Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Руси в 12-13вв





В 12- начале 13в. выделились три наиболее мощных культурных центра: Великий Новгород с Псковом, Владимир-на-Клязьме и Галич, где появились собственные литературные и художественные силы. Сохраняли свое значение крупнейших культурных центров Киев и Чернигов.

В материальной культуре Руси в 12-начале 13в. наибольшие успехи были достигнуты в городском ремесле, где создавались новые образцы изделий, совершенствовались технологические приемы, намечались процессы дробления и специализации ремесла. Тщательностью отделки и художественностью отличались ювелирные изделия, образцом которых могут служить сосуды из чеканного серебра новгородских мастеров Костки и Братилы, воинские доспехи и оружие, создаваемые по заказам знати, предметы церковной утвари и др. Образцом художественного литейного мастерства русских ремесленников служит скульптура – автопортрет новгородского мастера Авраамия.

В культурном развитии каждого народа важнейшее значение имеет письменность и просвещение. Большим преимуществом Руси в распространении грамотности и просвещения было применение родного языка в качестве государственного и литературного языка. О широком распространении грамотности в самых различных социальных слоях населения Древней Руси, особенно в среде торгово-ремесленного люда, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные впервые в 1951г. в Новгороде, а затем и в других городах (Псков, Смоленск, Витебск, Старая Русса).

Ведущим жанром литературы оставалось летописание, которому придавалось большое политическое значение и к которому привлекались лучшие литературные силы. В 12-13вв. летописание велось почти во всех крупных феодальных центрах при княжеских и епископских дворах или монастырях. Местные летописи имели ярко выраженную политическую направленность, освещали события с позиций религиозно-церковного провиденциализма, областного «автономизма» и политических интересов своего княжества. Летописные записи стали более развернутыми, детализировались большим числом фактов, документальным материалом из княжеских архивов. В летописные тексты вставлялись отдельные литературные произведения светского и церковного содержания. Отличительными чертами летописания были субъективизм в выборе материала, его трактовка в свете феодальной и церковной идеологии, узкий персонализм, сводившийся к описанию междукняжеских отношений, жизни княжеского двора. Несмотря на областнический характер летописания 12-13вв. оно продолжало сохранять общерусское значение.

Переводная литература была преимущественно церковной канонической, «житийной» и нравоучительной. Особое внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие сведения по различным отраслям знания. Интерес к географии и истории других стран вызвал появление оригинальных сочинений русский путешественников – так называемые «Хожения».

В церковной литературе дальнейшее развитие получили торжественные проповеди, поучения и «обличительные сочинения» против языческих верований и обычаев, удерживавшихся в народном быту. В начале 13в. начал складываться один из интереснейших памятников «житийной» литературы – «патерик» Киевского Печерского монастыря – сборник рассказов о жизни монахов и главной монастырской святыне соборной церкви Успения.

Разнообразной по жанрам была светская литература: биографические, летописного характера, повести о князьях (жизнеописания Изяслава Мстиславича Киевского, Рюрика Ростиславича Смоленского, Даниила Романовича Галицкого, повести об убийстве в Киеве Игоря Ольговича и о боярском заговоре против Андрея Боголюбского), повести о военных походах князей (о походе Игоря Святославича против половцев в 1185г., о битве с татарами на реке Калке), повесть о разорении крестоносцами в 1204г. Константинополя и др.

Одним из интереснейших литературных произведений (известным по двум редакциям 12 и 13вв.) является «Слово» или «Моление Даниила Заточника».

Литература того времени отличалась идейной целеустремленностью и общественной значимостью, высокими художественными достоинствами и живыми связями с устным народным творчеством.

Уникальным памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», в основу сюжета которого положено описание неудачного похода в 1185г. северского князя Игоря Святославича против половцев. Автор «Слова» остался неизвестен.

Описание неудачного «особного» похода Игоря было для автора «Слова» основой для обращения к князьям объединить свои силы для защиты Руси от ее самых опасных врагов – степных кочевников.

В 12-начале 13в. складываются местные живописные и архитектурные школы, из которых наиболее значительную роль в древнерусском искусстве сыграли Новгородско-Псковская и Владимиро-Суздальская художественные школы. Древнерусская живопись (мозаика, фрески, иконы) более чем какой-либо иной вид искусства была связана с религией и церковью, входя важнейшей составной частью в интерьер культовых храмовых сооружений.

С наступлением феодальной раздробленности церковное монументальное строительство, которому придавалось большое общественно-политическое значение, ведется еще более интенсивно, но утрачивает свою былую грандиозную масштабность, становится более дешевым. Сложные по конструкции и архитектурным формам многоглавые храмы сменяются меньшими по размерам одноглавыми кубическими крестовокупольными храмами. Дорогая и сложная мозаика в их интерьерах была заменена фресковой росписью. В Чернигове был создан уникальный башнеобразный храм, увенчанный высокой главой, в котором более всего проявились традиции деревянного зодчества (церковь Параскевы Пятницы).

Могучего размаха достигло княжеское и церковное храмовое строительство во Владимиро-Суздальской земле, отличавшееся удивительной пропорциональностью объемов и линий, придававших сооружениям легкость и изящество. Их парадный и торжественный вид еще более подчеркивался богатой отделкой фасадов декоративной пластикой – резьбой по белому камню фигур святых, растительного и «звериного» орнамента. В одном из последних соборов, выстроенных накануне монголо-татарского нашествия (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском), декоративной резной пластикой были покрыты, как ковровым узором, все внешние плоскости стен храма.

Наиболее совершенные, являющиеся мировыми шедеврами, памятники владимиро-суздальского зодчества были создан в княжение Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Величественный и строгий Успенский (выстроенный в 1158-1161гг. и расширенный в 1185г.), торжественный «узорочный» Дмитриевский (1194-1197гг.) соборы во Владимире и одно из самых прекрасных творений древнерусского зодчества – небольшой интимно-лирический храм Покрова на Нерли (1165г.).

Каменное строительство было преимущественно культовым, но строились и гражданские здания – княжеские дворцы в Боголюбове, Галиче и других городах, крепостные «Золотые ворота» во Владимире и др.

Date: 2015-09-05; view: 539; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию