Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского
Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, – это сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания. Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должно стать «всеобщее образование юношества». Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека. В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству – «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя жизнь – это борьба добрых и злых начал, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире, в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной». Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности. Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей». В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс. На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский стремился к формированию нравственности и благочестия, непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное». При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя». В этой связи, в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание в школе атмосферы искреннего и открытого расположения, любви и радостной бодрости, когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а делалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает, и сами к тому же стремились». В общем, педагогическую систему Коменского можно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, целью которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека. Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Эта модель органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.
Date: 2015-09-18; view: 531; Нарушение авторских прав |