Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тщанием и трудами, и о лукавствеСтр 1 из 21Следующая ⇒
1. Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость; посему послушаем истинного Света, Христа, Который так располагает сии добродетели в их постепенности. … Научитеся от Мене, – говорит Он, – яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Итак, прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на самое солнце; ибо невозможно, невозможно, говорю, узреть солнце тому, кто прежде не просветится оным светом, как показывает самое свойство сих добродетелей. 2. Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. 3. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. 4. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся, а сама она не колеблется. 5. Кротость есть утверждение терпения, дверь или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного, ибо Писание говорит: … научит Господь кроткия путем Своим (Пс. 24, 9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святаго. … На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткаго и безмолвнаго (Ис. 66, 2). 6. Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство Ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения. 7. В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола. 8. Кротцыи же наследят землю или, лучше, возобладают землею (Пс. 36, 11), а неистовые во гневе потребятся от земли их. 9. Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства. 10. Тихая душа вместит слова премудрости, ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд (Пс. 24, 9), паче же на рассуждение. 11. Душа правая – сожительница смирения, лукавая же – раба гордости. 12. Души кротких исполнятся разума, а гневливый ум – сожитель тьмы и неразумия. 13. Гневливый человек и лицемер встретились друг с другом, и невозможно было найти правого слова в их беседе. Если раскрыть сердце первого, то найдешь неистовство, а испытавши душу второго, увидишь лукавство. 14. Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству. 15. Лукавство есть искусство или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих. 16. Лицемерие есть противоположное тела с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами. 17. Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения. 18. Правота есть незазрительная мысль, искренний нрав, непритворное и неподготовленное слово. 19. Нелукавый есть тот, кто находится в естественной чистоте души, как она была сотворена, и который искренно обращается со всеми. 20. Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, клятвы, повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача, вражда против исповеди, упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение – словом, оно есть бесовское житие. 21. Лукавый – диаволу соименник и сообщник, потому и Господь научил нас называть диавола лукавым, когда говорим: …избави нас от лукаваго… (Мф. 6, 13). 22. Убежим от стремнины лицемерия и от рова тайнолукавства, слыша сказанное: …лукавнующии потребятся… (Пс. 36, 9), яко зелие злака скоро отпадут (Пс. 36, 2), ибо такие суть пажить бесов. 23. Бог называется как любовью, так и правотою. По сему Премудрый в «Песни Песней» говорит к чистому сердцу: …правость возлюби тя (Песн. 1, 3). А отец его сказал: Благ и прав Господь… (Пс. 24, 8); и о тех, кои Ему соименны, говорит, что они спасаются: … спасающаго правыя сердцем (Пс. 7, 11), и еще в ином псалме: … правоты душ виде и посетило лице Его (Пс. 10, 7). 24. Первое свойство детского возраста есть безразличная простота, и доколе Адам имел ее, дотоле не видел наготы души своей и ничего постыдного в наготе плоти своей. Похвальна и блаженна и та простота, которая бывает в некоторых от природы, но не так, как претворенная из лукавства через многие поты и труды; ибо первая покрывает нас от многоразличия и страстей, а вторая бывает причиною высочайшего смиренномудрия и кротости, почему и награда первой невелика, а последней преславна. 25. Все, хотящие привлечь к себе Господа, приступим к Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства, без двоедушия и лукавства, без пытливости. Он, будучи прост и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда‑либо увидеть смирение. 26. Лукавый есть лживый провидец, который думает, что он из слов может разуметь мысли других и по внешним поступкам – сердечное расположение. 27. Видел я таких людей, которые прежде были праводушны, а потом у лукавых научились лукавить. Я удивился, как могли они так скоро потерять свое природное свойство и преимущество. Но сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных. 28. Истинное удаление от мира, повиновение и хранение уст часто имели великую силу и сверх чаяния врачевали неисцельные страсти. 29. Если разум надмевает многих, то, напротив, невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют. 30. Блаженнейший Павел, прозванный Препростым, показал нам собою явственный пример, правило и образец блаженной простоты; ибо никто нигде не видел и не слыхал, да и не может никогда увидеть такого преуспеяния в столь краткое время. 31. Простосердечный монах, как бы одаренное разумом бессловесное, всегда послушен, совершенно сложивши бремя свое на своего руководителя, и как животное не противоречит тому, кто его вяжет, так и душа правая не противится наставнику, но последует ведущему, куда бы он ни захотел, хотя бы повел на заклание, не умеет противоречить. 32. Неудобь богатые внидут в Царствие Небесное; неудобно и мудрецы, и безумные мира сего войдут в простоту (Мф. 19, 23–24). 33. Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие. 34. Борись и старайся посмеиваться своей мудрости. (ь) Делая так, обрящешь спасение и правость о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Кто на сей степени одержал победу, да дерзает, ибо он, сделавшись подражателем Христу, обрел спасение.
|