Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели как деятельность учеников
М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст (ращ) – рос, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
| I. Оргмомент.
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
| II. Языковая разминка.
| 1. Запись под диктовку:
Чёрный рак указ сложил и печати приложил. (П. Ершов.)
а) – Составить схему предложения.
[– = и = ].
б) – Найти орфограммы – буквы в корнях с чередованием; графически объяснить условия выбора буквы; найти другие известные виды орфограмм, объяснить написание.
в) – Обозначить морфемы в слове сложил. Назвать словообразующие и формообразующие морфемы.
2. Самодиктант.
– Подберите и запишите 5–6 слов с чередованием а–о в корне лаг – лож.
– Обозначьте орфограмму (см. задание в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку», 5-й кл., авт. Е.С. Барова, М.Р. Богданова, самостоятельная работа №4, упр. 5, с. 32).
3. Составление схемы правила правописания букв а–о в корне лаг – лож (по домашней работе). Три ученика у доски рисуют свои схемы. Затем все учащиеся сравнивают схемы на доске с образцом, устанавливают их точность и правильность. Взаимооценка.
| Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ТОУУ
|
III. Постановка проблемы урока.
| Как и на предыдущем уроке, материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur27) или вынести на доску.
Презентацию (самостоятельно) лучше делать с гиперссылками: после определения лишнего слова оно зачёркивается (выпадает), после ответов учеников графически или шрифтом выделяются буквы а–о в корнях раст (ращ) – рост.
Проблемный вопрос сравнивается с вариантом в учебнике.
| Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
|
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.
| 1. Упр. 127. Поиск решения также желательно проводить с помощью компьютерной презентации (если нет возможности, материал выносится на доску).
Примечание. Последний столбик (словаисключения) лучше не выносить на слайд (доску), о них пойдёт речь при сравнении выводов учеников и правила в рамке учебника.
Наблюдение проводится по заданиям к упражнению, ученики самостоятельно выводят закономерность.
2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.
– Совпали ли ваши выводы с правилом?
– Что нового узнали из правила? (О словахисключениях.)
– Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.)
– Приведите свои примеры слов на данное правило.
| Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1.Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
|
V. Развитие правописных умений.
| 1. Упр. 128 – развивается умение различать сходные в звучании слова с разными орфограммами, предупреждается ошибка, связанная с внешним сходством опознавательного признака разных орфограмм – звукосочетания [раст] и безударного положения гласного.
Неосложнённое выборочное списывание.
Упражнение выполняется коллективно с комментированием: записываются сходные в звучании слова, выполняется их разбор по составу: возрастаю, растаю.
Ответ на вопрос после упражнения. (Сходство орфограмм с чередованием: выбор букв а–о, условие выбора – характер согласного звука в корне.)
2. Упр. 129 – развивается умение видеть изучаемую орфограмму, а также разграничивать слова с чередующимися буквами а–о в корне и слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне, графически объяснять условия выбора изучаемой орфограммы.
Разрабатывается алгоритм объяснения написания слов с орфограммой в корне раст (ращ) – рос, аналогичный алгоритму для выбора (объяснения) написаний в корнях с чередованием лаг – лож (упр. 122).
Разбирается сначала устно коллективно, записывается самостоятельно с последующей самопроверкой (один из учеников читает выписанные слова, двое других выборочно записывают по два слова на доске с графическим обозначением условий выбора букв а–о в корнях раст (ращ) – рос).
3. Упр. 130 (распределительное осложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова с орфограммой «Буквы а–о в корне раст (ращ) – рос», графически объяснять выбор написания. Одиндва примера разбираются коллективно, затем упражнение выполняется самостоятельно. Можно выписывать только слова (а не словосочетания). Взаимопроверка.
4. Упр. 131 – развивается умение включать слова с орфограммами – буквами а–о в корне раст (ращ) – рос в круг других орфограмм, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Можно провести как взаимодиктант (поочерёдно в парах ученики диктуют друг другу, затем проверяют написанное).
5. Дополнительное задание.
Творческий диктант.
– Замените развёрнутые определения (их диктует учитель) синонимичными названиями, состоящими из одного слова. Обозначьте изученные орфограммы.
Молодой лес (поросль); отдельная область науки, деятельности, производства (отрасль); частый кустарник, которым заросло какоенибудь место (заросли); дать ростки (прорасти); стать ветвистее, гуще, больше (разрастись).
| Познавательные УУД
3. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).
4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД
2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
|
VI. Итог урока.
|
– Чему научились на уроке?
– Изобразите правило правописания слов с новым видом орфограммы в виде схемы, используя графические средства: размер шрифта, цвет, условные обозначения.
Для проверки: см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы а-о в корне -раст-(-ращ-) – -рос-» к §13.
раСТ, раЩ,
роС,
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
| Регулятивные УУД
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
ТОУУ
|
VII. Домашнее задание.
| 1. Выучить правило, используя схему.
2. Упр. 132.
В качестве дифференцированного домашнего задания можно предложить упр. 2, 3 из ТСР, самостоятельная работа №4, с. 30–31.
|
|
|