Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-физиологические предпосылки. развития речи





Речь — это деятельность. Для того чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки органов речи. Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Необходимо также, чтобы речедвижения соотносились с соответствующими слуховыми ощущениями.

Как и всякая деятельность, речь побуждается мотивом, потребностью в общении. Если по каким-либо причинам эта потребность отсутствует, речь задерживается в своем развитии. Малоподвижный образ жизни детей с церебральным параличом и ограниченный характер их контактов с внешним миром может приводить к недоразвитию мотивационной сферы. Логопеду важно учитывать это обстоятельство в своей работе.

Особенно важна для речевой деятельности координация работы периферического речевого аппарата с работой речевых механизмов мозга.

В процессе развития речи ребенок должен научиться производить при помощи органов артикуляции различные единицы устной речи: фонемы, слоги, фонетические слова (группировка слогов под одним ударением), речевой такт (объединение слов при помощи ограничительных пауз) и фонетические фразы (объединенные единством интонации такты). С этой артикуляционной работой тесно связана работа мышц пишущей руки. В процессе развития речи формируется координация движений пишущей руки с артикуляцией.

Ребенок должен усвоить язык как знаковую систему, он должен научиться соотносить звуковые единицы языка со смысловыми (значимыми) единицами — морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями.

Для усвоения фонетических единиц языка нужны главным образом двигательные мышечные умения. Для усвоения же значимых единиц языка необходимы интеллектуальная работа, развитие определенных участков мозга и коры в целом, обеспечивающих формирование представлений, памяти, мышления.

Все действия — двигательные и интеллектуальные — фиксируются в центральной нервной системе человека. Поэтому развитие памяти — важное условие формирования речи.

Первый год жизни является подготовительным периодом и для развития у ребенка активной речи. Наряду с развитием речевого слуха и понимания речи благодаря произнесению звуков, слогов упражняется его артикуляционный аппарат. Вначале малыш еще не умеет им управлять, и произносимые певучие звуки являются лишь выражением хорошего настроения.

Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность.

Задача взрослых - развивать у малыша умение прислушиваться к звукам. С этой целью его внимание привлекают звучащей игрушкой, пением, разговором, произнесением отдельных слов. Благодаря «озвученной среде» младенец приобщается к внешнему миру, у него шлифуется слух, вырабатывается способность реагировать на звук, а затем и на слово. Все это стимулирует голосовые реакции ребенка: сначала появляются гортанные звуки, затем гуление, а в 5-6 месяцев - лепет.

 

В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого.

На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша но имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая его тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.

К 5-6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т. п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха.

Взрослые, чтобы поддержать лепет малыша, подхватывают произнесенные им звуки, а ребенок вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого.

Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать и грамматическим строем речи. Он употребляет простые предложения. Сначала они еще несовершенны, но постепенно малыш учится, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять разнообразные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги. Его речь приближается к речи взрослых и приобретает все большее значение в его жизни. Теперь она становится основным средством общения со взрослым и регулирует поведение малыша. Но этому предшествует кропотливая работа.

 







Date: 2015-09-19; view: 1567; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию