Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10). 5 page





Обжорливость-не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания (108, 378).

От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается легкости и духовности; человек становится плотским (111, 86).

Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем- уму (111, 87).

Корень всем грехам... есть сребролюбие, а после сребролюбия... чревообъядение, сильнейшее и обильнейшее выражение которого-пьянство (111, 375).

Если будешь угождать чреву и излишне питать себя, то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огонь гнева и ярости, отяжелишь и омрачишь ум, приведешь свою кровь в разгорячение. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 269).

ПОКАЯНИЕ

Quot;И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих...Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их" (2 Пар. 7, 14).

"Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо я милостив, говорит Господь,-не вечно буду негодовать. Признай только вину твою... Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион" (Иер. 3, 12-14).

"Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши" (Иер. 18, 11).

"Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали" (Плач. 3, 40-42).

"Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше" (Иез. 14, 6).

"Посему Я буду судить Вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением" (Иез. 18, 30).

"Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего" (Ос. 14, 2).

"Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: "Так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших"; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь" (Зах. 1, 4).

"С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4, 17).

"Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

"Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов" (Мк. 1, 4).

"Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Еван гелие" (Мк. 1, 15).

"Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20 21-23).

"Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твоё с места его, если не покаешься" (Апок. 2, 5).

"Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Апок. 3, 19).

"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян. 2, 38).

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян. 3, 19).

"Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего" (Деян. 8, 22).

"Оставляя времена неведения. Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деян. 17, 30).

"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1, 9).

"Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3, 9). "Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7, 10).

Начало покаяния-осуждение своих грехов
Начало спасения-самоукорение. Авва Евагрий (82, 114).

Когда раб возложит укоризну на себя (обвинит себя) и скажет: я согрешил, немедленно господин милует его. Авва Моисей (82, 314).

Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях. Преподобный Пимен Великий (82, 335).

Брат спросил старца: "Отчего мое сердце жестоко, и я не боюсь Господа?" Старец отвечал: "Думаю, если человек будет содержать в сердце самоукорение, он стяжет страх Божий". Брат спросил: "Что значит самоукорение?" Старец сказал: "Самоукорение состоит в том, чтобы человек всегда укорял свою душу, говоря ей: "Помни, что тебе подобает предстать Богу" (82, 372).

Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: "Поистине он лучше меня". Таким образом, мало-помалу приучишься считать себя грешнее всех людей. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека, то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление и ни одному из духовных благ не будет места в тебе (82, 374). Старец отвечал на вопрос, почему нас так беспокоят бесы: "Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение". Изречения безымянных старцев (82, 397).

Начало покаяния-осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них. Святитель Иоанн Златоуст (36, 395).
Покаяние воскрешает от греховной смерти
Покаяние-это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами (27, 154).

Время покаяния коротко. Царствию же Небесному нет конца (25, 71).

Прекрасный и богоугодный праздник-покаяние со слезами. Это праздник, на котором сопразднует Господь (27, 23).

Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий (27, 159).

Никто, желая получить, чего не имел, не губит того, что имеет. Как же Богу и Отцу -уступить обладание теми, которых стяжал Кровию Сына Своего? Никто не расточает охотно того, что собрал с трудом. Как же Богу без сожаления отвергнуть тех, кого Он приобрел из язычников апостольскими трудами? Неужели напрасно предопределил Он пришествие Сына Своего, или хочет уничтожить Домостроительство смерти Его, или нимало не почтил славы Воскресения Его, так что легко отвратился от нас, спасаемых этими таинствами? Он послал Духа Святого и освятил Церковь. Мы-стадо Его, и Он-наш Пастырь, и ныне, как и в раю. Он дал Покаяние, как очистительную воду. Если в чем согрешим, им омываемся. Если в чем согрешили-им омывшись, делаемся чистыми (27, 161).

Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешившие умилостивляют покаянием Бога. Покаяние не составляет убытка для приносящего его, чтобы разумели, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявить грехи свои, не желая издержек, и скудость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос устранил это, даровав Покаяние, этот безубыточный жертвенник (27, 162).

В церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать Покаяния!

Покаяние есть Божия трапеза, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. Покаяние есть чудный хлеб Божий! Бог вкушает в нем исповедание совести: Он пиет в Покаянии слезы умиления, в нем наслаждается благоуханием-искренним чувством сокрушения, потому что оно для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, принесенная молитва, покорность со смирением, ибо это угоднее Богу всех других жертв (27, 164).

Покаяние-праздник для Бога, потому что и Небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю.

Все небесные чины пиршествуют, побуждаемые покаянием к радости (27, 167).

Покаяние приносит в жертву согрешивших и опять оживотворяет их, умерщвляет, но и воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает нас праведными. Вчера они были мертвы, сегодня живы для Бога Покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконные, а сегодня святые (27, 167).

Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицей к восхождению туда, откуда они свержены грехом. Оно восстанавливает естество и возвращает ему его собственное достоинство (27, 181).

Но если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что ты знал, как оно хорошо, и предпочел ему грех (27, 207).

Бог радуется (покаянию людей), как силе Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех покаяние воссозидает к Божией славе (27, 754).

Если ты грешник и ежедневно станешь созидать и разорять, и тогда Бог не погнушается принять твою молитву, когда ты начнешь взывать к Нему (28, 154).

Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своею умилостивил Господа. Если переселится он в ту страну, то упокоится в Царстве, пристани святых, избавится от Суда и страшных, ужасающих мучений, какие ожидают сатану, осуждение которого бесконечно. Блажен, кто и не услышит об этом (28, 258).

Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет... проси, грешник, милосердия у Господа (28, 310).

Если ты, грешник, будешь плакать и сокрушаться, о своих грехах и с верой умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои, и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и желает Он твоего обращения (29, 69).

Слушайте и содрогнитесь: хотя море благости исполнено щедрот, но если человек не приносит покаяния, он не получит милости в день Суда (29, 238).

Все рожденные могут достигать покаяния, поэтому кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться (32, 146).

О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор. С кротостью приступает к Нему, напоминает воззреть на свою благодать, и приговор изменяется на прощение. О, как велика сила покаяния: оно склоняет Бога исправить нерадение [людей], когда грех овладел уже человеческим родом! Покаяние встречает Ангелов гнева и преодолевает их, чтобы не увлекли к гибели; удерживает мечи, удерживает серпы, чтобы не пожинали рода человеческого. Ангелы-мстители, видя его, прихо дят в изумление, и покаяние говорит им: "Под защиту свою беру преступников Закона, ручаюсь за род человеческий, даю Владыке обеспечение за людей. Для чего пришли вы переменять мои условия? Имею определенный срок. У меня заключен с Богом договор, когда представить Ему необратившихся. Для чего пришли вы противиться моим правам? Могу призвать на вас суд. У меня есть много свидетелей, которые убедят моего Владыку. Есть у меня доказательства, по которым могу получить отсрочку для представления человечества Богу". Итак, отводит оно Ангелов Богу, начинает ходатайствовать за человечество и в защиту говорит: "Знаешь, Владыко, созданного Тобою человека, знаешь, что сотворен он из персти, что естество его слабо, что крепость его легко сокрушима. Если (отнять у него сон), не останется в живых, если не поест, в опасности его жизнь. Зимой замерзает, летом опаляется зноем, вечером не видит, ночью не смеет ходить; если походит, изнемогает; если остается в бездействии, дремлет; если сидит, ему скучно; если станет говорить, утомляется; если его принуждать, ему трудно; если долго постоит, устанет. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такая немощь скоро восторжествовала над грехом!? Много у человека помыслов, непостоянных дум в душе, сомнительных действий, неправильных дел; внешнее ему препятствует; сокровенное поражает неожиданностью; стоять против козней он не готов; для отражения того, что его тревожит, скуден умом; против умышляющих зло немощен душою; он погружен в заботы о теле, пропитании жены и детей. И Ты, Владыко, хочешь, чтобы такое существо скоро восторжествовало над грехом!? Что же, о Владыко, он в силах сделать против диавола? Велика сила змия, глубоко его обольщение; грех, по причине его привлекательности, распростерся широко; страсти, после вкушения, стали близкими по телу; грех тревожит плоть похотью; склонность к суетной славе владеет его душой: лукавство увлекает ум. Что же в состоянии сделать этот жалкий против такого множества противников? Помилуй, Владыко, пощади Свое создание, умилосердись к праху, который Ты захотел прославить; удержи угрозу, останови скорое наказание, останови смертный приговор ради меня, покаяния. Я, ходатай за человечество, беру его на свою ответственность и постараюсь привести к Тебе, насколько это позволит природа (человеческая)". И Бог уступил покаянию, склонился на прошение, согласился всегда иметь снисхождение к человеческому роду, определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством, и дал ему власть над немощью человеческой; определил срок Суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день Суда, не изъявлять желания продолжить свою власть, а скорее, стать обвинителем, если человек пренебрегал столь долгим терпением; не просить милости, чтобы срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению. И покаяние соглашается на эти повеления и умиротворяет Ангелов. Бог прекратил угрозы, и ниневитяне спасены. Покаяние ходатайствовало, и городу возвращено благоденствие. Под городом подразумевается вся вселенная и под ниневитянами-все человечество. Пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес, и человечеству благовествуется Воскресение. Преподобный Ефрем Сирин (27, 178).

Каждый должен заботиться о своих душевных недугах! Каждый должен оплакивать свои грехи, не осуждая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно перед моими взорами, я не обращал бы внимания на преткновения брата моего (82, 140).

Если воспоминание о сделанных грехах не будет постоянно обладать сердцем и не отвратит взоров ума от всего принадлежащего миру, то человек не сможет избавиться от насилия усвоенных им страстей, не сможет воздержаться от грехов, к которым привык, не сможет отвлечь помысел свой от осуждения созданий Божиих (82, 220-221).

Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов (82, 221).

Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, которые уразумели величие Божие и сподобились исполнять в точности волю Божию. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печаль покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит Суду Единого Бога (82, 223).

Блаженны те очи, которые человек по причине смиренномудрия не дерзает возвести к Богу! Блаженны иноки, старающиеся излечить раны свои в духовном разуме, стяжавшие познание своих грехов, омывающие их слезами и просящие прощения у Бога (82, 223-224).

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния (82, 236).

Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние. Преподобный авва Исаия (82, 236).

Что может грех там, где покаяние? Какая может быть любовь там, где гордыня? Иоанн, игумен в Раифе (82, 297).

Когда кто падает, да не забывает он о любви Отца своего; но если случится ему впасть и в многие согрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем стремлении, но, и побеждаемый, снова да восстанет на борьбу со своими противниками, и ежедневно начинает полагать основания разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: "Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня" (Мих. 7, 8). Пусть он не прекращает брани до самой смерти и, пока есть в нем дыхание, не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, пусть не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть раскаленные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды.

Брат, не нужно отчаиваться. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань; так и ты-видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути... Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в состояние усердных делателей и не возьмет души его до тех пор, пока не приведет его в меру высокую, "в мужа совершенного" (Еф. 4, 13). Итак, не ослабевай, но пока есть время, делай, и-поможет тебе Бог! (113, 558).

Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу Своему. Преподобный Исаак Сирин (113, 557).

Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, не отступай, но стой мужественно, и Ангел Хранитель твой, без сомнения, вознаградит тебя за терпение (113, 558).

Нам, которые впали в ров беззакония, невозможно быть извлеченными из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся (113, 558).

До падения нашего демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении-неумолимым. Преподобный Иоанн Ле-ствичник (113, 558).

Кто льстит согрешающему, обласкивает его, тот только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. "Кого Я люблю,-говорит Господь,-тех обличаю и наказываю" (Апок. 3, 19). Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми утешениями, но промышлять о спасительных лекарствах. Неискусен тот врач, который слегка только ощупывает рану; сохраняя заключенный внутри, в глубине, яд, он только увеличивает его силу. Надо вскрыть рану, рассечь и, очистив от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной плачет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль,-он будет благодарить потом, когда почувствует себя здоровым. Святитель Киприан Карфагенский (113, 554).

Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие. Преподобный Нил Синайский (49, 223).

Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние (35, 8).

Воспользуемся спасительным лечением покаяния, или лучше, получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы приносим Ему покаяние, а Он даровал его нам (36, 367).

Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию-стыд (36, 381).

Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Иисус Христос и избрал (для примеров) крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдать [свою нераскаянность] (37, 464).

Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения (38, 173).

Если Бог увидит, что мы обратились к добродетели, и уклонились от греха, и ревнуем о совершении добрых дел, то примет наше обращение и, освободив от бремени грехов, подаст нам дары Свои (38, 239).

Пока ты еще дышишь, даже в последний день, на самой постели, даже при последнем издыхании, оставляя поприще этой жизни, и тогда покайся. Ограниченность времени не стесняет человеколюбия Божия (39, 652).

Кто сознает и исповедует грех и, поколебавшись, не предается беспечности и отчаянию, но восчувствует грех, тот сразу же заметит даруемую Богом помощь и помилование (39, 919).

Прибегай к Богу с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь! Ради тебя пришел Врач душ, а ты скрываешь рану (42, 713).

Через грех диавол низводит нас в геенну, через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное (43, 898).

Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы беспрерывный ветер вожделений не заставил нас претерпеть крушение (43, 900).

Покаяние помогает нам достичь Царства Небесного, войти в рай, насладиться вечным веселием; покаяние-мать спасения; ниспровержение диавола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние-отрада и утешение всех отчаявшихся (43, 917).

Покаяние восстанавливает падшую душу, делает ее из отчужденной-дружественной Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровой уязвленную (43, 917).

О покаяние! Ты восходишь от земли на Небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь через посредство Духа Божия к престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою (43, 983).

Покаяние поднимает душу, преисполненную им, в беспредельную высоту, очищает в источнике слез ее греховную старость и облекает ее новизною Духа (43, 984).

Сокрушенно воздыхая из глубины сердца, покаяние умилостивляет Бога, а источая из глаз слезы умиления, оно просвещает оскверненные души (новым) крещением (43, 984).

Господь даровал врачевство покаяния, которое может уничтожить и изгладить все грехи наши, только если мы знаем, в чем состоит это врачевство и как им нужно пользоваться... Во-первых, оно состоит из сознания своих грехов и исповедания их. Во-вторых, из великого смиренномудрия... Если ты будешь исповедовать грехи как должно, то душа смирится, потому что совесть, терзая ее, делает смиренной. Со смиренномудрием должно соединяться... сокрушенное сердце. Сокрушенное сердце не возмущается, не оскорбляется, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает... После смиренномудрия нужны напряженные молитвы и обильные слезы днем и ночью. А после столь усиленных молитв нужно великое милосердие. Оно в особенности делает сильным врачевство покаяния (46, 92).

Если же ты не потрудишься этим прекраснейшим трудом покаяния, то в будущем мире, несомненно, испытаешь тяготу и мучительные трудности иным образом (46, 502).

Поэтому будем в грехах своих не людей стыдиться, но убоимся, как должно. Бога, Который и ныне видит наши дела, и в будущем веке накажет непокаявшихся. Кто ныне опасается стыда от людей только, а не стыдится делать что-либо непотребное перед всевидящим Богом, притом не хочет покаяться и исправиться, тот в будущий день Суда не перед одним или двумя людьми, а в виду всей вселенной будет выставлен на позор (113, 554).

Блудный сын представляет собой образ падших после Крещения... Он называется сыном,а сыном никто не может называться без Крещения. Он и жил в доме отеческом, и получил свою долю во всем отеческом имуществе, а прежде Крещения нельзя ни воспользоваться отеческим достоянием, ни получить наследство. Таким образом, все это указывает нам на сословие верных. Когда же блудный сын, уйдя в чужую сторону и познав на опыте, как гибельно удаление из отеческого дома, возвратился, отец не злопамятствовал, но принял его с распростертыми руками. Отчего же так? Оттого, что он был отец, а не судья. И вот уже ликования, и пиршества, и праздники, и светел и радостен стал весь дом!

Что говорить-это ли плата за порок? Не за порок, человек, но за возвращение (в дом); не за грех, но за покаяние; не за плохие дела, но за исправление. И что еще больше: когда старший сын огорчился этим, отец и его ласково успокоил, говоря: "ты всегда со мною, и все мое твое, а... брат твой сей был мертв и ожил" (Лк. 15, 31-32). Когда, говорит, нужно спасти погибшего, то тут время не суда и строгого исследования, но только человеколюбия и прощения. Ни один врач, вместо того, чтобы дать лекарство больному, не подвергает его взысканиям и наказанию за беспорядочную жизнь... Итак, зная, что Бог не только не отвращается от обращающихся, но и принимает их не хуже добродетельных, не только не подвергает наказанию, но и Сам идет отыскивать заблудших и, найдя их, радуется (о них) более, чем о тех, которые были в безопасности, не будем ни отчаиваться о грехах, ни излишне надеяться на добрые дела (113, 559).

Спаситель, исцеляя расслабленного, сказал: "прощаются тебе грехи твои" (Лк. 5, 20). Отпущение грехов есть источник здоровья и спасения, награда покаяния; а покаяние есть лечение, уничтожающее грех. Оно дар небесный, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая могущество и строгость законов. Оно не отвергает блудника, не гонит от себя любодея, не отвращается от пьяницы, не гнушается идолопоклонниками, не пренебрегает злоречивыми, не преследует ни хульника, ни гордеца; оно всех пересозидает, ибо оно есть горнило для очищения грехов.

Рана и лекарство-грех и покаяние. В ране гнилость-в лекарстве очищение от гнилости; во грехе смрад, во грехе бесчестие, во грехе посмеяние-в покаянии надежда, в покаянии свобода, в покаянии очищение греха.

Не говори мне: я много согрешил, как могу спастись? Ты не можешь, но Господь твой может, и так может, что истребит все согрешения твои. Слушай со вниманием слово мое: Господь твой так истребляет грехи, что не оставляет ни пятна от них, ни следа, но с возвращением здоровья дарует тебе благообразие, с освобождением от наказания сообщает праведность и согрешившего делает равным несогрешившему. Ибо Он уничтожает грех и делает так, что греха и нет, и не было-так всецело Он уничтожает его. Не остается ни пятна, ни следа, ни вида, ни признака грехов (если ты искренне каешься).

Итак, обратимся от пути, по которому мы блуждали, ибо придет час, когда кончится позорище света сего и не будет уже времени для подвигов. А когда наша жизнь пройдет, уже нельзя будет производить куплю; когда театр распущен, нельзя увенчаться. Настоящее время есть время покаяния, будущее-время Суда; это-время подвигов, то-время венцов; это-время труда, то-время успокоения; теперь-изнурительная деятельность, тогда - вознаграждение.

Встаньте, умоляю вас, встаньте и охотно послушайте моих советов. Жили мы по плоти, станем же, наконец, жить и по духу; жили в удовольствиях, решимся пожить и в добродетелях; жили в нерадении, поживем теперь и в покаянии. Чем гордишься, земля и пепел? Чем надмеваешься ты, о человек? Что высоко поднимаешь голову? Что надеешься на славу света, на богатство твое? Пойдем мы с тобою на могилы, прошу тебя, и посмотрим, что там за таинства, посмотрим: природа наша рассыпалась, кости обнажены, тела сгнили. Если ты мудрец, вникни; если разумный человек, скажи мне ради Бога: кто там царь и кто простолюдин, кто благородный и кто раб, кто мудрец и кто невежда? Где там красота юности, где приятный взор, где миловидные очи, где изящный нос, где яркие губы, где красивые щеки, где светлое чело? Не все ли пепел? Не все ли прах? Не дым ли один остался?...Помыслим об этом, братия, представим себе последний день и, пока есть время, обратимся от пути, на котором до сих пор блуждали.

Мы искуплены драгоценной Кровию (1 Пет. 1, 18, 19). Для тебя, человек. Бог явился на земле и не имел где приклонить голову. О чудо! Судия ведется на суд за осужденных; Жизнь приобщается смерти; Творец заушается от твари; Тот, на Кого не могут взирать Серафимы, терпит поругание от раба, вкушает желчь и уксус, прободается копием, полагается во гроб, а ты, человек, нерадишь, ты дремлешь и пренебрегаешь! Не знаешь ли, что, хотя бы ты пролил всю свою кровь, ты не исполнил бы Должного? Ибо иная Кровь Господа, иная кровь раба. Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, чтобы все врачевство покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле, во аде оно бессильно.

Покаяние отверзает человеку Небо, вводит в рай, побеждает диавола. Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день приноси покаяние. С обветшалыми домами мы поступаем так, что, когда в них есть гниль, мы гнилые части вынимаем и застраиваем новыми и никогда не перестаем заботиться о поддержании их. То же должны делать и в отношении себя самих: ты сегодня обветшал от греха?-обнови себя покаянием.

Можно ли, скажешь, покаявшемуся спастись? Совершенно можно.

"Я всю жизнь провел во грехе; если покаюсь, буду ли спасен?" Конечно. "Откуда это видно?" От человеколюбия Господа твоего. Разве я на твое покаяние надеюсь? Разве твое покаяние сильно уничтожить тяжкие пороки? Если бы одно твое покаяние было, то по справедливости ты должен бы трепетать, но с покаянием соединяется милосердие Божие, а милосердию Божию нет меры и словом невозможно истолковать благость Его. Имеет меру злоба твоя, но врачевство против нее не имеет меры; злоба твоя, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а Божие милосердие неизреченно. Надейся же, что оно превысит твою злобу. Представь себе искру, упавшую в море: может ли она сохраниться или оттуда снова появиться? Что искра в отношении к морю, то и порок в отношении к человеколюбию Божию, да еще и не то же, а гораздо менее. Море, хотя и велико, но имеет пределы, а человеколюбие Божие беспредельно. Это говорю я не для того, чтобы сделать вас нерадивыми, но чтобы возбудить в вас живейшее усердие к покаянию. Святитель Иоанн Златоуст (113, 547).

Существует два вида грешников. Одни скоро обращаются к покаянию, снова падают и снова встают. Другие же не скоро и не легко встают после падения, хотя и желают покаяния. Здесь я пропускаю третьих грешников, которые совершенно отчаялись, окаменели своими сердцами и, оставив Бога, предались врагу, а этим уже записали себя в гибельной книге осужденных в ад. Буду же говорить только о тех, которые уже каются или хотят покаяться.

Что нам думать о первых грешниках, которые часто падают и после каждого падения тотчас встают с сокрушенным сердцем и многими слезами? Где их написать? Записать их между всецелыми грешниками нельзя, ибо они имеют свою защиту в Божественном Писании, которым являются следующие слова, сказанные им: Сколько раз падешь, столько раз и восстань-и спасешься*. Если же для них спасение не потеряно, если они могут ожидать и надеяться на него, то, несомненно, их нужно приписать к лику святых и поместить между святыми. К какому же лику я припишу их? Припишу я их к лику праведных; припишу же не от своего помышления, но на основании Святого Писания. Дух Святой говорит: "семь раз упадет праведник..." Прочтем дальше и поймем то, что хотим понять: "семь раз упадет праведник, и встанет" (Притч. 24, 16). Слова "и встанет" ясно показывают нам, почему праведник, падая, не губит своего праведничества: потому, оказывается, что встанет. Это

* Святитель Димитрий Ростовский приводит речение, которого нет в таком виде в Священном Писании; возможно, имеет в виду Притч. 24, 16; Мф. 18, 21, 22.- Ред.

подтверждает и блаженный Иероним, который говорит: "Праведник, согрешая, не губит своего имени праведника, ибо всегда скоро восстает покаянием".

Итак, если кто согрешил и сейчас же искренне покаялся, то не дерзай называть его грешником. Он-праведник, ибо встает тотчас после падения, встает с плачем и рыданием перед Богом, встает и снова изгоняет из своей души грех, как непотребного гостя. Об этом и святой Златоуст говорит: "Если грех придет к твоей душе, то да будет он гостем у тебя, а не жителем". Такой грешник, который после падения тотчас встает покаянием, уже не грешник, но праведник, если бы даже ему случилось и часто падать. На таком сбываются слова Давида: "когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку" (Пс. 36, 24).

Date: 2015-09-19; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию