Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бакалавр

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Переаттестация по дисциплине

 

 

Наименование направления подготовки

080100 «Экономика»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Екатеринбург

 


 

Рекомендовано научно-методическим советом Уральского государственного экономического университета

Составители: А.М. Тихомирова, В.Ф. Кузнецова

Рецензент В.В. Егоров

Редактор и корректор Л.В. Матвеева Компьютерная верстка Н.И. Якимовой Поз. 433. Подписано в печать 30.11.2007. Формат бумаги 60 х 84 Vie. Бумага для множительных аппаратов. Печать плоская. Уч.-изд. л. 0,62. Усл. печ. л. 1,27. Заказ Тираж экз.

Издательство

Уральского государственного экономического университета 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45


 

 


ПОП УрГЭУ

© Уральский государственный экономический университет, 2007


Введение

Сокращенная подготовка специалистов с высшим образованием является важным звеном в системе обучения в Уральском государствен­ном экономическом университете. Она предполагает изучение дисцип­лин на основе сквозных учебных планов, охватывающих обучение как в среднем профессиональном, так и в высшем учебном заведении. Но существует проблема значительной неоднородности базовой подготовки и различия в сроках давности окончания студентами средних профес­сиональных учебных заведений. В связи с этим необходимо активизиро­вать самостоятельную работу студентов, развивать учебные навыки.

Данные тесты предназначены для студентов факультета сокра­щенной подготовки. Работа с ними должна помочь студентам лучше подготовиться к восприятию вузовского курса социологии. Поиск отве­тов на тестовые задания способствует созданию необходимой основы для успешного обучения в университете. А так как данная форма само­стоятельной работы студентов является составной частью учебного про­цесса по сокращенной программе, студенты факультета сокращенной подготовки обязаны при подготовке к сессии найти правильные ответы на предлагаемые в тестах вопросы.

В настоящем издании содержится 6 вариантов тестовых заданий на проверку знаний по курсу «Социология». Эти задания предназначены для проверки знаний, полученных студентами в среднем профессиональ­ном учебном заведении, в соответствии с требованиями государственно­го образовательного стандарта. Аттестация проводится при условии вы­полнения студентами предложенных тестовых заданий к главным темам дисциплины. Для выполнения заданий следует обратиться к учебной ли­тературе, список которой приведен ниже. Каждый студент выполняет по одному варианту заданий. Выбор варианта определяется начальной бук­вой фамилии и осуществляется в соответствии со схемой.

При выполнении предложенных заданий студентом могут быть использованы любые информационные ресурсы, в частности учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, законодательные и нормативные акты (в том числе полученные с использованием информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант Плюс»), материалы сети Internet.

Использованные студентом источники должны быть внесены в список литературы.

Наличие введения и заключения в работе по переаттестации не является обязательным.

 

 

Начальная буква фамилии Вариант задания к каждой теме
А, Б, В, Г, Д  
Е, Ж, З, И, К  
Л, М, Н, О  
П, Р, С, Т  
У, Ф, Х, Ц, Ч  
Ш, Щ, Э, Ю, Я  

 

 

Тесты для проверки остаточных знаний студентов

Вариант 1

1. Когда возникла наука социология?

1.1) в древности;

1.2) в XX веке;

1.3) в середине XIX века.

2. Личность в социологическом понимании - это:

2.1) положительная характеристика индивида;

2.2) социальные качества индивида, приобретаемые им в обще­стве;

2.3) внутренний душевный мир человека.

3. Социализация личности осуществляется более интенсивно:

3.1) в зрелом возрасте;

3.2) в детстве и юности;

3.3) в пожилом возрасте.

4. Освоение индивидом социальных ролей осуществляется в процессе:

4.1) маргинализации;

4.2) девиации;

4.3) социализации;

5. Социальный статус - это:

5.1) высокая должность;

5.2) уровень образования;

5.3) положение человека в обществе, определяемое его принад­лежностью к тому или иному социальному слою.

6. Социальный контроль выполняет в обществе функции:

6.1) социального развития и дифференциации;

6.2) социального взаимодействия;

6.3) сохранения целостности общества и социальной селекции.

7. Определите тип социальной санкции «комплимент».

7.1) формальная позитивная;

7.2) неформальная позитивная.

8. Выберите самое полное, точное определение. Девиантное поведение - это:

8.1) поведение, не соответствующее социальным ожиданиям;

8.2) поведение, соответствующее социальной роли;

8.3) массовое, типичное поведение;

8.4) поведение, осуждаемое обществом.

9. Какое определение не относится к понятию «общество»?

9.1) совокупность всех форм коллективной жизни людей;

9.2) совокупность взаимодействующих индивидов с их социо­культурными отношениями и процессами;

9.3) виды деятельности, складывающиеся в процессе историче­ского развития;

9.4) тип социальной системы, достигший высшего уровня само­достаточности.

10. Какое определение будет более общим? Социальная стратификация - это:

10.1) сеть устойчивых упорядоченных связей между классами;

10.2) понятие, обозначающее систему признаков и критериев со­циального расслоения, неравенства в обществе;

10.3) понятие, обозначающее социально обусловленное разделе­ние общественного труда.

Вариант 2

1. Кто ввел термин «социология»?

1.1) В.И. Ленин;

1.2) Г. Гегель;

1.3) К. Маркс;

1.4) О. Конт;

1.5) Г. Спенсер.

2. Обладает ли социология «монополией» на изучение личности?

2.1) да, так как личность - социологическая категория;

2.2) нет, так как личность изучают и другие науки.

3. Социальная роль - это:

3.1) жизненная позиция;

3.2) профессия;

3.3) определенный способ поведения индивида в обществе, соот­ветствующий социальным ожиданиям.

4. Статусные роли:

4.1) даются от рождения;

4.2) приобретаются;

4.3) возможно и то, и другое.

5. Можно ли избежать социального контроля?

5.1) да;

5.2) нет.

6. Определите тип социальной санкции «бойкот».

6.1) формальная позитивная;

6.2) неформальная позитивная;

6.3) формально негативная;

6.4) неформально негативная.

7. Девиации носят:

7.1) абсолютный характер, т.е. одинаковы везде, вечны, неиз­менны;

7.2) относительный характер, т.е. отличаются у разных народов, на разных уровнях развития общества.

8. Какая теория объясняет девиантное поведение следующим образом: девиации появляются и принимают массовый характер в отдельные переломные периоды развития общества, когда старые нормы утра­чивают свое значение для большинства людей, а новые еще не сфор­мированы или не приобрели массового характера?

8.1) теория аномии Р. Мертона;

8.2) теория стигматизации;

8.3) теория аномии Э. Дюркгейма.

9. Выберите самое широкое понятие:

9.1) общество;

9.2) светское общество;

9.3) гражданское общество;

9.4) государство;

9.5) социальная группа.

10. Как называется группа людей, членство в которой передается по на­следству и закрепляется законами или четкими традициями?

10.1) сословие;

10.2) класс;

10.3) профессия;

10.4) гражданство.

Вариант 3

1. Какие изменения и процессы в обществе явились социальными пред­посылками возникновения социологии? 1.1) возникновение христианства;

1.2) накопление знаний об обществе, дифференциация гумани­тарного знания;

1.3) промышленная революция XVIII века;

1.4) развитие капитализма после буржуазных революций, классо­вые конфликты между трудом и капиталом в 30-40-х годах XIX века;

1.5) первая мировая война.

2. Процесс становления личности в обществе называется (выберите са­мое широкое понятие):

2.1) воспитанием;

2.2) стратификацией;

2.3) социализацией;

3. Правильно ли сказать «социализация общества»?

3.1) да;

3.2) нет.

4. Социальные роли бывают:

4.1) полезными и бесполезными;

4.2) врожденными и приобретенными;

4.3) позитивными и негативными.

5. Статусные роли:

5.1) даются от рождения;

5.2) приобретаются;

5.3) возможно и то, и другое.

6. Элементами социального контроля являются:

6.1) социальные роли;

6.2) социальные нормы и социальные санкции;

6.3) воспитание и адаптация;

6.4) обучение и развитие.

7. Отметьте, на какие профессии возложены функции социального кон­троля (отметьте 3 правильных варианта).

7.1) государственного чиновника;

7.2) строителя;

7.3) продавца;

7.4) школьного учителя;

7.5) программиста;

7.6) судьи.

8. Девиации относительны потому, что:

8.1) у всех людей свои представления о правильном поведении;

8.2) основные, главные социальные нормы одинаковы для всех обществ и культур;

8.3) представления о нормах и девиациях, отклонениях от норм различны в разных культурах и на разных этапах развития од­ной и той же культуры.

9. Какая теория объясняет аномию следующим образом: аномия появля­ется и принимает массовый характер в отдельные переломные перио­ды развития общества, когда старые нормы утрачивают свое значе­ние для большинства людей, а новые еще не сформированы или не приобрели массового характера?

9.1) теория аномии Р. Мертона;

9.2) теория стигматизации;

9.3) теория аномии Э. Дюркгейма.

10. Выберите наиболее точный термин для следующего определения: «структурированная система социального неравенства, в которой ин­дивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с зани­маемым в обществе социальным положением, статусом».

10.1) социальный статус;

10.2) социальная структура;

10.3) социальная стратификация;

10.4) социальный класс.

Вариант 4

1. В чем проявилось влияние естествознания на формирование социо­логии?

1.1) ни в чем;

1.2) естествознание дало образец научных методов сбора инфор­мации;

1.3) принципы объяснения природы, присущие естествознанию, были перенесены на объяснение социальных явлений;

1.4) выдающиеся естествоиспытатели стояли у истоков идей со­циологии.

2. Социализация означает:

2.1) достижение высокого социального статуса;

2.2) усвоение индивидом социальных норм, правил и образцов, обеспечивающее приспособление индивида к обществу;

2.3) культурное поведение.

Социализация - это, во-первых, процесс усвоения индивидом социального опыта (среда воздействует на человека), а во-вторых, результат усвоения и активное воспроизводство накопленного социального опыта в своей деятельности (человек воздействует на среду)

3. Можно ли использовать слова «адаптация» и «социализация» как взаимозаменяемые?

3.1) да;

3.2) нет.

Определенно - нет. Адаптация не подразумевает социализации, в то время, социализация без адаптации - нереальна.

4. Ролевой набор личности является результатом процесса:

4.1) девиации;

4.2) маргинализации;

4.3) социализации.

5. Социальные нормы - это:

5.1) представления людей о жизни;

5.2) реальное поведение людей;

5.3) требования, предъявляемые обществом к индивиду;

5.4) пожелания окружающих.

Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности

6. Можете ли Вы осуществлять социальный контроль?

6.1) да;

6.2) нет.

7. Что означает термин «позитивная девиация»?

7.1) отклонение в поведении, которое общество одобряет;

7.2) отклонение, которое выше, лучше нормы;

7.3) незначительные отклонения в поведении, возникающие на фоне поведения, в основном соответствующего нормам;

7.4) отклонения, обеспечивающие повышение социального ста­туса.

Позитивная девиация – это такое отклонение, которое и воспринимается многими как необычное, но не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, и т.д.

8. Правильно ли, что большие социальные институты могут включать в себя ряд более мелких?

8.1) да;

8.2) нет.

9. Социальная стратификация - это:

9.1) характеристика социальной мобильности в обществе;

9.2) характеристика социального взаимодействия;

9.3) характеристика социально-политической деятельности;

9.4) характеристика социального неравенства.

Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны.

10. Какая из характеристик не относится к современному обществу?

10.1) традиционное;

10.2) постиндустриальное;

10.3) информационное.

Вариант 5

1. Как О. Конт хотел первоначально назвать социологию?

1.1) социальной физикой;

1.2) социальной биологией;

1.3) социальной географией;

1.4) социальной динамикой;

1.5) социальной статикой.

2. Важна ли социализация для общества?

2.1) да, так как она обеспечивает его целостность;

2.2) нет, так как она характеризует процесс становления лично­сти.

3. Можно ли быть успешно социализированным, но плохо воспитан­ным?

3.1) да;

3.2) нет.

4. Выберите понятие, наиболее широкое по объему:

4.1) воспитание;

4.2) взросление;

4.3) обучение;

4.4) социализация;

4.5) образование.

5. Откуда возникают социальные нормы?

5.1) из общественных наук;

5.2) из культуры, они отражают накопленный опыт;

5.3) из идеологии.

6. Социальная норма перестает действовать как норма и превращается в призыв, когда:

6.1) она не нравится людям;

6.2) за ее невыполнение не применяются негативные санкции;

6.3) она несправедлива.

7. Кто ввел в социологию термин «аномия»?

7.1) Э. Дюркгейм;

7.2) О. Конт;

7.3) Р. Мертон;

7.4) П. Сорокин;

7.5) Г. Спенсер.

8. Какие общности выделены не по территориальному признаку?

8.1) горожане;

8.2) уральцы;

8.3) сельские жители;

8.4) старики;

8.5) москвичи.

9. Какому типу мобильности соответствует переход из одной группы в другую без изменения социального статуса?

9.1) горизонтальная мобильность;

9.2) вертикальная мобильность;

9.3) миграция;

9.4) групповая мобильность.

10. Выберите наиболее точный термин для следующего определения: «структурированная система социального неравенства, в которой ин­дивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с зани­маемым в обществе социальным положением, статусом».

10.1) социальный статус;

10.2) социальная структура;

10.3) социальная стратификация;

10.4) социальный класс.

Вариант 6

1. Какое место О. Конт отводил социологии в системе наук?

1.1) высшее;

1.2) низшее.

2. Почему объективное знание об обществе в социологии получить труднее, чем знание о природе в естественных науках?

2.1) потому что законы природы известны давно, а законы обще­ства изучаются недавно;

2.2) потому что общество очень сложный, быстро развивающий­ся объект, а исследователь - сам часть изучаемой реальности и на него давят обыденные и идеологические стереотипы, господствующие в обществе.

3. Социализация личности - это процесс, который:

3.1) осуществляется в течение всей жизни человека;

3.2) завершается по достижении человеком зрелого возраста.

4. Социальная роль - это:

4.1) жизненная позиция;

4.2) профессия;

4.3) определенный способ поведения индивида в обществе, соот­ветствующий социальным ожиданиям.

5. Может ли быть ролевой конфликт между группами людей?

5.1) да;

5.2) нет.

6. Социальные санкции - это:

6.1) система наказаний индивидов;

6.2) система вознаграждения, поощрения индивидов;

6.3) и то, и другое вместе.

7. Определите тип социальной санкции «получение диплома».

7.1) формальная позитивная;

7.2) неформальная позитивная;

7.3) формальная негативная;

7.4) неформальная негативная.

8. Выберите самое полное, точное определение. Девиантное поведение - это:

8.1) поведение не такое, как у всех;

8.2) поведение, не соответствующее социальным ожиданиям;

8.3) поведение, соответствующее социальной роли;

8.4) массовое, типичное поведение;

8.5) поведение, осуждаемое обществом, вредное для него.

9. Кто из русских социологов разработал фундаментальную концепцию социальной мобильности?

9.1) Н. Михайловский;

9.2) Г. Плеханов;

9.3) В. Ленин;

9.4) П. Сорокин.

10. К маргинальным слоям населения можно отнести:

10.1) жителей сельской местности;

10.2) представителей национальных меньшинств;

10.3) эмигрантов;

10.4) всех вышеперечисленных.


<== предыдущая | следующая ==>
Основные ошибки начинающих вокалистов | В общедоступных охотничьих угодьях?

Date: 2015-09-18; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию