Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия и термины





АБРИС – линейное очертание предмета в литографии – контур воспроизводимого изображения, наносимый тушью на прозрачный материал, кальку или желатиновую плёнку.

АЛЕКСКАНДРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – историко-региональ­ный стиль русского классицизма начала XIX века по имени одного из самых выдающихся государей – императора Александра I Павловича (1801 – 1825). Возникновение и художественная особенность стиля состояли в последовательном проникновении вглубь веков: от открытий Геркуланума и Помпей через изучение Витрувия и Палладио к развалинам древнегреческих храмов Пестума и Сицилии. Главной особенностью александровского классицизма стала простота и даже аскетизм. Крупнейшие памятники – ансамбль стрелки Васильевского острова с зданием Биржи и ростральными колоннами по проекту Тома де Томона, Главное Адмиралтейство и Горный институт А. Захарова в Петербурге.

АЛЛЕГОРИЯ (от греч. Allegoria – «говорить иначе», иносказание) – в изобразительном искусстве – художественный образ, в котором наиболее общие, отвлеченные идеи: добро, сила, власть, любовь, справедливость, неизобразимые непосредственно, показываются иносказательно, в виде живых существ или фигуры человека.

АЛТАРНЫЙ ОБРАЗ – живописная картина (реже – скульптура), расположенная в христианской церкви на алтаре, выше него или за ним. Изображения могут быть различны по величине, формату и количеству (диптих, триптих, полиптих). Могут быть небольшими и переносными или закреплёнными на месте.

АЛТАРЬ – часть христианской церкви, где располагается хор и священнослужители. Первоначально отделялась от нефа. Название возникло в средние века, когда алтари стали возвышаться над уровнем нефа, от которого они отделялись алтарной преградой, также называемой алтарём, с изображением Распятия (у католиков) или в виде иконостаса (у православных).

АМПИР (от фр. empire – империя) – стиль в архитектуре и искусстве (главным образом, декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, сложившийся в недрах классицизма и завершающий его развитие. Как и классицизм, ампир, ориентируясь на образцы античного искусства, включил в свой круг и художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения воинской силы. Характерно стремление к монументальной выразительности и предельной лапидарности. «Русский ампир» делился на две ветви: столичную и провинциальную. Олицетворением столичного, «петербургского ампира» был К. Росси, смягчивший своим итальянско-русским вкусом жесткость неполеоновского стиля.

АНТАБЛЕМЕНТ – в античной архитектуре верхняя часть ордера, находящаяся над колонной и состоящая из архитрава, фриза и карниза.

АНФИЛАДА (фр.) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. Чаще всего анфилада встречается в дворцах барокко и классицизма.

АПСИДА (от греч. hfpsis, род. падеж hapsidos – свод) – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или полусомкнутым сводом. В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.

АРКА – в архитектуре криволинейная конструкция, перекрывающая проём в стене или пространство между двумя опорами.

АРХИВОЛЬТ (от лат. arcus volutes – обрамляющая дуга) – архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки.

АРХИТЕКТУРА – (зодчество) – искусство проектирования сооружений. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материала для наружного и внутреннего применения, проектирования системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения, электро- и водоснабжение; декоративное оформление. Архитектурный стиль складывается на основе приёмов и стилей, свойственных культуре определённого периода, при этом стиль может называться по имени архитектора (например, “растреллиевский стиль” в русской архитектуре середины XVIIIвека) или группы архитекторов, внедривших его.

БАЗИЛИКА (с греч. – царский дом) прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно три или пять) частей – нефов (кораблей); средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в базилику обычно через нартекс.

БАРОККО – в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке стиль, распространившийся в Западной Европе в 1600 – 1750 гг., которому присущи выразительность, пышность, динамика. Направленное на поддержку католической церкви в её борьбе с реформацией, искусство барокко стремилось воздействовать на чувства зрителей. Термин “барокко” впервые применил в XIX веке швейцарский историк Якоб Буркхардт, употребив его в пренебрежительном смысле как “вычурный”, “причудливый”.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ – в изобразительном искусстве и архитектуре, возникший в IV – V веках в Византии и распространившийся на Италию, Балканы и Россию, где сохранялся на протяжении многих веков. Характеризуется высоким уровнем стилизации, подчёркнутой плоскостностью, использованием жёстких канонов в художественном изображении, яркими красками, золотом. Высокого уровня развития достигло мастерство мозаики, книжной миниатюры, иконописи. В архитектуре широко применялась купольная конструкция с поддерживающими парусами свода.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА АРХИТЕКТУРЫ И БЕЛОКАМЕННОЙ РЕЗЬБЫ – условное название историко-региональ­ного типа искусства, представляющего собой вершину средневекового искусства домонгольской Руси. Во второй половине XII века вокруг Владимира, Суздаля складывалась оригинальная местная художественная школа. Византийские начала, из которых выросло зодчество и изобразительное искусство Киевской Руси, совершенно иным образом перерабатывались во Владимиро-Суздальском княжестве. В «аристократический по духу стиль» (И.Э. Грабарь) владимиро-суздальской школы вклад внесли как русские, так и иностранные мастера. Одни изображения белокаменной резьбы носят ярко выраженный фольклорный характер и близки русской народной резьбе по дереву. Другие – демонстрируют соединение византийского, греко-скифско- персидского «звериного» стиля и западные романские влияния. Архитектурные памятники – шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова на реке Нерль (1165), Дмитриевский собор во Владимире (1194 – 1197).

ГОДУНОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – условное название стиля русского искусства, связанного с деятельностью Бориса Годунова. Русские мастера этого времени ориентировались на «классический стиль» кремлевских соборов, построенных зодчими итальянского Возрождения: Успенского – А. Фиораванти, Архангельского – А. Новым, колокольни Ивана Великого – Боном Фрязиным. При этом воспроизводилась как общая композиция, отличающаяся рациональностью, ясностью плана и пропорцией фасада, строгой геометричностью форм, так и отдельные детали: ордерные и декоративные элементы, полуциркульные арки. К памятникам годуновского классицизма следует отнести старый собор Донского монастыря в Москве (1593), церковь Троицы в Вяземах – усадьбе Бориса Годунова (1598 – 1600).

ГОЛИЦИНСКОЕ БАРОККО – художественный стиль московской архитектуры и декоративного искусства конца XVII – начала ХVIII века. Самым ярким и необычным памятником этого стиля стала церковь Знамения Богородицы в подмосковной усадьбе Голициных, селе Дубровицы (1690 – 1697). План церкви представляет собой центрическое решение, основанное на сочетании окружностей. В соединении с причудливым растительным рельефным орнаментом, превращающим эту постройку в некое подобие гигантской скульптуры, и удивительной красоты ажурной золотой короной взамен традиционной главы, дубровицкая церковь – пример уникального, нигде более не повторяющегося стиля.

ДЕИСУС (от греч. deesis – моление) – древнерусское название композиции, изображающей Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Предтечи.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО – исторический тип искусства. Период древнерусского искусства условно ограничен с одной стороны датой крещения Руси, а с другой – рубежом XVI – XVII веков, когда началась интенсивная европеизация русской культуры. Художественный стиль искусства Древней Руси складывался постепенно в связи с совершенно особыми историческими, географическими и этническими условиями. Вместе с тем показательно, что эволюции, например, древнерусского архитектурного стиля присуще те же закономерности, что западноевропейскому. Так, тенденция «повышения» пропорций древнерусских храмов, в том числе и домонгольского периода XII – XIII веков, можно считать стилистической параллелью развития пропорционального строя западноевропейской архитектуры от романского к готическому. Особенно прославила искусство Руси древнерусская иконопись. Так же, как архитектура, мозаика и фреска, она пришла из Византии, но почти сразу же приобрела яркие национальные черты и прежде всего в Москве. В пору своего подъема, своеобразного «русского ренессанса»XIV – XV веков, древнерусская иконопись отличалась от византийской большим психологизмом, эмоциональностью, свободой трактовки канонической иконографии.

ЕЛЕУСА (с греч. – умиление) – иконографический тип изображения Богоматери с младенцем – Иисусом на руках, прижимающейся к нему щекой.

ЕВХАРИСТИЯ (от греч. eucharistia – благодарение) – причащение; одно из основных таинств христианской религии, согласно которому верующие причащались вином и хлебом, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль в русском искусстве второй половины XVIII века. Его возникновение и развитие связано с правлением Екатерины II (1762 – 1796 гг.). Екатерининский Классицизм сыграл огромную роль в формировании классицистского облика Петербурга. Множество лучших памятников архитектуры Петербурга было сооружено именно в это время. Екатерининский Классицизм часто называют ранним русским Классицизмом или “переходным стилем”. Основные его черты: камерность, изящество, лёгкость и некоторая “неразвитость” форм, действительно свойственная ранним стадиям развития того или иного художественного стиля. В Екатерининском Классицизме сохранились и некоторые черты предшествующего периода “Растреллиевского Барокко”, или “Елизаветинского Рококо”.

ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ РОКОКО – художественный стиль в русском искусстве середины XVIII века, связанный с временем правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). При Елизавете Петровне развернулись широкие строительные работы в Петербурге и Царском селе. В это время не только обычаи елизаветинского двора напоминали нравы французского Рококо, но и архитектура также следовала новой моде. Однако елизаветинский стиль был эклектичным. В экстерьерах архитектуры преобладали элементы Классицизма и Барокко аналогично тому, как это было во Франции в эпоху Людовика XIV, а в интерьерах и мебели – Рококо. Наиболее полно этот стиль выразил в своём творчестве обер-архитектор елизаветинского двора Франческо БартоломеоРастрелли. Постройки Ф. Б. Растрелли нельзя всецело отнести ни к классицизму, ни к барокко, ни к рококо – так, как эти стили понимали в Западной Европе, скорее всего, они составляют особый “растреллиевский” стиль.

ЖАНР (с фр. – вид) – особый вид произведения в рамках художественно формы, отличающийся своей структурой, содержанием или стилем.

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ – изображение сцен (часто домашних) из повседневной жизни. Широкое распространение жанровая живопись получила в русском искусстве второй половине XIX века в творчестве художников – передвижников (В. Перова, И. Репина, В. Маковского, В. Якоби, Н. Ярошенко).

ЖИВОПИСЬ – вид изобразительного искусства. Пигмент или краска наносятся на какую–либо поверхность: стену, холст, бумагу или дерево. Способы живописных работ: энкаустика, фреска, масляная краска, акварель. Жанры живописи: жанровая, историческая живопись, пейзаж, портрет, натюрморт, ню.

ИЗОКЕФАЛИЯ (от изо… и греч. kephale – голова) – равноголовие в рельефах и живописи – расположение голов (иногда разных по величине и по позам фигур) на одном уровне. Один из основных законов древнерусской живописи.

ИКОНА (от греч. eikon – изображение, образ) – в широком смысле – в христианской религии – изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых; является предметом культа; в узком значении – произведение становой живописи, имеющее культовое значение.

ИКОНОБОРЧЕСТВО – религиозно-политическое движение, возникшее в Византии в VIII – IX веках, направленное против почитания икон и иных изображений Божества.

ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon – изображение, образ и grapho - пишу)- строго установленная система изображения какого-либо персонажа или сюжета в живописи. Иконографические каноны были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом.

ИКОНОПИСЬ – писание икон, вид средневековой живописи религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

ИКОНОСТАС (от греч. eikon – образ и statis – место стояния) – в православном храме перегородка с иконами, отделяющая алтарь от основной части его интерьера. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами на ней. Высокий иконостас известен с начала XV века, связан с именами А. Рублёва, Ф. Грека (Иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле – 1405 г.).

ИСКУССТВО – одна из символических и наиболее динамичных форм духовной культуры, осваивающая мир посредством системы образов и опирающаяся на критерий красоты. Формами искусства являются: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, танец, кино.

ИСТОРИЗМ в архитектуре и изобразительном искусстве - копирование стилей прошлых эпох, например возрождение готики и классицизма в XIX веке. Предполагает детальный повтор в отличие от иронического подхода постмодернизма или от сочетания различных стилей в произведении, характерного для эклектизма.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ – жанр, основанный на изображении сцен из классических источников, мифологии, Библии, литературных произведений. Начиная с раннего Возрождения, жанр считался наивысшей формой академической живописи вплоть до заката традиций академизма в XIX веке. Стремлением исторической живописи было отображение наиболее благородных тем и чувств. Русские исторические живописцы XIX века: Д. Флавицкий, М. Васильев, Н. Ге и др.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА – изучение произведений искусства. Начало систематическому изучению истории искусства было положено Иоганном Винкельманом в середине XVIII века, но научной дисциплиной история искусства стала в 1844 г., когда в Берлинском университете была открыта кафедра. К концу XIX века сформировалось два основных подхода в её изучению: одни рассматривали искусство в его культурном и социальном аспектах (Якоб Буркхардт, Ипполит Тен); другие стремились анализировать произведение искусства с точки зрения таких “формальных” качеств, как цвет, рисунок, форма (Генрих Вёльфин). Позднее выработался подход отказа от формализма и сосредоточения на иконографии, анализе значения произведения искусства (Эрвин Панофски, Эмиль Маль).

КЛАССИЦИЗМ – в изобразительном искусстве, музыке, литературе, – стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: симметрии, рационализма, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания произведения его форме.

КРЫТАЯ АРКАДА (гульбище) – в монастыре крытая галерея вокруг внутреннего двора с выходом в него. С помощью крытых аркад монастырские службы соединяются с церковью.

НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ – украшение стен, сводов, потолков фресками, маслом, темперой или энкаустикой.

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО – условное название стиля русской архитектуры конца XVII века, связанного с деятельностью ближайших родственников Петра I Нарышкиных – молодого боярского рода, к которому принадлежала мать Петра. В стиле «нарышкинского барокко» соединились традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями западноевропейской архитектуры. Один из самых известных памятников стиля – церковь Покрова Богородицы в Филях (ок. 1693). По композиции «нарышкинские церкви» – традиционный «восьмерик на четверике», лишь усложненный декорациями и кружевной орнаментикой

НАТЮРМОРТ – в живописи и графике – изображение неодушевлённых объектов. Натюрморт возник в эпоху античности, но как самостоятельный жанр развился в XVII веке.

НЕФ – в архитектуре – центральная часть церкви между хором и входом.

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА АРХИТЕКТУРЫ, ИКОНОПИСИ И ФРЕСКИ – одна из главных школ древнерусского искусства «домонгольского» периода. Искусство новгородских зодчих отличается особой полнокровностью, свежестью и непосредственностью формирования оригинального стиля. Архитектурные сооружения просты и выразительны по форме, их художественный образ отличается невероятной массивностью и силой. Именно в новгородской архитектуре стало формироваться традиционное русское пятиглавие, а компактный объем храма возник естественно от сурового северного климата. Узкие окна также были обусловлены холодами, отсутствием отопления и стекол. Обилие снегов и дождей вызвало появление более заостренного, по сравнению с полусферическим византийским куполом, шлемовидного перекрытия, позднее превратившегося в изысканную форму «луковицы». Истоки новгородской иконописи и фрески относятся к XI веку, их расцвет – к XII – XIII столетиям, новый подъем, связанный с «русским ренессансом» происходит в XIV- XV века. Главой её был прибывший из Византии живописец Феофан Грек. Русские живописцы, выработавшие свой, весьма экспрессивный стиль, восприняли творчество Ф. Грека, его манеру и почерк, который повлиял на живопись самих новгородцев.

НЮ – в изобразительном искусстве – изображение обнажённого человеческого тела. Является отражением моральных и эстетических идеалов эпохи. Обнажённая натура встречается в искусстве большинства культур (за исключением иудейской и мусульманской), но главным предметом изображения становится в Греции в VI в. до н. э. Христианская церковь не одобряла показ обнажённого человеческого тела, считая его постыдным. С Возрождением античная культура ню вновь обретает гуманистическую ценность, в течение веков изучение обнажённой натуры стало основой искусства.

ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – (обращённая, извращённая) – особая система изображения и воспроизведения действительности, изображаемой на иконах, для которой характерны нарушения правил линейной перспективы. Один из приёмов разноцентренности в изображении (взгляд с разных ракурсов).

ОДИГИТРИЯ (с греч. – “Путеводительница”) – иконографический тип изображения Богоматери с младенцем – Иисусом на руках.

ОРАНТА (с лат. – “Молящаяся”) – один из иконографических типов изображения Богоматери. Главный смысл и мотив – моление Богоматери за людей: Богородица изображена одна в полный рост с молитвенно воздетыми вверх руками. В Древней Руси это изображение называли “нерушимая стена”. По древней традиции этот тип Богородицы помещали в конхе (навершии) алтаря.

ПАНТОКРАТОР (с греч. – “Вседержитель”) – иконографический тип изображения Иисуса Христа, вершителя судеб, владыки мира. Поясное изображение Христа с Евангелием в левой руке, знаком принесённого им в мир учения, и с правой рукой – десницей, жестом благословения. По традиции Спас Вседержитель в течение многих веков изображался в куполах православных церквей.

ПАРСУНА (от лат. Persona – личность, лицо) – тип портретного искусства, в котором соединяются стилистические качества и приемы древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры, «по-живописному», масляными красками. Возникла в России в конце XVII века под влиянием искусства Польши и Западной Украины. Термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал тоже, что и «персона», то есть просто портрет. Нот поскольку «парсунное письмо» XVII – XVIII веков имеет ярко выраженный стиль, то этот термин позднее приобрел специальное значение. Характерные признаки парсуны: статичность и фронтальность изображения, локальность цвета, линеарность, некоторая наивность в моделировке деталей, свойственная архаичному и примитивному искусству.

ПЕРЕДВИЖНИКИ – объединение передовых русских художников-живописцев и скульпторов второй половины XIX века. В 1863 г. в петербургской Академии художеств произошел «бунт четырнадцати». Группа выпускников, возглавляемая И. Крамским, отказалась выполнять предложенную им дипломную работу (композицию «Пир в Валгалле») и потребовала права свободного выбора сюжета, связанного с «русской жизнью». Получив отказ, бунтари демонстративно вышли из Академии и организовали в 1865 г. «Артель художников», а с 1870 г., вместе с московскими живописцами, – «Товарищество передвижных художественных выставок». Для большинства передвижников характерны типично русские черты: социальный максимализм и потребность в жертвенности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX века. Социальная направленность и высокая гражданственность идей выделяют лучшие произведения передвижников в европейской жанровой живописи XIX века.

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО – стиль архитектуры Петербурга при жизни его создателя, Петра Великого, в первой четверти XVIII века. Подобно «нарышкинскому» и «голицинскому барокко» не является стилем барокко в подлинном смысле этого слова. Решающими для формирования стиля были личные вкусы Петра, а также особое географическое положение, климатические условия и ландшафт нового города. Петр I говорил: «Петербург будет другой Амстердам!», ему нравилась двухцветная окраска голландских зданий из красного кирпича с отделкой белым камнем – наличников, порталов, карнизов, - создавшая образ скромной, практичной, и вместе с тем нарядной архитектуры. Выразителем этого стиля в России стал выходец из итальянской Швейцарии Д. Трезини, проходивший архитектурную школу в Дании. С самого начала он привнес в строительство Петербурга рациональность, ясность, логичность и одновременно приморский романтический дух. Архитектурные памятники – дворец Меньшикова на Васильевском острове, здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор.

ПОРТИК – в архитектуре – портал с фронтоном и колоннами.

ПОРТРЕТ – в изобразительных видах искусства – создание подобия кого-либо. Такие подобия существуют во многих культурах, но впервые получили широкое распространение в Древнем Риме в виде статуй и монет с изображениями богатых и могущественных людей. В средние века этот вид искусства был забыт, но в XIV веке началось его возрождение, так как покровители (в древнерусском искусстве – святые, князья и полководцы) начали изображаться в картинах на религиозные темы. В истории русского искусства портретный жанр постепенно формируется на протяжении XVII века. В XVIII веке в России основоположниками классического парадного портрета являются Д. Левицкий, В. Боровиковский.

ПРИДЕЛ – в церковной архитектуре – обычно пространство, параллельное нефу, лежащее между ним и наружными стенами. В больших церквах может вмещать хор и трансепт.

РЕАЛИЗМ – общее для искусства и литературы понятие, которое обозначает объективный натуралистический подход к изображаемому предмету. В более строгом смысле реализм обозначает движение в европейском искусстве и литературе середины XIX века, возникновение которого явилось ответной реакцией на романтическую и классическую идеализацию, а также отрицанием общепринятых академических тем. Для реализма свойственно изображение повседневной жизни и тщательное воспроизведение социального окружения. В русском искусстве в середине XIX века широко распространены эстетические принципы критического реализма (творчество Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Мусоргского, И. Репина, Перова).

РЕЛЬЕФ – в скульптуре, в частности – в монументальной скульптуре – резные фигуры и другие формы, выступающие на основном фоне. В зависимости от степени выпуклости различают: барельеф (низкий), полувыпуклый рельеф и горельеф (высокий).

РОМАНТИЗМ (франц.. romantisme от лат. Romanum – римский от Roma – Рим) – одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Как художественное направление романтизм ставит во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворённость художника. Конкретно и в более узком смысле романтизм – это европейская культура второй половины XVIII – начала XIX века, в отличие от классицизма XIX века. Главные темы романтического искусства и литературы – это любовь к величественным пространственным пейзажам, ностальгия по прошлому, любовь ко всему простому (в частности, к народным традициям), культ героических личностей, романтические чувства, мистицизм и очарованность смертью. В России Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг друга. В Петербурге появление слова «романтизм» в отношении к живописи было связано с творчеством портретиста А. Варнека. Наиболее яркими примерами соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова, А. Венецианова.
В архитектуре эстетика романтизма проявлялась в праве свободного использования наследия не только античной культуры, но и всех предшествовавших эпох. В русских романтических парках дворец или усадьба в строгом классическом стиле окружалась романтическим пейзажным садом с павильонами в «готическом» вкусе.

СИМУЛЬТАНИЗМ (фр. simultannisme – от simultane – одновременный, лат. Simul – сразу, в одно и то же время) – совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении. Явление, характерное для многих форм древнего, архаического и примитивного искусства геометрического стиля, когда различные проекции объёмной формы изображаются рядом, в одной плоскости, как бы существующими одновременно.

СКУЛЬПТУРА – искусство придавать художественную форму таким материалам как дерево, камень, глина, металл, позднее пластмассы и другие синтетические материалы. Уже первобытный человек изготовлял каменные статуэтки. Все древние цивилизации оставили образцы скульптурного творчества; и сегодня многие культуры сохраняют богатые традиции изготовления скульптур.

СТИЛЬ (лат. stylus от греч. stylos – стержень, палочка для письма по восковой дощечке) – фундаментальная категория искусства. В искусствознании содержание понятия «стиль» близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы, манеры, но в то же время отличается от них. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Чаще всего стиль определяют как «систему внутренних связей» между всеми компонентами творческого процесса: содержанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственными построениями, колоритом, техникой выполнения, приемами и материалами. Стиль – обязательно синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ И РЕМЕСЕЛ – условное название оригинального стиля иконописи XVII века, названного по имени сольвычегодских купцов-меценатов Строгановых, в котором традиции древнерусского искусства и ярославской школы живописи – узорчатость, красочность – соединились с новейшим влиянием Барокко и Маньеризма – светотенью, тональной моделировкой объемов, перспективой, повествовательностью композиции. Строгановская школа приобрела широкую известность и стала символом нового европеизированного стиля русского иконописного искусства.

ТЕМПЕРА – живопись красками, в которых связующим веществом для порошковых пигментов служат растворимые в воде эмульсии, например яичный желток. Темпера отличается насыщенными прозрачными красками. Темпера была основной краской в древнерусской живописи.

ТЕРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (от лат. terratologium – собрание земных редкостей; греч. teras – чудовище) – стиль изображения, образованный причудливо переплетающимися зооморфными и растительными мотивами. Для терратологического орнамента в отличие от простого «звериного орнамента» характерно фантастическое соединение звериных и растительных форм, изображение сказочных чудовищ. Драконов, химер и т.п. В конкретно-историческом смысле терратологическим называют орнамент романского и древнерусского искусства XII – XIV веков.

ТРАНСЕПТ – поперечный неф собора.

ХОРЫ – верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, в парадных залах дворцов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – совокупный способ и продукт художественной деятельности людей (М.С. Каган).

ЭКЛЕКТИЗМ (от греческого слова «эклегейн» – выбирать, избирать) – в искусстве – использование мотивов и элементов различных стилей, периодов, стран. Такое соединение различных стилей, например, характерно для Елизаветинского рококо.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eshatos – последний, конечный, logos – слово, знание, закон) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества. Различают индивидуальную эсхатологию, то есть учение о загробной жизни единой человеческой души, и всемирную эсхатологию – учение о цели космоса и истории, об их конце, и о том, что за этим следует.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию