Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком (41, 542)





Горе тебе, немилосердие, и ученикам твоим. Горе тебе, жестокость, и тем, кем ты владеешь! Какая польза для тебя в том, что ты удаляешь от Бога такое множество людей? Послушай же, что отвечает немилосердие: дело мое-выкапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердце, чтобы оно не знало милосердия. Прибыль для меня-приобретать множество друзей и предавать их гибели. Радость для меня- привлекать возможно большее число учеников, чтобы ниспослать их в ад. Когда те, кто находился по левую сторону, предстали посрамленными и подверглись поношению и обвинению, я торжествовало. Когда их ниспослали в огонь вечный, который я уготовало им, я возвеселилось. Когда они, низвергаемые демонами, рыдая, удалились, и я вместе толкало их и радовалось... Мое дело-затворять двери перед людьми и не позволять им достичь Вечной Жизни. Святитель Иоанн Златоуст (43, 876).

К то пренебрегает нуждающимися, тот не узрит света. Преподобный Исаак Сирин (55, 253).

Большого плача достойны те, которые имеют и удерживают сокровища, превышающие ежедневные потребности, или еще стараются их увеличить, те, которым заповедано любить ближних, как самого себя, но они даже и за прах земной его не признают! Не означает ли это, что серебро и золото мы возлюбили больше, чем братьев? Но обратимся и покаемся, и, помогая нуждам бедствующей в нашей среде братии, сделаем их участниками того имущества, которым обладаем. И если мы не решимся боголюбиво израсходовать все наше имущество, то хотя бы немилосердно не задержим все при себе. Но смирим себя пред Богом и получим от Него прощение, ибо Его человеколюбие восполняет наш недостаток. Но только поступим так, чтобы не пришлось... услышать страшные слова: "идите от Меня, проклятые" (Мф. 25, 41). О, как много это заключает в себе: удалитесь от жизни, будьте исключены от наслаждения и лишены света (65, 52).

Сотворим себе милость тем, что окажем милость братиям; через сострадание приобретем сострадание; сделаем добро, дабы нам было благо. Воздаяние будет соответствовать нашим делам, но только наши добродетели: человеколюбие, любовь, милосердие И сострадание ни по достоинству, ни по мере не равняются награде. Ибо ты даешь из того, чем обладает человек, и, насколько человек в силах, делаешь добро. Воспринимаешь же сторицею из неиссякаемых Божественных сокровищ и Вечную Жизнь. Ты будешь облагодетельствован из того и насколько может облагодетельствовать Бог: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку" (1 Кор. 2, 9). Итак, проявим усердие, дабы получить богатство милости, немногими деньгами купим вечное наследие. Святитель Григорий Палама (65, 54).

Милость-великая добродетель, которой человек уподобляется милостивому Богу. "Милостивые... помилованы будут" (Мф. 5, 7). За милость обещается Царство Небесное (Мф. 25, 34). Кто милует нищего, взаймы дает Богу, от Которого в будущем веке воспримет непременное воздаяние. Чем больше милость, тем большая награда будет за нее: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6). "Суд без милости не оказавшему милости" (Иак. 2, 13). И Христос немилостивых отсылает в огонь вечный. Если Христос отсылает в огонь вечный немилостивых, которые не дают от своего, что будет тем, которые чужое добро грабят? (104, 1039-1040).

Когда земледелец сеет и мечет семена свои в землю, тогда глупый человек, не знающий какой плод прорастает из семени, смеется над этим, думая, что земледелец напрасно губит семена, бросая их в землю. Но земледелец, имея надежду, что семя его, брошенное в землю, принесет ему больший плод, чем посеяно, не перестает сеять. Так и несмысленные, глупые люди, видя, что христианин расточает имение и дает убогим, смеются, думая, что он губит свое имение. Люди думают, что только то имение не погибает, которое истрачено на видимое, то есть на суету и прихоти мира сего. Потому они и сами не на милостыню, но на плотские похоти тратят имения свои, а над теми, которые расточают и дают убогим, смеются. Смейся, человек, смейся, но после горько восплачешь и возрыдаешь (104, 1042-1043).

Внимай, что из того следует, когда в нужде отказываешь ближнему? Тебе до него нужды нет, другой, подобный тебе, то же скажет, третий также отречется, а он в том бедствии погибнет. Что же потом? Берегись, чтобы его гибель не зачтена была праведным Судом Божиим тебе и другим, отрекшимся от него. О, сколько на свете убийц, которые не руками, но своим немилосердием и бесчеловечным отказом убивают людей, но думают о себе, что они чисты. Ибо не только тот убийца судится, кто убивает ближнего, но и тот, кто не избавляет бедствующего от смерти, а может избавить: если бы он подал руку помощи бедствующему, не постигла бы его смерть. Святитель Тихон Задонский (104, 1217).

СОСТРАДАНИЕ
Многими скорбями и болезнями исполнено наше тело. Потому, зная немощь своего естества, не будем гордыми и несострадательными, но взаимным состраданием умилостивим Создателя, Который посылает болезни и исцеляет, низводит в ад и возводит из ада (26, 514).

Прекрасная помощь тебе в день Суда, если ты оказывал здесь сострадание людям. Преподобный Ефрем Сирин (27, 246).

Покажи, что ты по великой доброте души желаешь собственное благо сделать общим: закинь приятную уду сострадания и таким образом извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом (35, 764).

Смотри, как велика милостыня: Бог сравнивает сострадательного человека с Самим Собою (Лк. 6, 36) (36, 909).

Чтобы не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к людям. Так мы сделаемся достойными благ на земле и на Небе (41, 480).

Будем иметь душу сострадательную, будем иметь сердце, способное сочувствовать страждущим; не будем жестокими и бесчеловечными. Даже если ты не можешь оказать никакой помощи-плачь, скорби, сетуй о случившемся, и это не останется бесполезным для тебя. Мы должны сострадать тем, которые праведно наказываются Богом, и еще более тем, которые несправедливо терпят от людей (43, 38).

Бог наказывает, а я должен сострадать? Да, этого желает Наказывающий. Он Сам не радуется, когда наказывает, но тоже весьма скорбит. Если же и Сам Наказывающий не радуется, не радуйся и ты. Но, скажешь, когда наказывает справедливо, то, конечно, не надо скорбеть? Надо скорбеть о том, что они сделались достойными наказания (43, 381).

Не чуждайся сострадания потому, что сам далек от несчастья. Когда твой ближний терпит зло, ты должен его несчастье считать общим. Разделяй с ближним слезы, чтобы облегчить печаль его;

разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу,-плач делает милостивым, а радость очищает от зависти и недоброжелательства (43, 768).

Кто не хочет сострадать другим, пострадает сам (45, 810).

Будем сострадательны, будем милосердны, чтобы таким образом угодить Богу и достичь благ, обещанных любящим Его (46, 852).

Жалей ближнего и сжалится над тобой Бог (46, 851).

Если ты упражняешься даже в высшей мудрости, а о других погибающих нерадишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом. Святитель Иоанн Златоуст (46, 472).

Да не будет речи о том, трудно ли дело, которое нужно совершить (для человека), но о том, полезно ли оно для совершающих. И если польза велика, не нужно обращать внимания на трудность... ибо даже в самой жизни сочувствие к несчастным полезно для здоровых. Ибо для всех благоразумных милосердие есть прекрасный залог, который мы вверяем другим при их несчастьях. Поскольку одна природа управляет всем человечеством и никто не имеет прочного ручательства в постоянстве своего благополучия, должно постоянно помнить евангельское увещание: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7, 12). Итак, пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение. Одно для всех море, одни мятущиеся волны, подводные камни, утесы, скалы и прочие опасности житейского мореплавания одинаково страшат плавателей. Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплывать море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукою тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани упокоения. Твоя жизнь еще не дошла до берега, ты еще носишься по морю жизни. Каким проявишь себя к потерпевшему несчастье, такими будут и спутники твоего плавания. Да устремимся все вместе к пристани упокоения, благополучно направляемые в предстоящем житейском плавании Духом Святым! Да пребудет с нами исполнение заповедей и кормило любви, верно направляемое, тогда мы достигнем земли обетованной, где находится великий град. Художник и Зиждитель которого есть Бог наш. Святитель Григорий Нисский (23, 432).

Сострадай неудачливым, ибо это ведет к мудрости (48, 246).

Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию (48, 253).

Не будь жесток, чтобы не испытать на себе гнева Божия, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностью благочестия (49, 104).

Смотри, чтобы за несострадательность не быть тебе преданным... какому-либо неожиданному и непереносимому искушению. Преподобный Нил Синайский (49, 104).

Не нужно провожать слезами доблестного воина, идущего на брань (где он может претерпеть раны и смерть), потому что он возвратится победителем... Надо плакать о тех, которые выходят на разбой и человекоубийство, особенно когда совершают злодеяние и потом, когда бывают наказаны. Вот почему Христос, когда шел на Крест как победитель, не только не одобрил плачущих жен, но и запретил им плакать. Известно, что сострадание Доставляет утешение страдающему невольно, а страдающему по своей воле оно обидно... Христос добровольно шел на страдание, чтобы уничтожить смерть и низложить диавола, а женщины плакали о том, Кого справедливо было прославлять и сопровождать рукоплесканиями... Непозволительно было оплакивать победителя греха, спешившего не только умертвить и связать диавола, но и освободить плененных им. Преподобный Исидор Пелусиот (116, 603).

В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от Церкви иеромонахом-настоятелем. Когда брат выходил из церкви, авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: "И я-грешник". Авва Виссарион (82, 79).

МИР (1)

"Царствие Божие... мир и радость во Святом Духе"
(Рим. 14, 17)

Мир превосходит всякое чувство и охраняет сердца и ум святых. Это ясность и спокойствие мирной души, удаляющие ее <уг всех тревог и смятений. К такой ясности ведут любовь с верой, которую также подают Бог Отец и Сын, чтобы мы от всего сердца любили Бога и ближних, как самих себя, и молились за врагов своих. Такой мир и такую любовь, которые апостол молитвенно посылает верующим, имеют только те, кто вправе называться братьями: "Мир братиям и любовь с верою" (Еф. 6, 23). Блаженный Иероним.

Творения, ч. 17, Киев, 1903, с. 388-389. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения, он-действие смирения и причина этого действия (108, 306).

Мир Христов есть некий тонкий духовный хлад-когда он разольется в душе, она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости (111, 520).

Мир Божий есть духовное место Божие, духовное Небо. Восшедшие в это Небо люди становятся равноангельными. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 275).

"И да владычествует в сердцах ваших мир Божий" (Кол. 3, 15).

Мир вам! О слово сладчайшее! О слово приятнейшее! О драгоценный союз рода человеческого и основания благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где нет мира, там нет ничего доброго, там замешательство. И потому Церковь при всех своих молениях и действиях считает его необходимым.

Во-первых, этот мир бывает, когда люди друг с другом живут в любви, и такое любовное обхождение между людьми называется дружбой. Друг-это как бы "другой я", и друзья-это две Души, живущие в единстве. И о таких-то друзьях сказал Христос:

Слово "мир" имеет три основных значения: 1) мир-согласие, покой; 2) мир-совокупность творения Божия (греч.-космос); 3) аскетическое понятие того же греческого слова "космос". В теме "Мир (1)" слово "мир" Рассматривается в значении согласия, покоя, благого духовно-нравственного состояния.-Ред. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).

Во-вторых, мир означает совместную жизнь в любви родных, например мужа и жены. Нет ничего святее и нужнее для благополучия человеческого, чем этот союз, и потому он строго обязывает супругов хранить между собою согласие и верность. От этого зависит благоразумное управление домом, хорошее воспитание детей, порядок в отношениях с домочадцами, это радует и облегчает житейские заботы. А без этого все развращается и колеблются основания благословенной обители.

В-третьих, это мирная жизнь людей какого-нибудь одного места, селения или города, или целой области, состоящей под одним управлением. И это называется мирным сожительством и общим покоем. Этот мир состоит особенно в том, чтобы стремиться к общей пользе, как к своей собственной. Где такого мира нет, там богатые села приходят в оскудение, купечества разоряются, лучшие города падают, да и целые государства разрушаются. Где же есть согласие и мир, там всё процветает.

В-четвертых, есть мир нужнейший и драгоценнейший, который может считаться источником и основанием названных нами проявлений мира. Этот мир есть мир совести, когда ей не в чем себя упрекнуть, когда страсти усмирены и не воюют. Апостол это состояние называет миром Божиим, "который превыше всякого ума" (Флп. 4, 7). Называет "миром", ибо такой человек спокоен и радостен; "миром Божиим", ибо никакие мирские выгоды и увеселения не могут доставить такого спокойствия духу, а только один Бог; миром "превыше всякого ума", ибо человек может чувствовать сладость этого Божественного мира в сердце, но разумом своим совершенно объять, и тем более выразить словом, не может. Этого-то мира испрашивает у Бога Давид: "Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50, 12). Кто стяжал это внутреннее сокровище, тот всегда благодушен и радостен. В счастье не надмевается, в несчастье не ослабевает, смерти не боится, ибо он примирен с Богом. Суда Его ожидает без страха, ибо чувствует в себе благоволение Божие. Такое сладчайшее состояние души единого свойства и существа с райскими небесными утешениями, ибо является их началом и предвкушением. И потому-то Павел называет этот мир-миром "превыше всякого ума": сколько бы о нем ни говорили, никто его разумом понять не может, его можно только ощущать и чувствовать в себе.

Этого-то мира всем усердно желая, охотно и радостно восклицаю: мир вам, мир вам! Мир родителям с детьми и домочадцами; мир супругам; мир властелинам и подчиненным; мир старцам и младенцам; мир мужчинам и женщинам; мир всякому возрасту, чину и состоянию. Да соединимся друг с другом священным союзом мира, возненавидим всякое несогласие, раздор и ненависть как исходящие не от Бога, но от врага рода человеческого. Сохраним между собою драгоценный мир, чтобы иметь возможность приносить в мире святое возношение. И Бог мира будет с нами (Флп. 4, 9). Платон, митрополит Московский (105, 400-404),

Бог-источник мира
Единомыслие ведет начало от Троицы, так как Ей и по естеству свойственно единство и внутренний мир. Оно усвоено ангельскими и божественными Силами, пребывающими в мире с Богом и между собою. Оно простирается на всю тварь, ибо ей служит украшением безмятежность. Оно удобно поселяется и в нас-как по душе, когда в ней добродетели переходят одна в другую и одна с другой сообщаются, так и по телу, когда в нем и члены, и стихии имеют взаимное согласие, отчего в первом случае происходит то, что является и именуется красотой, а во втором - здравием. Святитель Григорий Богослов (12, 243).

Бог в вышних, сущий в лоне Отчем, по благоволению к людям вступает в общение с плотью и кровью, чтобы произошел на земле мир. Святитель Григорий Нисский (19, 384).

Мир есть Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся. Через Него пришло и благоволение, или присутствие Бога в людях, потому что Бог Отец через воплощение Сына удовлетворился и опочил в людях, и благоволил через Сына Своего опять примириться с человеком, ставшим было врагом Богу через грех, и опять наполнить его божественной жизнью, которой он лишился через преступление, как говорит и апостол: "Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим. 5, 1). "Ибо Он есть мир наш" (Еф. 2, 14). "И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем" (Кол. 1, 21-23). Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 254).

... Простите друг друга, если кто на кого имеет огорчение, как и Христос простил вас, дабы вам стать сынами мира, а это-то же, что сказать-сынами Божиими. Ибо "Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду" (Еф. 2, 14) на Своем Кресте. Он Сам сказал <-воим ученикам и через них нам, чтобы мы, войдя в какой-нибудь город или дом, возвещали им мир. И примирение является всем Делом Его пришествия, и именно ради этого, преклонив Небеса, Он сошел на землю, почему и Давид предрек о Нем. "Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира" (Пс. 71, 7), и в другом псалме опять же так о Нем говорит: "Он скажет мир народу Своему и избранным Своим" (Пс. 84, 9). И хвала Ангелов во время Рождества Его показывает, что ради того, чтобы доставить мир, Он сошел к нам с Небес: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 14). И уже совершив спасительное Домостроительство, Он оставил мир как наследие для преданных Ему. "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" дон. 14, 27). И еще: "Мир имейте между собою" (Мк. 9, 50), и "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35). И последняя молитва (благословение), которую Он дал нам, восходя к Своему Отцу, утверждает любовь друг к другу:' "Да будут все едино" (Ин. 17, 21). Святитель Григорий Палама (65, 19).

Без Крови Господа Иисуса никто не приблизится к Богу, ибо Он Сам есть Мир наш, как говорит: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). Ибо как премудрость творит мудрецов, праведность-праведников, освящение-святых, а жизнь - живых, так и сам мир делает нас примиренными... А если Христос есть мир верующих, то, следовательно, кто живет без мира, тот не имеет Христа. Блаженный Иероним.

Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 263.

Страдания Христа были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро, и на всех было полное излияние Святого Духа. Святитель Климент Римский (1, 74).

Истинные Христовы делатели верою и трудами в добродетели с несказанным удовольствием пожинают как плод от благодати Духа преестественные для них блага, без труда совершенствуют в себе неложную и неизменную веру и непоколебимый мир, истинную благость и все прочее, вследствие чего душа, став лучше себя самой и сильнее злобы врага, уготовляет из себя чистую обитель достопокланяемому и Святому Духу, приняв от Которого бессмертный мир Христов, сочетается им с Господом и прилепляется к Нему. Преподобный Макарий Великий (33, 341- 342).

Мир Христов сеется в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми-питается этим невидимым, но не беструдным подвигом, возрастает от него. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 5).

Раздаятель мира-Церковь
Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов. Святитель Игнатий Богоносец (1, 275).

Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как учит Евангелие, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает его, пока не покается. Дидахи (Цит. по ЖМП, 1975, № 11, с. 72).

Господь говорит: "Мир оставляю вам" (Ин. 14, 27), говоря как бы так: какой вам вред от смятений мира, пока вы в мире со Мною? Ибо Мой мир не таков, каков бывает у мира. Этот мир часто бывает вреден или бесполезен, но Я даю такой мир, который соединит вас в одно тело. А это сделает вас сильнее всех. Хотя многие восстанут на вас, но вы при единодушии и взаимном мире нисколько не пострадаете. Блаженный Феофилакт Болгарский.

Благовестник, или толкование на Святое Евангелие. Изд. 2-е, Казань, 1875, с. 368.

В учении о Божестве мы так же единомысленны и согласны, Как и Божество Само с Собою. Святитель Григорий Богослов (12, 216).

Если царь заботится о церковном мире... то пусть... составится церковный собор вдали от дворца, где не присутствовал бы царь, еепоявлялся комит*, не угрожал судья, но было бы достаточно только страха Божия и апостольских постановлений, чтобы таким образом лучше всего была сохранена вера Церкви. Святитель Ливерий, папа Римский (3, 133).

Обратитесь на путь Евангелия Христова и крепко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушие вечно процветало и было достоянным, и вновь обратит к вам лицо Свое Господь, и вместе с миром снизойдет на вас благодать Божиего Духа. Святитель Григорий Палама (65, 18).

Если будем творить добро-водворится в нас мир
"Плод же духа: любовь, радость, мир..." (Гал. 5, 22).; Поэтому если мы, оставив образы, воспримем истину и дух Писания, тотчас же откроется нам прежде всего любовь и, Переходя от нее к радости, мы обретем мир...

...Не будем думать, что мир состоит только в том, чтобы не ссориться с другим человеком: мир Христов, то есть наследие наше, бывает с нами, когда спокойная мысль не возмущается никакими страстями. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 163, 182-183.

Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога никого другого нет в мире, то не сможет обрести спокойствия в душе своей. Преподобный Антоний Великий (82, 68).

Пока человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, пока не прилепится к Богу всем сердцем своим, до тех пор не даруется ему покой от Бога (82, 141).

Мир души-от повиновения ее сил уму. Преподобный авва Исаия (82, 216).

Отрекись от своей воли, отвергни все, что приводит к заботам мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие. Преподобный Сиеой Великий (82, 350).

Будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставив дурные склонности, предшествующие грехам, избежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Святитель Климент Римский (1, 124-125).

Отвергни оправдания и будешь спокоен в краткие дни земного странствия твоего (82, 335).

Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас; если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами. Преподобный Пимен Великий (82, 334-335).

В молитвенном делании рабов нет мира мысли; нет в свободе чад мятежного смущения. Преподобный Исаак Сирин (82, 268).

Кто, имея страх Божий, совершенно обуздает страсти, задушит различных зверей-порочные помыслы и не дозволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. Этот мир даровал нам Христос (Ин. 14, 27), этого мира и апостол Павел желал верующим, повторяя в каждом послании: "Благодать вам и мир от Бога Отца нашего" (1 Кор. 1, 3; Гал. 1, 3 и др.). Кто имеет этот мир, тот бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями и не смущается никакими другими неожиданными бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую (39, 33).

Смотря по расположению принимающих, мир может и приходить к ним, и опять удаляться. Святитель Иоанн Златоуст (41, 357).

Сердце только тогда может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в евангельских заповедях, когда пребывает в них с самоотвержением (111, 504).

С благоговейной покорностью воздай славословие суду Божию и оправдай орудия, избранные Богом для твоего наказания. Мир Христов низойдет в твое сердце (108, 176).

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу-мир помыслов и спокойствие сердца (111, 533).

Тогда только можно найти священный покой, когда мысль и сердце погрузятся в смирение Христово и Его кротость, научившись им из Евангелия (111, 505).

Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием. Смирением вводится в душу мир Божий. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 275).

Действие Христова мира
Мир бывает следствием доброго порядка, а от мира рождается в душе свет, от света и мира проясняется ум. По мере же того, как сердце по устранении от мира сего приближается к духовной мудрости, оно приемлет радость от Бога и чувствует различие мудрости духовной и мудрости мирской, потому что в мудрости духовной овладевает душой молчание, а в мудрости мирской- источник парения мыслей. Преподобный Исаак Сирин (55, 401).

В мире Христовом сокровенно живет такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть (109, 221).

Святой мир входит в сердце... за словами смирения! Он... приносит чашу духовного утешения и к одру больного, и в темницу... к гонимому людьми... и бесами (108, 540).

Святой мир при своем обильном действии наводит на ум молчание и к блаженному вкушению себя влечет и душу, и тело. Тогда прекращается всякое движение крови, всякое ее влияние на состояние души-бывает великая тишина (109, 221-222).

Мир Христов есть источник непрестанной умной, сердечной, душевной, духовной молитвы, молитвы, приносимой из всего существа человеческого, действием Святого Духа; мир Христов есть постоянный источник благодатного... смирения Христова (109, 226).

Смирение есть непостижимое действие... мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом (109, 226-227).

Посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собой; он становится сыном Божиим по благодати (108, 522).

Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 130).

Мир истинный и мир ложный
Да не думают некоторые, будто бы я утверждаю, что надо дорожить всяким миром. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Коротко говоря, нехорошо быть и слишком вялым, и чрезмерно горячим, так чтобы или по мягкости нрава со всеми соглашаться, или из упорства со всеми разногласить. Как вялость бездеятельна, так и готовность со всеми соглашаться неполезна. Но когда идет речь о явном нечестии, лучше идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще ни на что, чем приобщаться закваске лукавства и присоединяться к зараженным ложью. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по этой боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины. Но если огорчаемся подозрением и боимся, не исследовав дела, тогда терпение предпочтительнее поспешности и снисходительность лучше настойчивости. Гораздо лучше и полезнее, не отделяясь от общего тела, как члены общего тела, исправлять друг друга и самим исправляться, нежели, преждевременно осудив своим отлучением и тем разрушив доверенность, потом повелительно требовать исправления, как свойственно властелинам, а не братиям. Святитель Григорий Богослов (11, 237-238).

Было бы смешно благо мира заключать в одном именовании мира... Если же согласие с людьми вредными заставляет вступающих в него под видом мира поступать враждебно, то... не принадлежат ли они к числу не имеющих со мною [церковного] общения? (10, 182).

Миротворец, ублажаемый Господом (Мф. 5, 9)-споспешник Господу, по слову апостола: "Мы-посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: "Примиритесь с Богом" (2 Кор. 5, 20); и еще: "Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Рим. 5. 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: "Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю" (Ин. 14, 27). Святитель Василий Великий (8, 267).

Сам Господь повелел нам искать мира, чтобы стяжать его. Тщательно познаем значение мира Божия и устремимся к нему, как и Господь сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27), чтобы никто не мог укорить нас, что мир наш-мир грешников. Преподобный Антоний Великий (82, 18).

Мир, срастворенный с правдой,-божественное дело. Если же одно будет без другого, это повредит добродетели, потому что и у разбойников, и у волков есть между собой мир, у одних-ко вреду для людей, у других-на гибель овцам. Но такого мира, не украшенного правдой, не назову миром; только если он сходится с правдой, он в подлинном смысле будет называться миром. Почему и Христос сказал: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). А что запрещает не всякий мир, но сопряженный с пороком, об этом говорит в другом месте: "Мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). Ибо в подлинном смысле мир есть тот, который украшен правдой и благочестием (51, 272).

Есть святая брань, и есть мир хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: "Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых" (Пс. 72, 3). Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на тех, кто не причинил им никакого вреда, и волки собираются в стаю, когда жаждут крови, и прелюбодей с прелюбодейцей, и блудник с блудницей живут в мире. Поэтому не полагай, что мир везде есть благо; нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто-нибудь со злословящими Промысл и заключает договоры с людьми недостойной жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда обитает он где-то вне и вдали от пределов мира. Поэтому [апостол] Павел и сказал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18), ибо ясно знал, что иногда это и невозможно (51, 424).

Единомыслие есть начало и основание всех благ для человека, и никто не должен подавать повода к брани и ссоре. Но если увидишь, что нанесен вред благочестию или обижены немощные, не предпочитай мира истине; напротив, стань мужественно и сражайся до крови, "подвизаясь против греха" (Евр. 12, 4). Поэтому-то и сказано апостолом: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18). Ибо иногда это бывает и невозможно, когда, как сказано выше, речь вдет о благочестии или когда надо стоять за обиженных. И что удивительного, если это не всегда возможно по отношению к другим людям, когда апостол позволяет даже разорвать необходимую связь между мужем и женой, составляющими одну плоть, сказав: "Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится" (1 Кор. 7, 15)? Преподобный Исидор Пелусиот (51, 304).

"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Как же Сам Он заповедал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? И почему Ангелы воспевали: "Слава в вышних Богу, и на земле мир" (Лк. 2, 14)? Почему все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда отсекается то, что заражено, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно Небу соединиться с землей. Ведь и врач тогда спасает тело, когда отсекает неизлечимый член, и военачальник восстанавливает спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием-и водворен мир. Так и [апостол] Павел поселил раздор между согласившимися против него (Де-ян. 23, 6). А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3 Цар. гл.21). Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия, но люди разделились между собой и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? "Не мир пришел Я принести", чем и утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом; Я это делаю потому, что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла неожиданно. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля. Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится Небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников Против дурного мнения о них в народе. Притом не сказал "брань", во, что гораздо ужаснее,-"меч". Если сказанное слишком тяжело и грозно, не удивляйтесь. Он хотел приучить к жестоким словам слух людей, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались...

Если же некоторые сочтут это тягостным, то пусть припомнят Древнюю историю. И в древние времена было то же самое - этим и показывается особенно как единство Ветхого Завета с Новым, так и то, что здесь говорит Тот же. Кто тогда давал заповеди. И у иудеев именно когда слили тельца и когда приобщились Ваал-Фегору (Исх. 32, 8; Чис. 25, 2), как только каждый умертвил ближнего своего, Бог прекратил гнев на них. Итак, где же утверждающие, что тот Бог был зол, а этот благ? Вот и этот Бог наполнил вселенную кровью родственников. Впрочем, мы говорим, что и это есть дело великого милосердия. Потому, показы вая, что Сам же Он одобрял и бывшее в Ветхом Завете, Он вспоминает и пророчество, произнесенное хотя и не по этому случаю, однако объясняющее то же самое. Какое же это пророчество? "Враги человеку-домашние его" (Мф. 10, 36). И у иудеев случилось нечто подобное. И у них были пророки и лжепророки; бывали также в народе разногласия, и дома разделялись. Одни верили тем, другие-другим. Поэтому пророк увещевает: "Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих... враги человеку- домашние его" (Мих. 7, 5-6). А говорил это для того, чтобы тех, которые примут учение, поставить выше всего. Не смерть ведь зло, а худая смерть-зло. Потому и сказал: "Огонь пришел Я низвести на землю" (Лк. 12, 49). Говоря это. Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как Сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтобы и мы любили Его столь же сильно. А такие слова и апостолов укрепляли, и возвышали дух. Если и ученики ваши, говорил Он, будут оставлять сродников, детей и родителей, то каковы, подумай, должны быть вы, учителя! Бедствия эти не кончатся на вас, но перейдут и на других. Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия. "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10, 37-38).

Что же? Не противоречит ли это древнему закону? Нет, напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями, а во Второзаконии хвалит такого ревнителя, "который говорит об отце своем и матери своей: "Я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает" (Втор. 33, 9), храня слова Божии. Если же [апостол] Павел многое заповедует о родителях и велит во всем им повиноваться-не удивляйся. Он велит повино-ваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело-воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно, но: если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это, ибо такая любовь губит и любимого, и любящего...

"Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф. 10, 39). Видишь ли, как вредно любить душу более надлежащего и как полезно ненавидеть ее? Так как требования Христа были тяжки, поскольку Он повелевал им восставать и против родителей и детей, против природы и родства, против вселенной и даже против собственной души, то Он обещает за это и самую великую награду. Святитель Иоанн Златоуст (41, 384-387).

Date: 2015-09-19; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию