Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные закономерности роста длины телаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Основные закономерности роста тела человека
Продольные и поперечные ростовые данные
Для выявления основных закономерностей протекания ростовых процессов у детей очень важным является выбор способа получения исходных данных. Существует два основных метода сбора информации о ростовых процессах: Первый из них, который чаще всего используется исследователями вследствие его быстроты, заключается в обследовании в течение короткого промежутка времени в каком-то коллективе (школа, детский сад и др.) детей разного возраста. Затем для них выделяются относительно однородные по возрасту группы. Обычно к каждой такой группе относят детей, возраст которых различается не более чем на год. В результате выделяются дети 6 лет, 7 лет и т.д. Для каждого такого возрастного интервала находятся средние арифметические величины, изменения которых в дальнейшем анализируются. Он называется методом поперечного наблюдения. Второй способ сбора информации о ростовых процессах заключается в обследовании в течение длительного времени группы одних и тех же детей. Обычно наблюдения для школьников начинаются с возраста 6 или 7 лет и повторяются ежегодно примерно в одно и то же время вплоть до достижения детьми 17 лет. Такой способ обследования называется методом продольных наблюдений. Продольные данные позволяют строить математические модели, описывающие ростовые процессы, изучать специфику роста у отдельных детей, изучать влияние на него различных факторов и т.д. Иногда моменты обследований в продольных наблюдениях разделяет не годовой, а - полугодовой промежуток. Известны обследования с еженедельным изучением значений признаков и даже - ежедневные наблюдения над одними и теми же детьми.
Основные закономерности роста длины тела
Рассмотрим основные закономерности ростовых процессов размеров тела на примере его длины. Пренатальный рост этого признака (рис.73) отличается сравнительно невысоким темпом в эмбриональном периоде, когда большее значение имеют процессы дифференцировки органов и тканей. В фетальном периоде рост быстро ускоряется, достигая максимума примерно на пятом месяце беременности, после чего, оставаясь все еще высоким, он постепенно замедляется. В конце беременности ростовые процессы имеют наименьшую скорость, что связано с ограниченностью объема матки женщины. После появления ребенка на свет ростовые процессы вновь ускоряются. Для постнатального роста длины тела характерна картина, обнаруживающая у человека определенную специфику (рис.74). В ней отчетливо выявляется два отрезка. Первый из них характеризуется протеканием ростовых процессов с постепенно замедляющейся скоростью. Наиболее быстро длина тела увеличивается в грудном периоде, затем в раннем, первом и втором детстве скорость роста постепенно уменьшается, достигая минимума в конце второго детства). Поэтому, крутизна ростовой кривой отражающей динамику увеличения признака, на этом длительном интервале постепенно уменьшается. Этот отрезок может быть назван детским ростом.
Рисунок 73. Скорость (S в см) пренатального и постнатального роста длины тела в разные недели беременности и после рождения ребенка (t)
a b
Ростовые кривые увеличения (а) длины тела (Х в см) и динамика скорости роста (b) этого признака (S в см) у мальчиков (1) и девочек (2)
Затем в начале пубертатного периода скорость ростовых процессов быстро увеличивается, достигая максимума в его середине. После этого ростовые процессы постепенно затухают, и их скорость в начале юношеского периода оказывается очень небольшой. В результате в подростковом возрасте кривая нарастания величины признака имеет характерную S-видную форму. Этот отрезок может быть назван подростковым или пубертатным ростом. Как можно видеть по рисунку закономерности роста у мальчиков и девочек оказываются сходными. Различия связаны с тем, что у девочек подростковый период наступает примерно на 1 год раньше, чем у мальчиков. У девочек раньше наступает пубертатное ускорение ростовых процессов, достижение их максимума и завершение роста. Это приводит к тому, что в начале этого периода девочки в среднем обгоняют мальчиков по величине длины тела и многих других признаков. Правда, через некоторое время мальчики, несколько позже вступающие в пубертатный этап роста и развития, догоняют и перегоняют их. В результате ростовые кривые, отражающие процесс увеличения длины тела, обнаруживают двойной перекрест.
В юношеском периоде и начале времени зрелости обнаруживается продолжение увеличения длины тела и некоторых других скелетных размеров тела, связанное, например, с отложением новых слоев костного вещества на поверхностях костей, например - позвонков. Этот рост называется постпубертатным и имеет очень небольшую общую величину изменений признаков. Для длины тела он не превышает 3 – 5 мм за весь период от 20до 30 лет. В дальнейшем длина тела остается стабильной примерно до 45 – 55 лет, после чего – начинает уменьшаться из-за уплощения межпозвоночных дисков и свода стопы, но главным образом – за счет изменения осанки, связанной с возрастным увеличением грудного кифоза.
Date: 2015-09-19; view: 409; Нарушение авторских прав |