Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БакалаврМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный экономический университет
СОЦИОЛОГИЯ
Переаттестация по дисциплине
Наименование направления подготовки 080100 «Экономика»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Екатеринбург
Рекомендовано научно-методическим советом Уральского государственного экономического университета Составители: А.М. Тихомирова, В.Ф. Кузнецова Рецензент В.В. Егоров Редактор и корректор Л.В. Матвеева Компьютерная верстка Н.И. Якимовой Поз. 433. Подписано в печать 30.11.2007. Формат бумаги 60 х 84 Vie. Бумага для множительных аппаратов. Печать плоская. Уч.-изд. л. 0,62. Усл. печ. л. 1,27. Заказ Тираж экз. Издательство Уральского государственного экономического университета 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45
© Уральский государственный экономический университет, 2007 Введение Сокращенная подготовка специалистов с высшим образованием является важным звеном в системе обучения в Уральском государственном экономическом университете. Она предполагает изучение дисциплин на основе сквозных учебных планов, охватывающих обучение как в среднем профессиональном, так и в высшем учебном заведении. Но существует проблема значительной неоднородности базовой подготовки и различия в сроках давности окончания студентами средних профессиональных учебных заведений. В связи с этим необходимо активизировать самостоятельную работу студентов, развивать учебные навыки. Данные тесты предназначены для студентов факультета сокращенной подготовки. Работа с ними должна помочь студентам лучше подготовиться к восприятию вузовского курса социологии. Поиск ответов на тестовые задания способствует созданию необходимой основы для успешного обучения в университете. А так как данная форма самостоятельной работы студентов является составной частью учебного процесса по сокращенной программе, студенты факультета сокращенной подготовки обязаны при подготовке к сессии найти правильные ответы на предлагаемые в тестах вопросы. В настоящем издании содержится 6 вариантов тестовых заданий на проверку знаний по курсу «Социология». Эти задания предназначены для проверки знаний, полученных студентами в среднем профессиональном учебном заведении, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Аттестация проводится при условии выполнения студентами предложенных тестовых заданий к главным темам дисциплины. Для выполнения заданий следует обратиться к учебной литературе, список которой приведен ниже. Каждый студент выполняет по одному варианту заданий. Выбор варианта определяется начальной буквой фамилии и осуществляется в соответствии со схемой. При выполнении предложенных заданий студентом могут быть использованы любые информационные ресурсы, в частности учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, законодательные и нормативные акты (в том числе полученные с использованием информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант Плюс»), материалы сети Internet. Использованные студентом источники должны быть внесены в список литературы. Наличие введения и заключения в работе по переаттестации не является обязательным.
Тесты для проверки остаточных знаний студентов Вариант 1 1. Когда возникла наука социология? 1.1) в древности; 1.2) в XX веке; 1.3) в середине XIX века. 2. Личность в социологическом понимании - это: 2.1) положительная характеристика индивида; 2.2) социальные качества индивида, приобретаемые им в обществе; 2.3) внутренний душевный мир человека. 3. Социализация личности осуществляется более интенсивно: 3.1) в зрелом возрасте; 3.2) в детстве и юности; 3.3) в пожилом возрасте. 4. Освоение индивидом социальных ролей осуществляется в процессе: 4.1) маргинализации; 4.2) девиации; 4.3) социализации; 5. Социальный статус - это: 5.1) высокая должность; 5.2) уровень образования; 5.3) положение человека в обществе, определяемое его принадлежностью к тому или иному социальному слою. 6. Социальный контроль выполняет в обществе функции: 6.1) социального развития и дифференциации; 6.2) социального взаимодействия; 6.3) сохранения целостности общества и социальной селекции. 7. Определите тип социальной санкции «комплимент». 7.1) формальная позитивная; 7.2) неформальная позитивная. 8. Выберите самое полное, точное определение. Девиантное поведение - это: 8.1) поведение, не соответствующее социальным ожиданиям; 8.2) поведение, соответствующее социальной роли; 8.3) массовое, типичное поведение; 8.4) поведение, осуждаемое обществом. 9. Какое определение не относится к понятию «общество»? 9.1) совокупность всех форм коллективной жизни людей; 9.2) совокупность взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами; 9.3) виды деятельности, складывающиеся в процессе исторического развития; 9.4) тип социальной системы, достигший высшего уровня самодостаточности. 10. Какое определение будет более общим? Социальная стратификация - это: 10.1) сеть устойчивых упорядоченных связей между классами; 10.2) понятие, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; 10.3) понятие, обозначающее социально обусловленное разделение общественного труда. Вариант 2 1. Кто ввел термин «социология»? 1.1) В.И. Ленин; 1.2) Г. Гегель; 1.3) К. Маркс; 1.4) О. Конт; 1.5) Г. Спенсер. 2. Обладает ли социология «монополией» на изучение личности? 2.1) да, так как личность - социологическая категория; 2.2) нет, так как личность изучают и другие науки. 3. Социальная роль - это: 3.1) жизненная позиция; 3.2) профессия; 3.3) определенный способ поведения индивида в обществе, соответствующий социальным ожиданиям. 4. Статусные роли: 4.1) даются от рождения; 4.2) приобретаются; 4.3) возможно и то, и другое. 5. Можно ли избежать социального контроля? 5.1) да; 5.2) нет. 6. Определите тип социальной санкции «бойкот». 6.1) формальная позитивная; 6.2) неформальная позитивная; 6.3) формально негативная; 6.4) неформально негативная. 7. Девиации носят: 7.1) абсолютный характер, т.е. одинаковы везде, вечны, неизменны; 7.2) относительный характер, т.е. отличаются у разных народов, на разных уровнях развития общества. 8. Какая теория объясняет девиантное поведение следующим образом: девиации появляются и принимают массовый характер в отдельные переломные периоды развития общества, когда старые нормы утрачивают свое значение для большинства людей, а новые еще не сформированы или не приобрели массового характера? 8.1) теория аномии Р. Мертона; 8.2) теория стигматизации; 8.3) теория аномии Э. Дюркгейма. 9. Выберите самое широкое понятие: 9.1) общество; 9.2) светское общество; 9.3) гражданское общество; 9.4) государство; 9.5) социальная группа. 10. Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству и закрепляется законами или четкими традициями? 10.1) сословие; 10.2) класс; 10.3) профессия; 10.4) гражданство. Вариант 3 1. Какие изменения и процессы в обществе явились социальными предпосылками возникновения социологии? 1.1) возникновение христианства; 1.2) накопление знаний об обществе, дифференциация гуманитарного знания; 1.3) промышленная революция XVIII века; 1.4) развитие капитализма после буржуазных революций, классовые конфликты между трудом и капиталом в 30-40-х годах XIX века; 1.5) первая мировая война. 2. Процесс становления личности в обществе называется (выберите самое широкое понятие): 2.1) воспитанием; 2.2) стратификацией; 2.3) социализацией; 3. Правильно ли сказать «социализация общества»? 3.1) да; 3.2) нет. 4. Социальные роли бывают: 4.1) полезными и бесполезными; 4.2) врожденными и приобретенными; 4.3) позитивными и негативными. 5. Статусные роли: 5.1) даются от рождения; 5.2) приобретаются; 5.3) возможно и то, и другое. 6. Элементами социального контроля являются: 6.1) социальные роли; 6.2) социальные нормы и социальные санкции; 6.3) воспитание и адаптация; 6.4) обучение и развитие. 7. Отметьте, на какие профессии возложены функции социального контроля (отметьте 3 правильных варианта). 7.1) государственного чиновника; 7.2) строителя; 7.3) продавца; 7.4) школьного учителя; 7.5) программиста; 7.6) судьи. 8. Девиации относительны потому, что: 8.1) у всех людей свои представления о правильном поведении; 8.2) основные, главные социальные нормы одинаковы для всех обществ и культур; 8.3) представления о нормах и девиациях, отклонениях от норм различны в разных культурах и на разных этапах развития одной и той же культуры. 9. Какая теория объясняет аномию следующим образом: аномия появляется и принимает массовый характер в отдельные переломные периоды развития общества, когда старые нормы утрачивают свое значение для большинства людей, а новые еще не сформированы или не приобрели массового характера? 9.1) теория аномии Р. Мертона; 9.2) теория стигматизации; 9.3) теория аномии Э. Дюркгейма. 10. Выберите наиболее точный термин для следующего определения: «структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным положением, статусом». 10.1) социальный статус; 10.2) социальная структура; 10.3) социальная стратификация; 10.4) социальный класс. Вариант 4 1. В чем проявилось влияние естествознания на формирование социологии? 1.1) ни в чем; 1.2) естествознание дало образец научных методов сбора информации; 1.3) принципы объяснения природы, присущие естествознанию, были перенесены на объяснение социальных явлений; 1.4) выдающиеся естествоиспытатели стояли у истоков идей социологии. 2. Социализация означает: 2.1) достижение высокого социального статуса; 2.2) усвоение индивидом социальных норм, правил и образцов, обеспечивающее приспособление индивида к обществу; 2.3) культурное поведение. Социализация - это, во-первых, процесс усвоения индивидом социального опыта (среда воздействует на человека), а во-вторых, результат усвоения и активное воспроизводство накопленного социального опыта в своей деятельности (человек воздействует на среду) 3. Можно ли использовать слова «адаптация» и «социализация» как взаимозаменяемые? 3.1) да; 3.2) нет. Определенно - нет. Адаптация не подразумевает социализации, в то время, социализация без адаптации - нереальна. 4. Ролевой набор личности является результатом процесса: 4.1) девиации; 4.2) маргинализации; 4.3) социализации. 5. Социальные нормы - это: 5.1) представления людей о жизни; 5.2) реальное поведение людей; 5.3) требования, предъявляемые обществом к индивиду; 5.4) пожелания окружающих. Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности 6. Можете ли Вы осуществлять социальный контроль? 6.1) да; 6.2) нет. 7. Что означает термин «позитивная девиация»? 7.1) отклонение в поведении, которое общество одобряет; 7.2) отклонение, которое выше, лучше нормы; 7.3) незначительные отклонения в поведении, возникающие на фоне поведения, в основном соответствующего нормам; 7.4) отклонения, обеспечивающие повышение социального статуса. Позитивная девиация – это такое отклонение, которое и воспринимается многими как необычное, но не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, и т.д. 8. Правильно ли, что большие социальные институты могут включать в себя ряд более мелких? 8.1) да; 8.2) нет. 9. Социальная стратификация - это: 9.1) характеристика социальной мобильности в обществе; 9.2) характеристика социального взаимодействия; 9.3) характеристика социально-политической деятельности; 9.4) характеристика социального неравенства. Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. 10. Какая из характеристик не относится к современному обществу? 10.1) традиционное; 10.2) постиндустриальное; 10.3) информационное. Вариант 5 1. Как О. Конт хотел первоначально назвать социологию? 1.1) социальной физикой; 1.2) социальной биологией; 1.3) социальной географией; 1.4) социальной динамикой; 1.5) социальной статикой. 2. Важна ли социализация для общества? 2.1) да, так как она обеспечивает его целостность; 2.2) нет, так как она характеризует процесс становления личности. 3. Можно ли быть успешно социализированным, но плохо воспитанным? 3.1) да; 3.2) нет. 4. Выберите понятие, наиболее широкое по объему: 4.1) воспитание; 4.2) взросление; 4.3) обучение; 4.4) социализация; 4.5) образование. 5. Откуда возникают социальные нормы? 5.1) из общественных наук; 5.2) из культуры, они отражают накопленный опыт; 5.3) из идеологии. 6. Социальная норма перестает действовать как норма и превращается в призыв, когда: 6.1) она не нравится людям; 6.2) за ее невыполнение не применяются негативные санкции; 6.3) она несправедлива. 7. Кто ввел в социологию термин «аномия»? 7.1) Э. Дюркгейм; 7.2) О. Конт; 7.3) Р. Мертон; 7.4) П. Сорокин; 7.5) Г. Спенсер. 8. Какие общности выделены не по территориальному признаку? 8.1) горожане; 8.2) уральцы; 8.3) сельские жители; 8.4) старики; 8.5) москвичи. 9. Какому типу мобильности соответствует переход из одной группы в другую без изменения социального статуса? 9.1) горизонтальная мобильность; 9.2) вертикальная мобильность; 9.3) миграция; 9.4) групповая мобильность. 10. Выберите наиболее точный термин для следующего определения: «структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным положением, статусом». 10.1) социальный статус; 10.2) социальная структура; 10.3) социальная стратификация; 10.4) социальный класс. Вариант 6 1. Какое место О. Конт отводил социологии в системе наук? 1.1) высшее; 1.2) низшее. 2. Почему объективное знание об обществе в социологии получить труднее, чем знание о природе в естественных науках? 2.1) потому что законы природы известны давно, а законы общества изучаются недавно; 2.2) потому что общество очень сложный, быстро развивающийся объект, а исследователь - сам часть изучаемой реальности и на него давят обыденные и идеологические стереотипы, господствующие в обществе. 3. Социализация личности - это процесс, который: 3.1) осуществляется в течение всей жизни человека; 3.2) завершается по достижении человеком зрелого возраста. 4. Социальная роль - это: 4.1) жизненная позиция; 4.2) профессия; 4.3) определенный способ поведения индивида в обществе, соответствующий социальным ожиданиям. 5. Может ли быть ролевой конфликт между группами людей? 5.1) да; 5.2) нет. 6. Социальные санкции - это: 6.1) система наказаний индивидов; 6.2) система вознаграждения, поощрения индивидов; 6.3) и то, и другое вместе. 7. Определите тип социальной санкции «получение диплома». 7.1) формальная позитивная; 7.2) неформальная позитивная; 7.3) формальная негативная; 7.4) неформальная негативная. 8. Выберите самое полное, точное определение. Девиантное поведение - это: 8.1) поведение не такое, как у всех; 8.2) поведение, не соответствующее социальным ожиданиям; 8.3) поведение, соответствующее социальной роли; 8.4) массовое, типичное поведение; 8.5) поведение, осуждаемое обществом, вредное для него. 9. Кто из русских социологов разработал фундаментальную концепцию социальной мобильности? 9.1) Н. Михайловский; 9.2) Г. Плеханов; 9.3) В. Ленин; 9.4) П. Сорокин. 10. К маргинальным слоям населения можно отнести: 10.1) жителей сельской местности; 10.2) представителей национальных меньшинств; 10.3) эмигрантов; 10.4) всех вышеперечисленных.
|