия могли быть подведены любые проявления общественного не­довольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки "Ассоциации помощи трону" получили ряд административных и полицейских функций.

"Моральному воспитанию" в духе тэнноизма подверга­лось все население, особенно армия. Под контроль "Ассоциации помощи трону" были поставлены все средства мас­совой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая орга­низация "Восточноазиатская лига великой Японии". Свое­образной "библией" тэнноизма стала в это время брошюра изданная в 1937 г. Министерством просвещения, "Основные принципы императорского пути". Состоящая из канонизи­рованных идеологических требований, предъявляемых к "подданным великой Японской империи", основанная на при­знании "божественного" происхождения императорской династии, "вечной, как Небо и Земля", она использовалась в качестве основы "морального воспитания", обучения в шко­лах, университетах и пр.*


* Не случайно из всех официальных издании по тэнноизму директивой штаба оккупационных властей от 15 декабря 1945 г. эта бро­шюра была запрещена для дальнейшего распространения.

 

"Новой политической структуре" соответствовала "но­вая экономическая структура", которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления воен­ной мощи, готовности к войне. В соответствии с "новой эко­номической структурой" в основных отраслях промышлен­ности, в торговле, финансах создавались "контрольные ас­социации", принудительно объединявшие все предприятия той или иной отрасли или района. Их возглавляли назна­чаемые правительством из представителей крупного кор­поративного капитала президенты, которым вверялся кон­троль над производством, сырьем, ценами, право регулиро­вать распределение рабочей силы и пр., что на практике привело к установлению военно-каторжного режима труда для рабочих, лишению их каких бы то ни было легальных возможностей отстаивать свои права.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращива­нию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Усиление централизации местного управления сопровождалось созданием надпрефектурных органов, воз­главляемых сначала губернаторами крупных префектур, а затем генеральными комиссарами, командующими войска­ми округов. Деятельность полиции поддерживалась воен­ной жандармерией, военизированными отрядами, создавае­мыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Герма­нии.

 







Date: 2015-09-19; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию