Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 13. Государства Центральной и Восточной Европы 1 page





 

Становление национальных государств. Возникнове­ние независимых государств Чехословакии, Венгрии, Юго­славии стало следствием революционных событий, непосред­ственно связанных с первой мировой войной и распадом лоскутной Австро-Венгерской империи.

Мировая война до предела обострила социальные и национальные противоречия в Австро-Венгрии. Борьба за национальное освобождение чехов, словаков, хорватов и других тесно переплелась с широким антивоенным демо­кратическим движением и борьбой рабочих за свои права. Невиданный ранее размах приобрели крестьянские высту­пления против засилья помещиков в деревне.

Развал Австро-Венгрии, ускоренный поражением в вой­не, массовым дезертирством солдат из армии (как одной из форм национального и антивоенного протеста) совпал с на­чалом буржуазно-демократической революции, первым ито­гом которой было свержение монархической власти Габсбургов.

В октябре 1918 г. произошло национальное определе­ние Чехии и Словакии. Пражским и Словацким националь­ными комитетами было объявлено о создании сначала не­зависимого государства Чехии, а затем о вхождении неза­висимой Словакии в состав единого Чехословацкого госу­дарства. В том же году созванное на основе провинциаль­ного собора Народное вече под давлением революционных народных выступлений объявило об отделении от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций и провозгласи­ло независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), которое включило в себя Черно­горию, Сербию, часть Македонии, Герцеговину, Боснию, Хорватию, Словению, Воеводину, Долмацию. Революция на глазах меняла политико-географическую карту Европы. В ноябре 1918 г. была провозглашена республика в Венгрии, затем - в Австрии.

Победа Октябрьской революции 1917 г. в России созда­ла предпосылки для независимости Польши. Декретом от 24 августа 1918 г., провозгласившим право народов на само­определение, было признано за польским народом неотъем­лемое право на самоопределение и единство, что привело к созданию независимой Польской Республики.

При рассмотрении политических процессов, происхо­дивших в первой половине XX в. в восточно- и центрально-европейских странах необходимо учитывать то обстоятель­ство, что эти процессы формировались на почве авторитар­ных режимов трех империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской, в условиях господства особого типа по­литической культуры, идеалом которой была сильная не­контролируемая власть, не признающая или с трудом при­знающая демократические права и свободы.

За исключением, может быть, Чехословакии, здесь не утвердилась, как в Западной Европе (в результате предше­ствующих буржуазных революций и последующих полити­ческих изменений XIX в.) либерально-демократическая идео­логия, не сложилась устойчивая партийная система, поли­тически зрелый электорат. Это непосредственно сказалось на том, что в результате кратковременных демократиче­ских сдвигов в 20-х гг., в этих странах впоследствии возро­дились авторитарные или военно-авторитарные режимы, просуществовавшие вплоть до второй мировой войны.

Демократизация государственной власти, антифеодаль­ные преобразования в деревне в 20-х гг. нашли частичное решение во всех этих странах в социальных, экономиче­ских и политических реформах, глубина которых зависела от ряда факторов: расстановки социально-политических сил, уровня развития демократических, антифеодальных и дру­гих социальных движений, характера предвоенных режи­мов, степени прямого влияния внешних обстоятельств и пр. В Венгрии и Словакии, например, под влиянием Октябрь­ской революции в России установились на короткое время даже советская власть и революционные правительства, была национализирована промышленность.

Демократические реформы стали законодательной ба­зой для принятия в восточноевропейских странах консти­туций. Так, например, конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в но­ябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе - Национальном собрании, о главе государства - президенте, о пра­вительстве, а также о "временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов". По­следующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший ад­министративный суд.

Конституция 1920 г. закрепила парламентский строй, основанный на принципе разделения властей, согласно ко­торому законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту - Национальному собранию, исполнительная власть - президенту и правительству (Совету министров), судебная - независимым судьям во главе с Верховным су­дом.


Новые конституционные законы в Чехословакии, как и в других восточноевропейских странах, испытали на себе в той или иной мере влияние действующих в то время кон­ституций других буржуазных стран. В чехословацкой Кон­ституции влияние американской конституции проявилось, например, в положении о праве конституционного контро­ля, закрепленного за специально учрежденным для этой цели Конституционным судом, влияние австрийской Конститу­ции - в положении о Постоянном комитете, которому вве­рялось право издавать законы в период между заседания­ми парламента. По примеру швейцарской Конституции, по Конституции Чехословакии права президента (при всей их широте) ограничивались в определенной мере подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало пра­во законодательной инициативы. Президент же мог вернуть закон в парламент на доработку со своими замечаниями.

Конституция 1920 г. содержала перечень демократиче­ских прав и свобод: право избирать и быть избранным всех достигших соответствующего возраста граждан (кроме во­еннослужащих), свободу слова, печати, собраний, совести, которые, однако, подлежали значительному ограничению в случае "осадного положения".

Возрождение польского государства было законодательно закреплено сначала в так называемой Малой конституции, принятой в 1919 г., характерная особенность которой нашла отражение в нормах о концентрации власти в руках Учреди­тельного сейма и "начальника государства". Им стал Ю. Пилсудский, являющийся, по Конституции, исполнителем реше­ний сейма, но взявший в свои руки командование армией.

Учредительный сейм, срок полномочий которого не был ограничен, призванный разработать Основной закон стра­ны, принимал законы, давал согласие на назначение началь­ником государства членов правительства, которые отвеча­ли перед сеймом за свою деятельность.

Принятая затем сеймом в марте 1921 г. Конституция получила название Мартовской. В преамбуле этой Консти­туции возносилась "благодарность провидению за освобож­дение от полуторавекового гнета". Основными принципами Конституции стали: принцип представительной демократии, разделения властей, ответственного перед парламентом пра­вительства, а также принцип преемственности "светлых традиций" польского государства и его "однородности", т. е. унитарной формы государственного устройства*. Законода­тельная власть вверялась двухпалатному парламенту, со­стоящему из сейма и сената. Законодательные полномочия сената, однако, были ограничены, он имел право лишь вно­сить поправки в принятые сеймом законы, которые могли быть отклонены при вторичном обсуждении законопроекта в сейме 1/20 голосов.

*Исключением из этого принципа стала временная автономия Горной Силезии.

 

Президент республики как глава государства представ­лял Польскую Республику в международных делах, назна­чал (считаясь при этом с позицией большинства сейма) и распускал правительство. Он обладал правом с согласия сейма объявлять войну и заключать мир, созывать и рас­пускать сейм (с согласия 3/5 членов сената), назначать выс­ших должностных лиц, издавать исполнительные распоряжения и постановления. При всей широте этих полномочий (президент нес ответственность только за измену родине, нарушение Конституции и уголовное преступление), он, од­нако, должен был действовать в определенных демократи­ческих рамках, которые устанавливались не только сеймом и сенатом, но и правительством. Премьер-министр по Кон­ституции обладал таким важным полномочием, как контрасигнация актов президента.


Раздел V Конституции 1921 г. был посвящен "Общим обязанностям и правам граждан". Традиционный перечень демократических прав и свобод дополнялся некоторыми социальными правами: правом на охрану труда и материн­ства (особенно труда несовершеннолетних и женщин), правом на социальное обеспечение, правом бесплатного обуче­ния в школах и др. При этом гарантии осуществления этих прав должны были найти закрепление в текущем законода­тельстве, которое или запаздывало, или расходилось в сво­ем содержании с конституционными нормами.

Не столь радикальны были демократические измене­ния в других странах. Новые конституционные законы Бол­гарии, Югославии, Румынии внесли демократические изме­нения главным образом в избирательное право, провозгла­сили ряд демократических прав и свобод, но сохранили мо­нархическую форму правления. В Виттовданской консти­туции Югославии 1921 г. (она была принята в день святого Витта) явным анахронизмом были положения о значитель­ных полномочиях короля, о лишении избирательных прав женщин. Конституция Румынии 1923 г. мало чем отлича­лась от старой Конституции 1866 г. Закрепляя монархиче­скую форму правления, она оставляла фактически нетронутым помещичье землевладение, сохраняла привилегии знати.

Конституция Румынии, формально закрепляя принцип народного суверенитета, определяла Румынию как "консти­туционно-монархическое государство". По ст. 34 Конститу­ции, законодательная власть в стране осуществлялась ко­ролем и национальным представительством в лице палаты депутатов и сената. Палата депутатов избиралась на основе высокого возрастного ценза - 21 год для избирателей и 25 лет для избираемых. Возрастной ценз для сенаторов повы­шался до 40 лет. Более того, сенат состоял не только из избранных сенаторов, но и сенаторов "по праву". Выборы осуществлялись по коллегиям (членами "палат торговых, промышленных, труда, сельского хозяйства", университе­тами) и по округам. Сенаторами "по праву" становились лица, "занимающие высокое положение в государстве и церкви": члены королевской семьи, митрополиты, епископы, генера­лы, бывшие премьер-министры, председатели палат выс­ших судов и пр. (ст. 72, 73).

Конституция вверяла большие правомочия наследствен­ному королю, назначавшему и увольнявшему министров, утверждавшему и обнародовавшему законы, имеющему право отменять и смягчать кару по уголовным делам, издавать указы, "необходимые для исполнения законов", и пр.


Авторитарный характер Конституции не могли изме­нить и формально закрепленные в ней, по образцу западно-демократических конституций, гражданские права и свобо­ды: слова, союзов, печати, положения об уголовно-процессуальных гарантиях, суде присяжных. Эти права фактиче­ски перечеркивались введением в 1923 г. репрессивного за­кона о защите государства, систематически вводимым в предвоенные годы чрезвычайным положением, и пр. В ус­ловиях роста социальной напряженности, движения за свои права национальных меньшинств, в целях обеспечения проч­ного большинства в парламенте в 1926 г. вводится новый антидемократический избирательный закон, предоставляв­ший партии, получившей на выборах большинство голосов, абсолютное большинство мест в палате депутатов.

Наряду с демократическими преобразованиями в госу­дарственной сфере повсеместно были проведены и аграр­ные реформы, которые, однако, носили половинчатый ха­рактер, не затронули существенно крупного землевладения и не решили проблемы безземельного крестьянства.

По закону об аграрной реформе 1919 г. в Чехословакии государство получило право приобретать за выкуп излиш­ки земли с тем, чтобы у земледельцев оставалось в среднем от 250 до 500 га, но не был предусмотрен порядок передачи земли крестьянам.

В сербско-хорватско-словенском государстве полностью отчуждались лишь земли Габсбургов, австрийских и вен­герских помещиков. Излишки (сверх 150-400 га земли в Хорватии, 150-400 га в Воеводине) должны были сдавать­ся помещиками за большую компенсацию в фонд аграрной реформы, осуществление которой растянулось на 20 лет.

В Венгрии и Румынии на долгие годы сельское хозяй­ство сохранило полуфеодальные черты, в том числе барщи­ну и издольщину. По закону 1921 г. об аграрной реформе в Румынии подлежали отчуждению за выкуп излишки поме­щичьей земли, превышающие 500 га, причем крестьяне должны были уплачивать помещикам выкуп, в 30-40 раз превосходящий арендную плату. Более радикальный харак­тер носили земельные реформы 1919-1920 гг. в Болгарии, где максимальный размер землевладения был установлен в 30 га.

Не были решены в многонациональных восточноевро­пейских странах и острые национальные проблемы. Нацио­нальные распри не прекращались в Югославии и Румынии, не были урегулированы отношения чехов и словаков в Че­хословакии. Национальную проблему Конституция 1921 г. просто обошла молчанием, исходя из ошибочной теории су­ществования единой чехословацкой нации.

Стойкие кризисные явления в экономике, мировой эко­номический кризис 1929-1933 гг. сопровождались новым обострением социально-классовых, национальных проти­воречий, углублением политической нестабильности, вы­ход из которой правящие круги видели в свертывании демократических государственно-правовых институтов, в ужесточении политических режимов. Во всем регионе четко наметились тенденции кризиса парламентаризма, не имев­шего прочных традиций и социальной базы, вмешательст­ва государственно-бюрократического аппарата во все сфе­ры политической жизни, ущемления или прямого отказа от конституционных прав и свобод. Эти тенденции на за­вершающем этапе мирового экономического кризиса при­вели к установлению диктаторского военно-авторитарного режима в Болгарии, в закреплении авторитарных принци­пов и институтов во вновь принятых конституциях Югославии 1931 г., Польши 1935 г., Румынии 1938 г., сужавших права представительных органов, расширявших правомо­чия исполнительной власти, армии и всего аппарата управ­ления.

Правящие круги этих стран пытались, вместе с заим­ствованием фашистской идеологии, перенять у фашистских режимов Германии и Италии методы управления, создать однопартийную систему и пр. Однако на восточноевропей­ской исторической почве эти порядки до конца не утверди­лись, профашистские партии не сумели обрести массовой базы. В этом и проявилось их качественное отличие от за­падноевропейских фашистских, тоталитарно-автократиче­ских режимов, сумевших на определенном этапе и на опре­деленных условиях мобилизовать политически активное большинство населения на поддержку фашистских поряд­ков, на признание культа харизматического вождя.

Изменения в демократических положениях конститу­ций выразились в 1927 г. в Чехословакии, например, в том, что президенту страны были вверены не только чрезвы­чайные полномочия, но и право вносить изменения в кон­ституцию. В Венгрии в 1926 г. было отменено всеобщее из­бирательное право, восстановлена антидемократическая по способам формирования и по характеру своей деятельно­сти верхняя палата парламента (сенат), в которую входили представители генералитета, судейских чинов, лица, назна­ченные правящим диктатором Хорти, и др.

В Польше государственный переворот в 1926 г. привел к утверждению авторитарного режима, закрепленного впо­следствии в Конституции 1935 г., явившейся своеобразным антиподом Мартовской Конституции 1921 г. Антидемокра­тическое дополнение было внесено в Конституцию Польши уже в 1926 г., по которому президент получил право (ст. 44) издавать "в случае государственной необходимости" испол­нительные указы, "имеющие силу закона".

По Конституции 1935 г., источником и носителем госу­дарственной власти являлся президент, ответственный толь­ко перед "Богом и историей". Вводилась недемократическая, крайне сложная система выборов главы государства, кото­рая определялась им самим, так же как и порядок выдви­жения на этот пост кандидата, не исключающий выдвиже­ние президентом самого себя. Деятельность сейма и сената, который на 1/3 назначался президентом, носила подчинен­ный характер, так как последнему принадлежало не только право издания указов, имеющих силу закона, отлагатель­ного вето, созыва и роспуска сейма и сената, но и, более того, преимущественное право законодательной инициати­вы в вопросах изменения конституции.

В результате государственных переворотов конца 20-х- 30-х гг. были установлены авторитарные режимы также в Югославии и Венгрии. И что особенно характерно для пред­военных режимов - это их почти полная зависимость, эко­номическая и политическая, от фашистских государств: гер­манского рейха и Италии.

Характер и формы революций 40-х гг. в Центральной и Восточной Европе. В середине 40-х гг. XX в. в странах Центральной и Восточной Европы прокатилась волна рево­люций. Как и Октябрьская революция в России 1917 г., эти революции проходили в экстремальных условиях, вызван­ных войной, экономической разрухой, резкой поляризацией социально-политических сил как внутри этих стран, так и на международной арене. Вместе с тем эти революции имеют ряд только им присущих черт, которые выделяют их среди других революций прошлого. Почти везде (кроме Гер­мании) народно-демократические революции выросли из антифашистских движений Сопротивления европейских народов немецкому или итальянскому фашизму, установ­лению в странах Центральной и Восточной Европы режима национального и политического бесправия, грубого диктата, открытого экономического грабежа. Борьба, которую вела подавляющая часть народов этих стран, была направлена не только против немецкого и итальянского фашизма, но и против антинародных реакционных сил, которые сотрудни­чали с нацистскими оккупантами.

Общей для всех этих революций была международная обстановка, в которой они происходили. Это сокрушитель­ное поражение - военное, политическое и моральное - гитлеровской Германии и ее сателлитов во второй мировой войне и решающая роль Советского Союза в разгроме гит­леровского рейха.

Характерные черты этих революций определялись тем, что еще во время войны во всех странах Центральной и Восточной Европы росли левые тенденции, укреплялись позиции народных, отечественных фронтов, а в ходе побе­ды над фашизмом складывалась своеобразная обществен­ная коалиция, выражавшая конструктивный компромисс ме­жду представителями различных политических сил: рабо­чих, крестьян, мелкой буржуазии. Утверждалась антифа­шистская, народно-демократическая политическая власть, имеющая широкую социальную базу, которая в известной мере выступала в качестве альтернативы тоталитарной со­ветской власти.

В Болгарии и Чехословакии важными вехами в разви­тии революционных событий стали народные вооруженные восстания в 1944-1945 гг., которые, однако, не привели к политическому господству одной партии. В правительствах всех этих стран определенное время были представлены все социально-политические силы, которые не скомпроме­тировали себя сотрудничеством с фашизмом.

Однотипный характер революционных процессов в Вос­точной Европе в 40-х гг. не исключает различий в формах революций, которые определялись конкретной исторической обстановкой в каждой из стран, сложившимся там соотно­шением социально-политических сил, уровнем их социаль­но-экономического и политического развития. В Албании, например, еще сильны были феодальные отношения; высо­коразвитой капиталистической Чехословакии по уровню социально-экономического развития уступали аграрно-промышленные Польша и Венгрия или Болгария и Румыния с их отсталой экономикой.

В начале второй мировой войны установилась прямая зависимость народов этих стран от германского и итальян­ского фашизма, но формы этой зависимости были также разные: Албания, Польша, Югославия были оккупированы в результате военного разгрома, Чехия (часть расчленен­ной Чехословакии) - в результате капитуляции, Болгария, Венгрия, Румыния и Словакия были превращены в полуко­лонии, присоединены к гитлеровской коалиции.

С учетом конкретной ситуации левые силы выдвигали в своих программах первое время демократические задачи и требования: в Болгарии - устранение профашистской монархии, создания народно-демократического государст­ва, проведения аграрной реформы, восстановления народ­ного хозяйства, наказания и лишения экономических пози­ций иноземных и местных фашистов; в Румынии - созда­ния "независимого суверенного, процветающего румынско­го государства", в Чехословакии - последовательного про­ведения демократической национальной революции и ре­шения национального вопроса на основе равенства чехов и словаков и др. Не форсировалось первое время "строитель­ство социализма" и партийным руководством Советского Союза, связанным соглашениями с союзниками по антифа­шистской борьбе, которые обязывали его уважать волю на­родов, не чинить препятствий организации свободных вы­боров, деятельности демократически избранных властей в странах, находящихся в сфере его влияния.

Общей чертой этих революций было и то, что прибли­зительно в одно и то же время, через короткий промежуток времени, в конце 40-х гг., процессы демократического раз­вития в восточноевропейских странах были прерваны нео­большевистским поворотом в сторону строительства сталин­ской модели социализма. Этому способствовало сужение самого понятия "антифашизм" до уровня признания и оправдания строительства социализма, установления власти одного класса - диктатуры пролетариата. Все, кто вы­ступал против этого пути развития, исключались из лагеря антифашистов, на безраздельное руководство которым претендовали коммунистические, рабочие партии.

К факторам, изначально определившим эти антидемократические тенденции, можно отнести военное, политическое доминирование в регионе СССР, внесшего главный вклад в победу над фашизмом, унаследованную от прошлого авторитарную традицию, низкий уровень демократического сознания, организационный и численный рост коммунисти­ческих и рабочих партий (лидеры которых проходили по­литическую выучку в СССР), их прямое идеологическое воздействие, массированную пропаганду, возбуждавшую ре­волюционное нетерпение определенной части населения, резкую активизацию леворадикальных кругов этих стран и пр.

Установление народно-демократической власти. Важ­ной вехой в развитии революций стало установление на­родно-демократической власти, которое произошло в отдель­ных странах при разных обстоятельствах. Относительно сходным путем пришли к установлению новой власти наро­ды Албании, Югославии и в известной мере Болгарии, где сопротивление фашизму приняло форму партизанской вой­ны.

В Болгарии объединение всех антифашистских сил в Отечественный фронт началось в 1942 г., в том же году был сформирован Национальный комитет, руководящий центр Отечественного фронта, в который наряду с комму­нистами вошли представители группы "Звено", состоящей из патриотически настроенных кругов интеллигенции, чи­новничества, Болгарский земледельческий народный союз (БЗНС), левое крыло Социал-демократической партии (СДП) и др. В стране была создана партизанская армия, которая в 1944 г. насчитывала 40 тыс. человек. 9 сентября 1944 г. здесь произошло антифашистское восстание, результатом кото­рого явилось не только создание правительства Отечественного фронта, но и выступление болгарской армии про­тив фашистской Германии.

Конгресс Отечественного фронта, состоявшийся в мар­те 1945 г., прошел под знаком сплочения демократических сил страны. Им были одобрены основные направления по­литики и деятельности правительства Отечественного фрон­та. Состоявшиеся в 1945 г. первые выборы в Народное соб­рание принесли внушительную победу демократическим силам.

Национально-освободительная борьба в Югославии началась сразу же после оккупации страны в 1941 г. в форме выступлений многочисленных партизанских отрядов. Тогда же стали складываться первые организации Единого национально-освободительного фронта Югославии (ЕНОФ), ставшего массовой организацией, объединившей представителей всех патриотически-настроенных слоев югославского народа. Наряду с партизанскими отрядами началось формирование будущей регулярной народно-освободительной армии Югославии (в момент освобожде­ния страны от фашистских захватчиков ее численность достигала 800 тыс. человек). В середине 1941 г. появились первые освобожденные от оккупантов территории Юго­славии, на которых стали формироваться новые органы власти, народно-освободительные комитеты. В ноябре 1942 г. было создано Антифашистское вече народного освобож­дения Югославии (АВНОЮ), избран исполком вече, став­ший политическим и организационным ядром националь­но-освободительных сил, объединившим представителей антифашистских политических партий и массовых орга­низаций.

На второй сессии в ноябре 1943 г. АВНОЮ взяло на себя функции высшего законодательного органа страны, тогда же был создан Национальный комитет освобождения Югославии. На сессии было принято решение о создании после освобождения страны демократического федератив­ного Югославского государства, которое "обеспечит полное равноправие сербов, хорватов, македонцев и черногорцев, всем народам Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины". III сессия АВНОЮ в августе 1945 г., объявив себя Временной народной скупщи­ной, приняла Закон о проведении всенародных выборов и созыве Учредительного собрания.

В оккупированных Польше и Чехословакии коммуни­стам не удалось сразу завоевать ведущих позиций. Здесь значительное влияние на массы имели эмигрантские пра­вительства этих стран, действовавшие в Лондоне.

Национально-освободительный фронт Чехословакии стал складываться в 1943 г. Кульминационным этапом национально-освободительной борьбы в этой стране стали Словацкое национальное восстание в августе 1944 г., в кото­ром участвовало 80 тыс. вооруженных бойцов, и Пражское восстание в мае 1945 г., поднявшее на баррикады около 100 тыс. чехов.

Дальнейшее развитие событий поставило перед лиде­рами народно-демократических сил, чехословацкой эмиг­рацией во главе с бывшим президентом Бенешем вопрос о создании демократического правительства с участием ком­мунистов. В апреле 1945 г. на освобожденной территории в г. Кошице всеми партиями, вошедшими в новое демократи­ческое правительство, была принята программа националь­ного, демократического возрождения страны. Кошицкая программа провозгласила создание правительства широко­го народного фронта чехов и словаков, составленного из представителей всех групп и политических направлений, участников национально-освободительной борьбы против фашистских захватчиков.

Закрепляя со ссылкой на старую чехословацкую Кон­ституцию 1920 г. принцип народного суверенитета, демо­кратические права и свободы, программа предусматривала создание избираемых народом новых органов власти — на­циональных комитетов, которым "под постоянным контро­лем народа" вверялось управление "всеми общественными делами".

Особое место в программе занял вопрос о националь­ных отношениях чехов и словаков. Основываясь на принци­пах демократической национальной политики, программа признавала в качестве законного представителя "самостоя­тельной словацкой нации" - носителя государственной вла­сти на территории Словакии - Словацкий национальный совет. Предусмотрела программа и широкие преобразова­ния в экономике: новую аграрную реформу, конфискацию предприятий, принадлежащих германскому рейху, военным преступникам, предателям. С необходимостью "успешного выполнения тяжелых задач экономического обновления" в программе связывался ряд таких экономических требова­ний, как подчинение всеобщему государственному управ­лению всей денежной и кредитной системы, предприятий основных отраслей промышленности, природных и энерге­тических источников.

В демократическом правительстве, созданном в Коши­це, коммунисты были в меньшинстве. Им принадлежало лишь 9 мест, 13 мест принадлежало другим партиям, беспартий­ным. С целью сплочения Национального фронта в июле 1945 г. было заключено соглашение между ведущими партиями страны на платформе претворения в жизнь Кошицкой про­граммы.

Усиление движения Сопротивления в Польше было связано с возрождением во время войны и гитлеровской оккупации в 1942 г. Польской рабочей партии (ПРП), поста­вившей в качестве ближайшей задачи создание широкого национального фронта всех патриотических и демократи­ческих сил, готовых бороться против немецко-фашистских захватчиков. В 1943 г. в Варшаве был принят Манифест демократических общественно-политических и военных организаций, подписанный представителями ПРП, левого крыла Рабочей партии польских социалистов (РППС), Кре­стьянской партии (Страництво людове - СЛ), подпольных профсоюзов, других демократических объединений. В на­чале 1944 г. на подпольном заседании представителей этих партий и организаций был сформирован руководящий центр антифашистской, национально-освободительной борьбы - Крайова рада народова (Национальный совет Польши - КРН), которому принадлежала главная роль в создании Армии Людовой (Народной армии), насчитывающей в 1944 г. около 65 тыс. человек. КРН стала действовать на освобож­денной территории летом этого же года в качестве времен­ного законодательного органа. В июле 1944 г. КРН было соз­дано временное правительство Польши - Польский коми­тет национального освобождения (ПКНО) из представите­лей ПРП, Польской социалистической партии, Крестьян­ской партии (СЛ), Демократической партии и Союза поль­ских патриотов в СССР.







Date: 2015-09-19; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию