Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели вертикальной двойственной связи и обмена между лидером и членом группы





 

Схема лидерства, которая уделяет особое внимание взаимодействию лидеров и подчиненных, называется моделью вертикальной двойственной связи (Dansereau, Graen & Haga, 1975; Graen & Cashman, 1975). Одна из посылок этой модели сводится к тому, что лидеры стремятся разбить подчиненных на две группы: группу кадровых работников, или внутреннюю, и группу наемных работников, или внешнюю. К каждой группе особое отношение: кадровые работники пользуются большей свободой действий и имеют более тесную связь с лидером.

Ожидается, что кадровые подчиненные в ответ на получение таких привилегий, как возможность влиять, автономия и вознаграждения, будут более лояльными к лидеру, преданными организации и станут работать с большей отдачей. Исследователи обнаружили подтверждение этой гипотезы в том, что принадлежность к внутренней группе связана с более высокими оценками за выполненную работу, более высокими фактическими трудовыми показателями, повышенной удовлетворенностью действиями начальника и меньшим желанием уволиться. Было показано, что эти результаты напрямую связаны с различным отношением лидера к испытуемым из внутренней и внешней групп (Vecchio & Gobdel, 1984).

С течением времени модель вертикальной двойственной связи эволюционировала в модель обмена между лидером и членами группы (LMX), в которой качество отношений (обмена) между лидером и ведомыми непрерывно менялось от высокого до низкого (а не распадалось только на две категории, обусловленные принадлежностью к внутренней и внешней группам). Основная идея здесь состоит в том, что «эффективное лидерство имеет место тогда, когда лидеры и ведомые способны установить между собой полноценные отношения (партнерство) и тем самым иметь возможность пользоваться многими преимуществами, которые эти отношения с собой несут» (Graen & UhiBien, 1995, стр. 225).

Иллюстрируя двунаправленный характер отношений между лидером и ведомым, Филлипс и Бедейан (Phillips & Bedeian, 1994) установили, что чем более схожими представляются лидеру установки ведомого и его собственные, тем более позитивен обмен между лидером и ведомым. Басу и Грин (Basu & Green, 1995) также сообщают, что качество обмена между лидером и членом группы позитивно связано с тем, насколько схожи лидер и подчиненный по полученному ими образованию и их установкам.

В исследованиях находят подтверждение многие аспекты и модели вертикальной двойственной связи и модели обмена между лидером и членом группы. Качество отношений между лидером и ведомым, по-видимому, играет важную роль в успехе лидера и выполнении работы подчиненным, гражданственном поведении и удовлетворенности (например, Deluga, 1994; Major, Kozlowski, Chao & Gardner, 1995; Settoon, Bennett & Liden, 1996). Это большой шаг вперед в теории лидерства; однако необходимы дополнительные исследования, особенно в области проверки конкретных предписаний этих моделей (Yukl, 1994).

Подход к лидерству как к улице с двусторонним движением мог бы также выиграть, если бы в нем более полно раскрывалась роль отношений лидера с тем, кто является лидером для него самого. В частности, влияние лидера на собственного руководителя (или осознаваемое влияние) имеет важное значение для его действий, направленных на подчиненных. Наличие этого влияния, называемого эффектом Пельца (Jabin, 1980), признается уже довольно продолжительное время (Pelz, 1951), но оно в значительной степени игнорировалось в литературе по лидерству до недавнего времени (см. Anderson, Tolson, Fields & Thacker, 1990). Данные родственного направления исследований, посвященного характеру и эффективности конкретных методов осуществления влияния, используемых в организациях, могли бы также оказаться полезными для исследователей в этом контексте (Kipnis, Schmidt & Wilkinson, 1980; Yukl & Falbe, 1990).







Date: 2015-09-19; view: 305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию