Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характер социальной среды в организации
Социальная среда вокруг человека создается другими людьми, его взаимоотношениями с ними и отношениями между этими людьми. Эта среда в организациях имеет ложный характер; она включает в себя, среди прочих факторов, лидерства в организации, ее политику и принятые в ней правила, отношения между коллегами, начальниками и подчиненными, а также нормы (неписаные правила), присущие организации и отдельным группам внутри нее. На поведение людей в организации влияет каждый из аспектов ее социальной среды. Лидерство, членство в группах и политика организации в вопросах заработной платы — вот три фактора, от которых в первую очередь зависят трудовые показатели работника и его удовлетворенность работой, и каждый из них рассматривается в этой книге отдельно. Цель настоящей главы — дать обзор социальной среды организации и того, как люди ее воспринимают и реагируют на нее. В этом обзоре организация усматривается в качестве открытой системы. В каждой сфере исследований могут иметь место какие-то яркие события, которые коренным образом меняют мышление людей в данной области. Интересно, что одно из событий, имевшее далеко идущие последствия для изучения организаций и людей, в них работающих, произошло в биологии — области, казалось бы, совершенно не связанной с индустриально-организационной психологией. Этим событием стала публикациястатьи биолога Людвига фон Берталанффи (von Bertalanffy, 1950) на тему теории общих систем. В своей статье фон Берталанффи высказал мысль, что биологическая концепция системы является полезной основой при исследовании различных явлений во всех науках. Применительно к исследованию организаций идея фон Берталанффи не была абсолютно новой, — подобные идеи предлагались время от времени и ранее. Но в 1950 г.,похоже, наконец-то настало ее время. С тех пор и теория, и практика индустриально-организационной психологии основываются на концепции, которая рассматривает организацию в качестве системы. А если выражаться более точно, в качестве открытой системы — то есть системы, которая взаимодействует со своей внешней средой см. также Mayo, Pastor, & Wapner, 1995). Среди множества людей, которые внесли вклад в системный подход к организациям, социальные психологи Кац и Кан (Katz & Kalm, 1966,1978) сыграли особо важную роль в прояснении смысла и значения этого подхода и его связи с более традиционными взглядами на организации.
Наш тезис состоит в том, чтобы при исследовании организацийза отправную точку принимался уровень социальной системы, но чтобы при этом многие из фактических оценочных средств конструировались па основе наблюдений и сообщений об индивидуальном поведении и установках. Концепции системного уровня подсказывают нам, какие именно данные собирать об отдельных людях и как их использовать (1978).
Система любого типа — это некое целое, состоящее из частей (подсистем), которые функционируют сообща взаимозависимым образом с целью осуществления задач системы. Открытая система — это система, которая влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны; то есть она с ним взаимодействует. Основные моменты концепции, рассматривающей организацию в качестве открытой системы, включают в себя: 1) акцентирование внимания на взаимосвязи различных компонентов и функций организации и 2) признание взаимной зависимости между организацией и ее внешней средой (являющейся как источником трудовой силы и сырья, так и реципиентом продукции и/или услуг организации). С системной точки зрения организация сумеет выжить и преуспеть, если: 1) ее различные внутренние компоненты функционируют в согласии друг с другом и 2) система как единое целое поддерживает тесную связь со своим окружением. Схематическое изображение этих взаимозависимостей представлено на рис. 12.1.
Рис. 12.1. Организация как открытая система Источник: James E. Rosenzweig & Fremont E. Kast, Contingency Views of Organization and Management. 1973. Science Research Associates, Inc.
Линия на рисунке, образованная внешними контурами незаштрихованных окружностей, обозначает границу организации. Внешняя среда («надсистема») показана в виде затушеванной области, которая окружает эту границу со всех сторон. Надсистемa включает в себя все внешние факторы, которые влияют на функционирование организации. Среди этих факторов могут быть: фонд рабочей силы; поставщики; акционеры; покупатели или клиенты; экологи; профсоюзы; распоряжения местных властей, правительства штатов, федеральных органов власти; и местные общины, интересы которых затрагивает деятельность организации. Большие стрелки на рис. 12.1 показывают взаимозависимость между организацией и внешними силами. Организация как единое целое получает из внешней среды рабочую силу, материалы, информацию, финансы, потребителей и т. д. Среди результатов деятельности организации, которые она передает своей надсистеме; продукция, услуги, информация и обученные работники. Внутри границы на рис. 12,1 представлены пять подсистем. Каждая из них, за исключением подсистемы управления, частично функционирует независимо от других на что указывает выступающая часть каждого круга), а также осуществляет функции, общие с другими подсистемами (на что указывает часть каждого круга, накладывающаяся на другие круги). Подсистемы, показанные на рисунке, описаны Кастом и Розенцвейгом (Kast & Rosenzweig, 1973).
· Техническая подсистема: техника, оборудование, процессы и вспомогательные средства, используемые в ходе превращения потребляемых организацией ресурсов в продукты ее деятельности, передаваемые во внешнюю среду. Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия и обязательства организации. · Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархии, групповая динамика и схемы влияния внутри организации. · Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, а также определенный производственный поток организации. · Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой.
Маленькие стрелки на рисунке обозначают передачу в прямом и обратном оправлении через границы организации ресурсов, потребляемых отдельными подсистемами, и результатов деятельности последних. Так, например, техническая подсистема включает необходимую техническую информацию и использует технические продукты и услуги, поставляемые внешней средой, с тем чтобы выполнять в организации свою роль. Она также вносит свой вклад во внешнюю среду в форме информации, предназначенной для общего пользования, и обученных работников, оставляющих компанию, чтобы устроиться на другую работу. Схематическое изображение организационной системы на рис. 12.1 полезно по ряду причин. В частности, оно является наглядным подтверждением основополагающей посылки, гласящей, что поведение людей на работе — это результат взаимодействия тожества факторов. Из рисунка видно, что поведение любого человека на работе южно рассматривать в качестве функции всех его личностных характеристик, взаимодействующих (среди прочих) со следующими переменными:
• инструменты и оборудование, с которыми он работает (в технической подсистеме); • характер корпоративной культуры организации (в подсистеме целей и ценностей); • его отношения с коллегами (в психологической подсистеме); • правила и политика организации (в структурной подсистеме); • политика руководства в вопросах, касающихся заработной платы (в управленческой подсистеме).
Понятие, описывающее всю сумму этих социальных воздействий на поведение человека в организации, носит название организационного климата. Date: 2015-09-19; view: 346; Нарушение авторских прав |