Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Отношения между учеником и учителем достаточно актуальная педагогическая проблема





Отношения между учеником и учителем достаточно актуальная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие учителя на ученика было эффективным, необходимо обеспечить двухстороннюю связь между ними.

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Результатом такого общения является духовное обогащение и учителя, и ученика. Во-первых педагог должен уважать духовный мир воспитанника, признавать его свободную волю, право на несогласие с педагогом и на выбор поведения. Во-вторых, интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию сопереживание его успеху и неуспеху. В-третьих, восприятие индивидуальности как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами.

При общении с учеником учитель должен учитывать психологическое состояние ребенка. Чтобы общение было продуктивным ученику необходимо перейти из одного психологического состояния в другое. Поэтому, как правило, какое-то резко предъявленное требование к ученику вызывает в нем недовольство и сопротивление. В общении появляется нежелательная напряженность, и оно может оставить негативные эмоции.

Условно говоря, общение может быть постоянно в двух плоскостях: когда педагог и ученик на равных и когда педагог выше ученика. Возможно и желаемое для ученика - он выше педагога, но такое общение учителя со школьниками педагогически не плодотворно, другая же плоскость общения всегда провоцирует их на сопротивление. Чтобы общение с учеником было правильным нужно, во-первых, мысленно ставить себя рядом с учеником, а во-вторых, вести себя с ребенком так, чтобы не возвышаться над ним и не смотреть на него сверху вниз.

Важна в общении с детьми и дистанция, которую держит по отношению к ним учитель. Чем больше учитель боится детей, чем больше он в себе не уверен, тем сильнее он увеличивает дистанцию с учеником.

Способами изменения дистанции могут служить обращение к ученику, и тональность речи. Важно в первые моменты общения найти нужную дистанцию, которая не будет большой, но и не окажется с претензией на слишком ранние дружеское отношение.

Один из важных моментов - установление личных контактов с каждым ребенком. Такой контакт создает у ребенка уверенность в том, что он замечен, им интересуются, ему уделяют внимание. Существует множество форм установления личного контакта: заинтересованный взгляд, улыбчивость, ласковые слова, вопросы, реплики, рукопожатия. Учитель, владеющий этими формами, устанавливает личный контакт быстро и почти с каждым ребёнком. А количество таких контактов определяет качество его общение с классом. Правильный взгляд на детей подразумевает учет их небольшого жизненного опыта. Это выражается в качествах учителя: умении прощать детям их промахи, ошибки, проказы, шалости.

Отношения в период учебной деятельности между учителями и учениками проходят деформации в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей в семье ученика, другими школьниками, учителями. Межличностные отношения влияют на отношения учителя и школьника при организации групповых занятий. При такой форме работы происходит смена лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель.

Цель исследования:

Определить психологические особенности восприятия учителей младшими школьниками.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по данной проблеме.

Подобрать методики для определения особенностей восприятия.

Определить особенности восприятия.

Сделать выводы по результатам методик.

Объект исследования: влияние на поведение младших школьников образа учителя и его личных качеств

Предмет исследования: Особенности восприятия младшими школьниками учителя

Гипотеза: мы предполагаем, что восприятие образа учителя младшими школьниками зависит от личных качеств самого учителя.

 

I. Глава: анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме восприятия младшими учениками учителя.

1.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст лежит в возрастных рамках примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст спокойного и равномерного физического развития.

Происходит функциональное совершенствование мозга: развивается аналитико-систематическая функция коры, постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны[1 с. 53].

Поступление в школу сильно меняет в жизнь ребёнка. Меняется весь уклад его жизни, его социальное положение. Основной, ведущей деятельностью становится учебная деятельность, а важнейшей обязанностью – учиться, приобретать знания. Учёба – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, усилия ребёнка. Школьник пытается влиться в новый коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться на протяжении всей учёбы[2 с. 98].

Разумеется, не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Ученик не понимают зачем нужно учиться. Но потом ребёнок понимает, что учёба – труд, требующий усилий, внимания, интеллектуальной активности, ограничений. У непривыкшего к этому ученика наступает разочарование, формируется отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы это не произошло учитель должен донести ребёнку мысль, о том, что учеба – не игра, а серьёзная работа, но очень интересная, так как она позволит узнать много нового, важного, нужного. Важно, чтобы это подкреплялось практикой.

Изначально учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам

взаимоотношений с коллективом. Так же большую роль играет желание получить положительную оценку и одобрение близких.

Вначале формируется интерес к процессу учебной деятельности без понимания её значения. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда появляется интерес к содержанию учебной деятельности. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учения, связанных с подлинно ответственным отношением к занятиям[5 с.58].

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности связано с чувством удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех. Младшие школьники испытывают чувство гордости, прилив сил после похвалы учителя.

Воспитательное воздействие учителя связано с тем, что он с самого начала непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и восприятия, огромной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника.

Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка значит производить с ним какие-либо действия, что-то менять в нём, взять, ощущать его тактильно. Характерная особенность учащихся – ярко выраженное эмоциональное восприятие.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно переходит на более высокую ступень. Восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов, одна из них ослабленное произвольное внимание. Возможности волевого внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации. Если старшие школьники могут сосредоточиться на неинтересной и однообразной работе ради результата, то младший школьник может заставить себя сосредоточенно работать лишь с мыслями об отличной отметке, о похвале учителя и т. д.

С другой стороны в младшем школьном возрасте хорошо развито непроизвольное внимание. Всё необычное, яркое, новое легко привлекает внимание младшего школьника.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность управления своей памятью и регулирования её проявления. В связи с преобладанием деятельности первой сигнальной системы более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала[5 с. 64].

Основная тенденция развития воображения в этом возрасте –совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с описанием, схемой, рисунком и т. д. Это воображение совершенствуется за счёт улучшающегося и полного отражения действительности.

Творческое воображение как создание новых образов, связанное с переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается[1 с. 61].

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится на стадии наглядно-действенного анализа, который основывается на непосредственном восприятии предметов[2 с.102].

Младший школьный возраст – возраст заметного формирования личности.

Для этого возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в коллективы, включение в новый вид деятельности – учебную, которое предъявляет ряд требований к ученику.

В младшем школьном возрасте закладывается понятие о нравственном поведении, происходит усвоение моральных норм правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями: они импульсивны, склонны быстро действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив все «за» и «против». Причина такого поведения - потребность в внешней разрядке при возрастной слабости регуляции поведения.

Возрастной особенностью так же является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в себя и в свои. Часто наблюдается капризность и упрямство. Частая их причина– недостатки семейного

воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования исполнялись. Капризность и упрямство это форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Так же младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства и контролировать их внешнее проявление, они правдивы в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Эмоциональность выражается в их неустойчивости: частой смене настроений, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами укрепляется умение регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления[1с. 65].

Важен младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Этому помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Date: 2015-09-18; view: 592; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию