Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Цивилизация: Слово — термин — теория
Широкое обращение к цивилизационной проблематике в недавнее время в российской общественной мысли происходит на фоне крайней неопределенности и размытости смысла не только столь часто употребляемого в разных контекстах слова «цивилизация», но и самого термина, встречаемого в научных текстах, а соответственно и концепциях, с которыми он связан. Эта размытость в определении понятия «цивилизация» — результат существенных изменений в общественной мысли, воспринимающей сдвиги в научных построениях, но зачастую оказывающей на эти построения существенное, а подчас и деформирующее воздействие. Далеко идущая критика формационной теории привела не только к отказу от идеологической догматики, но и к дискредитации плодотворной модели макросоциологии и истории, оказавшейся «перегруженной» идеологическими выводами. Форсированные поиски иного общего объяснения принципов устроения общества и исторических закономерностей естественно привели научную и общественную мысль на «цивилизационное поле», на котором стали «произрастать все цветы». Широкий разброс значений, в которых в международном интеллектуальном и публицистическом дискурсе употребляется слово «цивилизация», требует обстоятельного выяснения этих значений, их соотношения друг с другом и с теми смыслами, которые соответствуют употреблению термина, принятого в социальных науках при всем разнообразии существующих в них школ и направлений. Различие семантических принципов этих сфер не устраняет такой необходимости, поскольку смыслы слишком легко переходят из одной сферы в другую, и, к сожалению, доминирующей в со-
перничестве с научной теорией оказывается публицистика, формируя в общественном сознании соответствующие идеологические установки, конечно, подверженные всем перипетиям идейной борьбы. Первая задача, возникающая в этой ситуации, состоит в том, чтобы отделить расхожие смыслы слова в социальном дискурсе от содержания научного понятия. Вторая задача заключается в том, чтобы прояснить значение научного термина «цивилизация», подверженного столь различным интерпретациям. Можно полагать, что к настоящему времени в результате• ряда основательных дискуссий достаточно определенно обозначено то теоретическое пространство, которое не подвластно формационной теории и является естественным доменом цивилизационной мысли. Однако вновь и вновь приходится возвращаться к прояснению содержания цивилизационной теории, начиная с определения смысла самого слова «цивилизация».
ИСТОКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВА «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение. Поэтому возникла настоятельная необходимость в объяснении принципов функционирования общества, которое уже не рассматривалось в качестве объекта, управляемого божественной волей или неведомым Сверхзаконом. Но прежде такое общество должно было получить название, не соотносимое с прежними — «град Божий» и «град земной» и определяющее не только любой тип общества, но и общество, соответствующее человеческим устремлениям. В своем происхождении, как неизменно отмечается, термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значение слова постепенно расширялось, и уже Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология 9
слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Принято считать, что современная форма и значение термина в ряде случаев сохраняют то, что было введено в оборот прежде всего французскими и английскими просветителями. По мнению французского историка Л. Февра, «воссоздать историю французского слова «цивилизация» на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время»*. Как он подчеркивает, выяснение отношения к этому слову раскрывает изменения, имеющие место во всей совокупности социальных наук, средоточием которых, как он полагал, была Франция эпохи абсолютизма. Слова «цивилизовать» и «цивильность» распространяются в аристократической среде Франции как отражение утверждения тех норм благопристойности, которые формировались в значительной мере под влиянием придворных нравов и которые впоследствии послужат Н. Элиасу предметом его труда «Цивилизационный процесс», ставшего одним из крупнейших вкладов в цивилизациологию (см. гл. II). Эти значения слова были зафиксированы уже во «Всеобщем словаре» А. Фуретьера, изданном в Голландии в 1690 г. Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В. Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Впрочем, в существительном «цивилизация» еще сохранялась большая часть смысла от глагола «civiliser» — «смягчать нравы и просвещать», и потому слово «цивилизация» должно было обозначить результат такого процесса и само общество, усвоившее такие нормы поведения и представления. Этим словом все увереннее пользуются?.?. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном идеализованном смысле. «С приближением революции слово «цивилизация» празднует победу»** и в 1798 г. впервые пробивается в «Словарь Академии», который до тех пор его игнорировал. Аналогичный процесс происходил в это время и в Англии. Первое употребление его в Англии зафиксировано в 1767 г., и пред- Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей/Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 239. •* Там же. С. 245.
полагается, что это стало результатом усилий английских просветителей и их ответом на такие же лингвистические потребности*. Придававшееся термину значение должно было противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы», равно как цивилизацию и «темные века» феодализма и средневековья. С тех пор в одном из словарных значений слово сохранило свое ценностное и просветительское звучание, хотя это следует отнести именно к западному лингвистическому контексту. Зачастую в широком смысле в этом можно усмотреть еще наследие античного мира, которому было присуще противопоставление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским» обычаям и тем более «дикарям». Можно заметить, что культура в приведенных выше значениях слова большей частью выступает как компонент цивилизации. И то и другое означает развитое состояние человеческого общества, результат деятельности рук и ума людей. Но постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Термин «цивилизация» обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии, а термин «культура» — прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации**. Конечно, подразумевалось, что это состояние воплощают в себе прежде всего общества, которые «цивилизовались первыми» (обычно это Франция и Англия). Только в 1819 г., констатирует Л. Февр, слово «цивилизация» впервые употребляется во множественном числе, что, впрочем, свидетельствовало лишь о начале признания многообразия и различий в цивилизационном устроении народов в древности и в Новое время. На протяжении всего XIX в. выходят основательные труды ученых, описывающих цивилизации разных стран и периодов как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежит высокое, но не исключительное место. В 1828 г. Ф. Гизо публикует «Историю цивилизации в Европе», а через два года «Историю цивилизации во Франции». В 1857—1861 гг. Г. Бокль публикует «Историю цивилизации в Англии». Бенвенист Э. Цивилизация. История слова. Общая лингвистика. М., 1974. С. 386— 396. Характерно, что Л. Февр усматривает в английском слове «civilization», введенном в «Английский словарь» Мэррея, «точную кальку» с французского, относящуюся к 1772 г. (см.: Февр Л. Цивилизация. С. 246). По данным Е. Тоннелата, в Англии это слово появляется в 1773 г., а в немецком — в 1774 или 1793 г. См.: Tonnelat E. Kultur: Histoire d'un mot, evolution du sense/Civilisation: Le mot et l'idee. P.,1931. Цит. по: Sorokin P. Sociological Theories of Today. L-N.Y.,1966. P. 353. * Будагов P.A. История слов в истории общества. М., 1971. С. 124—126.
Но уже в той же постреволюционной Франции, а затем и в Англии раздаются и множатся голоса критиков тех порядков, которые называются цивилизованными, но означают кризисное состояние общества, отказывающего значительному большинству населения в социальной справедливости. А многие историки обращаются к изучению процессов упадка и крушения тех некогда великих обществ древности (прежде всего Римской империи), которые воплощали в себе высший уровень цивилизованности, но не выдержали внутренних и внешних потрясений. «Понятие «цивилизация», бывшее столь простым в момент своего появления на свет, обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, которые нельзя было предвидеть»*. Потребность в более широком и комплексном понимании общества во всем многообразии его различных сфер и факторов регуляции также способствовала разрастанию объема понятия «цивилизация». Результатом и стали разброс значений этого слова, представленный в позднейших полных словарях, а также комплексность содержания этого понятия, зафиксированная в различного рода энциклопедиях.
Date: 2015-09-19; view: 889; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|