Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Руси в 10-11вв





Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав немекнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.

Если мы сопоставим два полюса русской культуры 9-11 вв. – деревню и феодальный замок – то увидим резкую контрастность их внешнего облика. Деревня, хранительница народной культуры, устойчиво сохраняла традиции тысячелетней давности. Русские феодалы стремились прежде всего к представительности. Одежда, оружие, сбруя должны были быть украшены как можно богаче. С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал.

Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления Древнерусского государства особенно проявилась в создании 10в. нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Народ воспевал в былинах борьбу с варягами и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь. Народ воспевал подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына, боровшегося с Соловьем-Разбойником. Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальных Владимира – Владимир Святославович и Владимир Мономах.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот 11-15вв. Торговые сделки, частные письма, ответы о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают эти замечательные документы, подтверждая широкое развитие грамотности среди русских горожан.

Вскоре после крещения Руси в городах началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. Существенным отличием русской культуры от стран Востока и Запада является применение родного языка.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало 11в.). Русские писатели 11-13вв. заставляли своих слушателей и читателей думать о судьбах Русской земли. При всем патриотизме русской литературы, в ней нет и следа проповеди агрессивных действий. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей.

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является и русская архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. В живописи, как и в архитектуре, русские мастера на первых порах были учениками византийцев.

Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.

Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и точного использования всех видов искусства. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037г.), Спасский собор в Чернигове (1036г.) и Софийский собор в Новгороде (1045г.).

Феодальная раздробленность Руси: причины и региональные особенности.

12-15вв. период феодальной раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма. Причины:

1. Натуральное хозяйство и экономическая самостоятельность феодальных вотчин.

2. Усиление политической власти местных князей и бояр.

3. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров.

Одной из причин феодальной раздробленности является также обширность территорий и слабое развитие инфраструктуры.

Внутри самостоятельных княжеств формировались более мелкие, находящиеся в вассальной зависимости. Крупные княжества, являвшиеся практически независимыми, получают название земля. Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. В результате формируется новая геополитическая реальность – Русь удельная, где Киев лишь формально сохраняет статус первопрестольного града. Создается принципиально новая форма организации древнерусского общества – своеобразная федерация земель под номинальной эгидой Великого киевского князя. Таким образом, в течение 12в. Русь политически стала похожа на «лоскутное одеяло».

Можно говорить о том, что вопрос о феодальной раздробленности с 1132 года (смерть Мстислава) до конца 15в. (правление Ивана III) является одним из самых сложных.

С.Ф. Платонов причину раздробленности видел в ослаблении центральной власти. Князья, составлявшие княжеских род владетелей Руси из-за спутанных родовых и семейных отношений, из-за старшинства или обид, часто затевали усобицы и втягивали население в междуусобную войну.

Попытка использования марксистского метода привела к появлению течений экономического материализма. Доминантный фактор феодальной раздробленности – экономическая причина. Хозяйственная раздробленность страны приводила к политической раздробленности. Причина виделась в преобладании натурального хозяйства и как следствие – отсутствие прочных экономических связей между землями.

Классовую теорию феодальной раздробленности разработал Греков. Он считал феодальную раздробленность закономерным этапом развития феодализма как периода наивысшего могущества местных феодалов, боярства,, которые захватили общинные земли и закабалили крестьянство.

Феодализм – это возможность иерархически организованного класса феодалов использовать в своих интересах труд зависимого от них населения, находящегося на земле, представляющей собственность феодалов. Вызревание феодальных отношений Греков относил к более раннему периоду. Киевское государство представляло собой единую империю Рюриковичей. Распад ее на уделы объясняется тем, что успели образоваться достаточно окрепшие региональные центры, которые перестали нуждаться в помои киевского князя.

Таким образом, причинами феодальной раздробленности явилось развитие феодальных отношений на местах, что выражалось в росте крупных феодальных землевладений. Ведущей силой, виновной в раздроблении Киевского государства, являлось боярство, которое было вассалом местных князей. Эта региональная политическая элита стремилась все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, расширить политические права.

В своей основе переход к феодальной раздробленности был явлением прогрессивным. Он способствовал развитию феодализма, освоению новых территорий, созданию местных экономических и политических центров, наиболее крупными из которых были Галицко-Волынская, Владимиро-Суздальская и Новгородская земли.

Основой хозяйства в этот период оставалось пашенное земледелие, соединенное со скотоводством, сельскими промыслами и подсобными домашними ремеслами. Связи крестьянского и феодально-вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский и нерегулярный характер.

12-13вв. – время быстрого роста крупного феодального землевладения, дальнейшего закабаления свободных крестьян-общинников, превращения многих из них в холопов. В стране появились крупные землевладельцы-князья, иногда более состоятельные, чем киевские, которые нередко владели не только селами, но и городами. Общинные земли также захватывали бояре. Росло церковное и монастырское землевладение.

Южнорусские земли в период раздробленности 12 – начала 13в (Киевская, Черниговская, Галицко-Волынская).

Киевская земля. Уже в середине 12в. реальная власть киевских князей ограничивалась пределами самого Киевского княжества, включавшего земли по берегам притоков Днепра – Тетерева, Ирпеня. Попытка Ярополка, ставшего после смерти Мстислава І киевским князем, самовластно распоряжаться «отчинами» других князей была решительно пресечена.

Несмотря на утрату Киевом общерусского значения, борьба за обладание им продолжалась вплоть до нашествия монголов. Какой-либо очередности в наследовании киевского престола не соблюдалось. Приглашение боярами в 1113 году Владимира Мономаха в Киев было прецедентом, использованном в дальнейшем для обоснования права выбора сильного и угодного киевским боярам князя и заключения с ними ряда. Нарушавших этот ряд князей бояре устраняли переходом на сторону его соперника или же путем заговора (как, возможно, был отравлен Юрий Долгорукий; свергнут, а затем убит в 1147г. Игорь Ольгович Черниговский). По мере втягивания в борьбу за Киев все большего числа князей киевские бояре прибегали к своеобразной системе дуумвирата, приглашая в Киев соправителями представителей от двух или нескольких соперничавших княжеских группировок, чем на какое-то время в Киевской земле достигалось политическое равновесие.

Усобицы из-за Киева превратили Киевскую землю в арену частных военных действий, в ходе которых разорялись города и села, население угонялось в плен. Жестоким погромам подвергался и сам Киев. Все это предопределяло наметившийся в начале 13в. постепенный упадок Киевской земли, отлив ее населения в другие районы, менее страдавшие от княжеских усобиц. Периоды временного усиления Киева (княжения Святослава Владимировича Черниговского – 1180-1194гг.; Романа Мстиславича Волынского – 1203-1205гг.) чередовались с правлением бесцветных князей. Даниил Романович Галицкий, в руки которого перешел Киев незадолго до его взятия Батыем, уже ограничился назначением в него своего посадника из бояр.

Черниговская земля. Выделение Черниговской земли в самостоятельное княжество произошло во второй половине 11в. в связи с передачей ее (вместе с Муромо-Рязанской землей) сыну Ярослава Мудрого Святославу, за потомками которого она закрепилась. Еще в конце 11в. прервались древние связи Чернигова с Тмутараканью, отрезанной половцами от остальных русских земель и подпавшей под влияние Византии. В конце 40-х годов 12в. Черниговское княжество разделилось на два: Черниговское и Новгород-Северское. Тогда же обособилась Муромо-Рязанская земля, попавшая под влияние владимиро-суздальских князей.

Черниговские князья были непременными участниками (а часто и инициаторами) всех княжеских усобиц. Они чаще других прибегали к союзу с половцами, с которыми опустошали земли своих противников. Однако великокняжеская власть в Черниговской земле не могла перебороть силы феодальной децентрализации (земской знати и правителей небольших княжеств) и в результате в конце 12 – первой половине 13в. раздробилась на множество мелких княжений, лишь номинально признававших суверенитет великих князей.

Галицко-Волынская земля. Галицко-Волынская земля граничила на западе с Венгрией и Польшей, на востоке – с Киевской землей и половецкой степью. Через Галицко-Волынскую землю проходил второй торговый путь и Балтийского соря в Черное и сухопутные торговые пути из Руси в страны Юго-Восточной и Центральной Европы.

Галицкая земля до середины 12в. была разделена на несколько мелких княжеств, которые в 1141г. были объединены перемешльским князем Владимиром Володаревичем, перенесшим свою столицу в Галич. Наивысшего расцвета и могущества Галицкое княжество достигло при его сыне Ярославе Осмомысле (1152-1187). После его смерти Галицкое княжество стало ареной длительной борьбы князей с местным боярством.

Волынская земля обособилась от Киева в середине 12в., закрепившись в качестве родовой «отчины» за потомками киевского князя Изяслава Мстиславича. В отличие от Галицкой земли на Волыни рано сложился большой княжеский домен. Боярское землевладение росло в основном за счет княжеских пожалований служилым боярам, которые поддерживали князей в борьбе за расширение своей «отчины». В 1199г. волынскому князю Роману Мстиславичу удалось впервые объединить Галицкую и Волынскую земли, а с занятием им в 1203г. Киева под его властью оказалась вся Южная и Юго-Западная Русь. Его правление отмечено упрочнением общерусского и международного положения Галицко-Волынской земли, успехами в борьбе с половцами, подъемом городов, ремесла и торговли.

Гибель в 1205г. в Польше Романа Мстиславича привела к временной утрате достигнутого единства Юго-Западной Руси, к ослаблению княжеской власти. В борьбе против нее объединились все группировки галицкого боярства, развязавшего разорительную, длившуюся свыше 30 лет, феодальную войну. Бояре вступили в сговор с венгерскими и польскими феодалами, которым удалось овладеть Галицкой землей и частью Волыни. Национально-освободительная борьба против венгерских и польских захватчиков, послужила основой восстановления и укрепления позиций княжеской власти. Опираясь на поддержку городов, служилого боярства и дворянства, сын Романа Мстиславича, Даниил Романович утвердился на Волыни, а затем, заняв Галич в 1238г. и Киев в 1240г., вновь объединил Юго-Западную Русь и Киевскую землю.

Северо-Восточная Русь в 12 – начале 13в. (Ростово-Суздальская, Смоленская и Рязанская земли).

Ростово-Суздальская земля. До середины 11в. Ростово-Суздальская земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Ее «окняжение» началось после того, как она досталась младшему Ярославичу – Всеволоду Переяславльскому – и закрепилась за его потомками в качестве родовой «волости». В 11-12вв. здесь сложилось и окрепло крупное княжеское и боярское (а затем и церковное) землевладение, поглощавшее общинные земли и вовлекавшее крестьян в личную феодальную зависимость. В 12-13вв. возникли почти все основные города этой земли (Владимир, Переяславль-Залесский, Дмитров, Стародуб, Городец, Галич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и др.), строившиеся суздальскими князьями на границах и внутри княжества в качестве опорных крепостных и административных пунктов и обстраивавшиеся торгово-ремесленными посадами, население которых активно включалось в политическую жизнь. Под 1147г. в летописи впервые упоминается Москва – небольшой пограничный городок, выстроенный Юрием Долгоруким на месте конфискованной им боярской усадьбы.

В 12-13вв. Ростово-Суздальская земля переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств на Руси.

В начале 30-х годов 12в. в правление сына Мономаха Юрия Владимировича Долгорукого (1125-1157), Ростово-Суздальская земля обрела независимость. Военно-политическая активность Юрия Долгорукого, вмешивающегося во все княжеские усобицы, сделала его одной из центральных фигур в политической жизни Руси второй трети 12в. Последние 10 лет жизни Долгорукого прошли в борьбе с южнорусскими князьями за Киев. Но уже сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, захватил в 1169г. Киев и, жестоко ограбив город, передал его в управление одному из своих вассальных князей.

Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского (1157-1174) отмечено началом борьбы суздальских князей за политическую гегемонию своего княжества над остальными русскими землями. Честолюбивые попытки Боголюбского, претендовавшего на титул великого князя всея Руси, подчинить себе полностью Новгород и принудить других князей к признанию его главенства на Руси, потерпели неудачу. С княжением Андрея Боголюбского связывают возрождение традиций властной политики Владимира Мономаха. Опираясь на поддержку горожан и дворян-дружинников, Андрей круто расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковывал их вотчины. Чтобы быть еще более независимым от бояр, он перенес столицу княжества из Ростова в сравнительно новый город – Владимир-на-Клязьме. Подавить окончательно боярскую оппозицию Андрею не удалось. В июне 1174г. он был убит заговорщиками-боярами.

Двухлетняя усобица, развязанная после убийства Боголюбского боярами, закончилась вокняжением его брата Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212). В его княжение Владимиро-Суздальская земля достигла наивысшего расцвета и могущества, играя решающую роль в политической жизни Руси конца 12-начала 13в. Имя и могущество Всеволода были хорошо известны далеко за пределами Руси. После смерти Всеволода во Владимиро-Суздальской земле начался интенсивный процесс феодального дробления. Распри многочисленных сыновей Всеволода из-за великокняжеского престола вели к постепенному ослаблению великокняжеской власти и ее политического влияния на другие русские земли. Тем не менее вплоть до нашествия монголо-татар эти земли оставались сильнейшим и влиятельнейшим княжеством на Руси, сохранившим политическое единство под властью владимирского князя. Не случайно целью первого удара монголов была избрана Северо-Восточная Русь.

Смоленская земля. Смоленское княжество выделилось в самостоятельное княжество только со второй четверти 12 в. Его некоторое усиление наблюдалось в конце 12в. Смоленск поддерживал торговые связи с русскими землями, со странами Западной Европы и Прибалтикой. С начала 13в. это княжество все больше зависело от владимиро-суздальских князей. Смоленску начали угрожать литовские феодалы.

Рязанская земля. Из Черниговских владений в самостоятельное княжество выделилась в 1127г. В крае медленно утверждались феодальные отношения и христианство. Кочевники частыми набегами затрудняли хозяйственное развитие земли, особенно южной ее части. Все же и здесь местные крупные землевладельцы превращались в руководящую политическую силу. Рязанская земля все больше дробилась, появились новые мелкие княжества. В Рязани и других городах было много торгово-ремесленного населения. Однако горожане здесь не поддерживали местных князей, больше тяготея к сильным владимиро-суздальским князьям. Со второй половины 12в. рязанские князья стали вассалами Великого князя Владимирского. Только после смерти Всеволода Большое Гнездо создались условия для усиления княжеской династии в Рязани. Но в это время началось татаро-монгольское нашествие.

Северные земли Руси в период раздробленности (Новгородская и Псковская земли в 12 – начале 13в.).

Особый политический строй, отличный от княжений-монархий, сложился в 12в. в Новгородской земле, одной из наиболее развитых русских земель. Древнее ядро Новгородско-Псковской земли составляли земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам рек Волкова, Ловати, Великой, Мологи и Мсты, которые делились в территориально-географическом отношении на «пятины», а в административном – на «сотни» и «погосты». Новгородские пригороды (Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки и т.д.) служили важными факториями на торговых путях и военно-опорными пунктами на границах земли. Крупнейшим пригородом, занимавшим в системе Новгородской республики особое, автономное положение («младшего брата» Новгорода), был Псков, отличавшийся развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими городами и даже с самим Новгородом. Во второй половине 13в. Псков фактически стал самостоятельной феодальной республикой.

В 12в. Новгород был одним из крупнейших и наиболее развитых городов на Руси. Возвышению Новгорода способствовало его исключительно выгодное положение в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Торговля Новгорода опиралась на развитые в Новгородской земле ремесло и различные промыслы. Новгородские ремесленники, отличавшиеся более широкой специализацией и профессиональным мастерством, работали в основном, на заказ, но часть их изделий поступала на городской рынок, а через купцов-скупщиков и на внешние рынки. Ремесленники и купцы имели свои территориальные и профессиональные объединения, игравшие заметную роль в политической жизни Новгорода. Во внешней торговле активно участвовали и бояре, практически монополизировавшие торговлю пушниной.

В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим крупное боярское, а затем и церковное землевладение. Специфика положения князей в Новгороде, присылаемых из Киева в качестве князей-наместников, исключавшая возможность превращения Новгорода в княжество, не способствовала сложению крупного княжеского домена, ослабляя тем самым позиции княжеской власти в борьбе с олигархическими устремлениями местного боярства. Уже с конца 11в. новгородская знать в значительной мере предопределяла кандидатуры присылаемых из Киева князей. Так, в 1102г. бояре отказались принять в Новгород сына киевского князя Святополка.

В 1136г. восставшие новгородцы, поддержанные псковичами и ладожанами, изгнали князя Всеволода Мстиславича, обвинив его в «небрежении» интересов Новгорода. В освободившейся из-под власти Киева Новгородской земле утвердился своеобразный политический строй, в котором республиканские органы управления встали рядом и над княжеской властью. Однако новгородские феодалы нуждались в князе и его дружине для борьбы с антифеодальными выступлениями народных масс и для защиты Новгорода от внешней опасности.

Низшей ступенью организации и управления в Новгороде было объединение соседей-«уличан» с выборными старостами во главе. Пять городских районов – «концов» образовывали самоуправлявшиеся территориально-административные и политические единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые кончанчкие земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост.

Высшим органом власти, представлявшим все концы, считалось городское вечевое собрание свободных горожан, владельцев городских дворов и усадеб. Основная масса городского плебса, проживавшая на землях и в усадьбах феодалов на положении арендаторов или кабальных и феодально-зависимых людей, была неправомочна участвовать в вынесении вечевых приговоров, но благодаря гласности веча, собиравшегося на Софийской площади или Ярославовом дворище, могла следить за ходом вече и своей бурной реакцией нередко оказывала на вечников известное давление. Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало в ним ряд, избирало посадника, ведавшего управлением и судом и контролировавшего деятельность князя, и тысяцкого, возглавлявшего ополчение, и, имевший в Новгороде особое значение, суд по торговым делам.

Чтобы еще более укрепить независимость Новгорода от Киева и превратить новгородскую епископию из союзника княжеской власти в одно из орудий своего политического господства, новгородской знати удалось добиться выборности (с 1156г.) новгородского епископа, который, как глава могущественной церковной феодальной иерархии, превратился вскоре в одного из первых сановников республики.

Вечевой строй в Новгороде и Пскове был своеобразной феодальной «демократией», одной из форм феодального государства, в котором демократические принципы представительства и выборности должностных лиц на вече создавали иллюзию «народовластия», участия «всего Новгорода» в управлении, но где в действительности вся полнота власти была сосредоточена в руках бояр и привилегированной верхушки купечества.

Политическая история Новгорода в 12-13вв. отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбой за власть между боярскими группировками. Антифеодальные выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников, притупляя антифеодальный характер этих выступлений до расправы с отдельными боярскими или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание в 1207г. против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, обременявших городской люд и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы и села Мирошкиничей, изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти.

Новгороду пришлось вести упорную борьбу за свою независимость с соседними князьями, стремившимися подчинить себе богатый «вольный» город. Новгородские бояре умело использовали соперничество между князьями для выбора среди них сильных союзников. Вместе с тем соперничавшие боярские группировки втягивали в свою борьбу правителей соседних княжеств. Наиболее трудной была борьба с суздальскими князьями, пользовавшимися поддержкой влиятельной группировки новгородских бор и купцов, связанных торговыми интересами с Северо-Восточной Русью.

Date: 2015-09-05; view: 759; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию