Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационные процессы
Тема 1. Основные понятия информатики
Информатика – молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные c поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Понятие "информация" достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, приспосабливая к своим целям, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области. Деятельность людей связана с переработкой и использованием материалов, энергии и информации. Соответственно развивались научные и технические дисциплины, отражающие вопросы материаловедения, энергетики и информатики. Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий. Сложность явления информации, его многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном появлении новых толкований понятий информатики и информации.
Термин «информатика» используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации. Информатика – это область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации средствами ВТ, а также принципов функционирования этих средств. В 1996 г. на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» была предложена структура предметной области «Информатика», которая включает четыре раздела: теоретическая информатика – философские основы информатики, математические и информационные модели, теория алгоритмов, теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий; средства информатизации: - технические (ПК, устройства ввода/вывода и отображения информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, сети ЭВМ, средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы); - программные (ОС и языки программирования, текстовые и графические редакторы, СУБД, процессоры электронных таблиц, средства моделирования объектов, процессов, систем, словари, средства зашиты информации от разрушения и несанкционированного доступа, издательские системы, системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.д.), системы искусственного интеллекта и др.); информационные технологии: ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовки текстовых и графических документов, технической документации; защиты информации; программирования, проектирования, моделирования, обучения диагностики, управления (объектами, процессами, системами); социальная информатика: закономерности и проблемы становления и развития информационного общества, проблемы информационной безопасности, новые возможности развития личности в информационном обществе, информационная культура и информационная безопасность личности.
В широком смысле информация — это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную перед человеком задачу. В философском смысле информация есть отражение реального мира; это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает. В современной науке рассматриваются два вида информации. Объективная (первичная) информация - свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре. Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе. В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.
К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия. Термин данные происходит от слова data - факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение. Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию. Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию. Существуют и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал. Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области. Необходимо отметить, что универсальных определений этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному. Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний. Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации. Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рисунке 1. рис. 1. Процесс принятия решений
Для решения поставленной задачи фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания.
Обмен информацией был и является одной из отличительных особенностей человеческой деятельности. Общение людей друг с другом, их взаимоотношения с внешним миром, их производственная, научная и общественная деятельность тесно связаны с информационными процессами – процессами восприятия, передачи, обработки, поиска, хранения и отображения информации. Без обмена информацией невозможно управление различными объектами, организация производственной, научной и общественной жизни человека. Для того чтобы в материальном мире происходили обмен информацией, ее преобразование и передача, должны быть носитель, передатчик, канал связи, приемник и получатель. Среда передачи объединяет источник и получателя информации в информационную систему (рис. 2). Рис. 2. Информационная система (ИС) Получатель информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет использована. Подобные информационные системы возникают не только среди людей. Обмен информацией происходит и в животном, и в растительном мире. Если же участником информационной системы является человек, то речь идет о смысловой информации, т.е. информации, выражаемой человеком. Информация - совокупность сведений, воспринимаемых из окружающий среды, выдаваемых в окружающую среду либо сохраняемой внутри информационной системы. Данные - представление в формальном виде конкретная информация об объектах предметной области, их свойствах и взаимосвязях, отражающая события и ситуации в этой области. Данные представляются в виде позволяющим автоматизировать их сбор, хранение и дальнейшую обработку информационными системами. Данные это запись в соответствующем коде.
Информация служит важным средством существования общества, жизни и деятельности всех людей. Ее объемы быстро растут. Стремительно меняется и характер использования информации. В первую очередь это связано с тем, что ранее в производственной деятельности использовались научные идеи и открытия, сделанные ранее, зачастую много веков назад. Теперь же развитие хозяйственной деятельности требует использования новых научных идей через год-два после их появления, что, в свою очередь, требует обработки все возрастающих потоков информации. Это приводит к необходимости индустриализации информационных процессов, т.е. таких процессов, которые (рис. 3) включают все операции, связанные со сбором, передачей, хранением, обработкой и выдачей информации.
В последнее время возникло новое понятие - информационные ресурсы. Современные информационные ресурсы - это научные теории, открытия, патенты, изобретения, экономикоматематические модели, проекты машин и технологических процессов, сведения о недрах земли и океанов и т.п. Рис. 3. Структура информационного процесса
Информация как ресурс обладает всеми свойствами товара: ее можно продавать, покупать, хранить, уничтожать и т.д. Вместе с тем информационные ресурсы имеют ряд особенностей: 1. В отличие от других (материальных) ресурсов они неисчерпаемы. По мере развития общества и роста потребления знаний запасы материальных ресурсов не убывают, а растут. 2. По мере использования информационные ресурсы не исчезают, а сохраняются и могут даже увеличиваться за счет конструкционной трансформации полученных сообщений с учетом конкретных условий их использования. 3. Информационные ресурсы несамостоятельны. Сами по себе они имеют лишь потенциальное значение. Только в соединении с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье) информационные ресурсы проявляют свою движущую силу. 4. Эффективность их применения связана с эффектом непервоначального (повторного) производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование. 5. Выступают формой непосредственного (прямого) включения науки (в том числе теоретических исследований) в состав производительных сил. 6. Применение нового информационного ресурса вместо устаревшего способно осуществить действия радикального характера, во много раз повысить производительность труда, коренным образом изменить условия труда и т.п.
Выделяют три фазы существования информации: 1. Ассимилированная информация - представление сообщений в сознании человека, связанная с системой его понятий и оценок. 2. Документированная информация - сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе. 3. Передаваемая информация - сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.
Информационные процессы Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели). Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).
Date: 2015-09-19; view: 1240; Нарушение авторских прав |