Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста





В отношениях "учитель - ученик" наиболее исследовано понимание учащихся учителями, которое рассматривается как сторона педагогической деятельности и как компонент педагогических способностей. Проблема понимания педагогов учащимися стала разрабатываться в психологии сравнительно недавно, хотя общие подходы к разработке этой проблемы были определены ещё в 30 годы. Некоторые ее аспекты были исследованы в советской психологии в 40-50-вв года. В настоящее время актуальность проблемы возрастает. Усиление демократизации взаимоотношений учителей и учащихся, расширение сферы внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, их взаимодействия с другими людьми влечет за собой внедрение в школьную практику новых проблемно-поисковых методов обучения и воспитания, при которых ученик ставится в позицию активного субъекта учебно-воспитательной деятельности и общения. Это, в свою очередь, значительно повышает эффективность развития личности школьника.[5 c. 73]

В педагогической психологии в основном изучены особенности понимания учителей учащимися младшего и старшего школьных.

Уже в младшем школьном возрасте появляется динамика понимания учителей: так, образ учителя, формирующийся в сознания первоклассника, характеризуется слитностью, отсутствием дифференциации личностных и деловых черт педагога.

Восприятие учителя второклассниками становится более дифференцированным, в нем выделяются профессиональные черты, наиболее часто употребляемые им способы педагогического воздействия, особенности внутреннего мира учителе.

По данным Н.В. Кузьминой, Ж. Лендел, А.И. Щербакова и др., старшеклассники хорошо разделяют личные и профессиональные черты и качества учителей, отделяют понимание учителей от отношения к ним, преодолевают неготив в отношении к отдельным учителям

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще нуждаются в них и в контроле. Отношения с родителями, взаимоотношения между родителями оказывают важное влияние на школьников, но новые контакты социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

На ряду с этим есть вопросы, которые всплывают в голове у каждого младшего школьника: отметки, их раздают просто так, или по каким-то правилам ихставят? Если верно первое - то почему одним дарят только хорошие, а другим только плохие отметки? Если второе, то что это за правила? Почему, когда я стараюсь одинаково, отметки бывают разными? Вчера совсем не старался, смотрел по телевизору мультики, не выучил математику, а получил пятерку. А на той неделе весь вечер задачи решал, гулять не пошел, а "вышла" только двойка? Хороший ученик тот, чьи оценки хорошие? А если он еще и жадина - все равно хороший? А если он получит двойку, когда станет плохим: сразу же или на следующий день? А какой я - плохой или хороший, если у меня уже есть две пятерки, четверка, две тройки и одна двойка? А вдруг мама перестанет меня любить, когда я получу двойку? Захотят ли дети со мной играть, если у меня бывают тройки? [12 с. 46]

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является роль учителя. Чем младше ученик, тем больше он нуждается в одобрении своих действий.

Очень важна улыбка учителя. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой большая. Поэтому скупость педагога на этот элемент общения увеличивает и без этого большую дистанцию между ними.

Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер оценок, которые они ему дают, своим результатом дают толчок для развития тех или других самооценок. В одних случаях у ребёнка появляется убеждение, что он умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей[10 с. 30]

Для учителя очень важно знать, как воспринимают его учащиеся, что они считают в его облике главным. Это дает возможность определить свои личностные и профессиональные достоинства и минусы. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.

Однако пока остается открытым вопрос о том, каким воспринимают своего учителя дети, какие качества являются главными в образе педагога, определяющими отношение ребенка к нему, как в связи с этим отражением и отношением ученик строит свое поведение с учителем. Образ учителя у младших школьников характеризуется целостностью, отсутствием дифференцирования личных и деловых качеств. Оценка первого учителя носит, в основном, эмоциональный характер[7 c. 10]

В связи с выше перечисленным мы считаем, что учитель должен обладать такими качествами как: общительность, обладать высокой педагогической мотивацией и определенной группой педагогических умений.

А.К. Маркова выделяет и подробно описывает десять групп педагогических умений. Рассмотрим, с некоторыми сокращениями, их содержание и смысл.

Первая группа педагогических умений включает в себя умение увидеть проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

Вторую группу педагогических умений составляют: умение работать с содержанием учебного материала, способность к педагогической интерпретации разнообразной информации, формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков, демонстрация межпредметных связей, умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций, обученности и воспитанности школьников, определять реальные учебные возможности школьников, предвидеть и учитывать типичные затруднения учащихся, умение исходить из мотивации самих учащихся припланировании и организации учебно-воспитательного процесса, умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя и др.[4 с. 117]

Третья группа педагогических умений: умение использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики, умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе, умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Четвертая группа педагогических умений это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самими главными являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа педагогических умений включает в себя приемы, способствующие достижению высоких уровней общения.

К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика, умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения, умение встать на точку зрения ученика, умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку, владение средствами, усиливающих воздействие, преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа педагогических умений: прежде всего умение удержать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, умение реализовать и развивать свои педагогические способности, умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер, способность воспринимать позитивные возможности себя и учащихся.

Седьмая группа педагогических умений состоит из способностей осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, максимально использовать все положительное из своих природных данных, умения укреплять свои сильные стороны.

Восьмая группа педагогических умений включает в себя умение определять знания учащихся в начале и в конце учебного года, умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года, умение выявить отдельные показатели обучаемости, умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа педагогических умений это оценка учителем степени воспитанности школьника и его воспитуемости как таковой, умение по поведению распознавать, насколько согласованы нравственные нормы и убеждения школьников, умение учителя увидеть личность ученика в целом - во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников.

Десятая группа педагогических умений это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.

Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам[5 с. 46].

Поступление в школу-особый период в жизни ребенка, который характеризуется переходом не только к новой ведущей деятельности, но и к новому типу взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее главной для него в этот период группой или лицом. Именно таким лицом для первоклассника является учитель. От отношения учителя к ученикам на этом первом этапе адаптации в школе по большому счёту зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель-ученик».

Как правило, учитель для ученика авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, наказывающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.[13 c.25]

Это подталкивается тем, что в начальных классах коллектива по сути нет, он только начинает формироваться. Позиция каждого ученика создается в основном через учителя. Через работу учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель организует совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимают и усваивают ученики.

Отношение учителя к ребенку является индикатором отношений к нему и его одноклассников. Учитель должен стараться поддерживать сплочённость ребят, формировать их интересы. Одной из важных целей воспитательной работы является создание доброжелательного, чуткого коллектива сверстников, младших и старших товарищей. И, наконец, учителю принадлежит главная роль в учебном процессе: передача знаний и воспитание ребёнка.[7 с.57]

Но влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если отношение ученика к нему положительное, если в сознании ребёнка складывается представление об учителе как о человеке, много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего учитель должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не может допустить негатива, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства учителя, его общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.[7 c. 27]

Главное это создание непринужденной обстановки, предоставление ребенку радости в жизни, снятие отрицательных эмоций, постоянное обогащение растущих духовных и познавательных потребностей.

Учитель должен чутко относиться к достоинству ребенка, быть доброжелательным и деликатным в общении, разумно любить, соединять в себе мягкость и требовательность. Общаясь с детьми, педагог должен отдавать себе отчет в происходящих взаимодействиях, управлять ими, при этом наблюдать, анализировать, принимать решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные способы и средства влияния.

Педагог учит детей организовывать коллектив. Для успешной организации коллектива учитель должен знать основные принципы его формирования.

Для младшего школьника школа - это, прежде всего, учитель. Если ребенок любит учителя, значит, он любит учиться, любит школу. Эти знания дают ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества.[15 c. 56]

Date: 2015-09-18; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию