Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика основных теорий происхождения государства и праваНа протяжении тысячелетий человечество живет при условиях государственно-правовой действительности. Сотни учений и трактатов по-своему трактует причины возникновения государственности и генезиса права. Этому способствуют различные идеологии, экономические отношения, официальная политика, принятое вероисповедание и другие факторы. Найти консенсус в сложившейся ситуации довольно непросто, среди сложившихся на сегодняшний день теорий самыми распространенными являются следующие. Теологическая теория – одна из первых сформировавшийся теорий, объяснявшая появление государства как результат божественной воли. Эта теория берет истоки в древнем Египте и Вавилоне, Духовенство в то время занимало довольно высокое положение в обществе и полностью владело умами людей. Главными идеологами данной теории стали Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Фома Аквинский, например, утверждал, что процесс появления и развития государства и права в точности повторяет процесс сотворения богом мира. Это теория также называется креационистической. Креационисты считают, что Земля – плод божественного творения. Креационистическая теория полностью отрицает эволюции и Дарвиновскую теорию. Теологическая теория строится на догматах, поэтому она недоказуема, однако и опровергнуть ее тоже нельзя. Эта теория идет рука об руку с вопросом о существовании Бога, в конечном счете это вопрос веры. Патриархальная теория – одна из древнейших теорий. Основателем ее был Аристотель, но идее подобные ей высказывали и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским. Суть этой теории в том, что государство представляет из себя разросшуюся семью, в которой отец становится монархом. Таким образом государство являлось не только закономерным достижением человеческого общества, но и высшей формой человеческого командования. В Средневековье эта теория служила подтверждением полной власти монарха. По мнению Аристотеля, государство — это большая семья, где монарх — это отец, а подданные – дети. В такой семье дети должны неукоснительно выполнять распоряжения отца-монарха. В наши дни патриархальная теория выразилась в государственном патернализме. Еще одной древнейшей теорией является органическая теория, она возникла в древности, но окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Представители этой теории видели в государстве живой организм. Платон сравнивал строение государства с человеческой душой. Исходя из этого он считал невозможным раздельное существование человека и государства, только вместе они представляют собой единый организм. Исходя из органической теории, само человечество — это продукт эволюции, переход от низшего к высшему. Теория насилия – это одна из относительно новых теорий, однако предпосылки для ее появления были заложены еще в эпоху рабовладения. Она окончательно оформилась в девятнадцатом веке. Основными ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Само формирование государства теоретики насилия обуславливают военно-политическим характером, то есть государство исходя из этой теории появилось в следствии захвата одного племени другим, само же государство создается для того чтобы подавить порабощенное племя. Насилие в рамках этой теории рассматривается не как что-то ограниченное и локальное, а как нечто естественное и глобальное. Насилие тут возводится в абсолютный культ, несмотря на то что не все государства возникали в ходе войн. Теоретики выделяют три вида насилия - революционное, либеральное и реакционное. Развитие общества в условиях государства, стоит на пути демократии. Вслед за насилием по мнению Гумпловича следует либерализация. Постепенно появляется парламент и образуется государство в современном его виде. Но достичь этого можно лишь через насилие. Психологическую теорию, возникшую в середине XIX в., представили Г. Тард, Л.И. Петражицкий. По их мнению, государство — это плод человеческой психики, а государственную структуру они видели в человеческой потребности подчиняться. Народ в этой системе рассматривался как инертная масса. Петражицкий в своих работах разделял право на интуитивное и гетерономное. Под автономным правом он подразумевает переживания. Под гетерономным подразумевается мнение которое основывается на точке зрения авторитетного деятеля либо на нормативном акте. Право же он наделяет двумя функциями – распределительную и организационную.
Догматы материалистической (классовой) теории описали в своих трудах Ф. Энгельс "О происхождении семьи, частной собственности и государства" и К. Маркс. У этой теории два основных постулата: - государственные объединения возникают в результате непримиримой борьбы эксплуататоров и эксплуатируемых; - с развитием экономики производительная и распределительные функции усложняются; Классовая теория насчитывает три формы государственного генезиса: - афинская – государство вырастает из внутригосударственных противоречий; - римская – родовая община в течении времени изолируется и превращается в элиту, отстраненную от плебейской массы; - германская - государство возникает на завоеванных территориях, управлять которыми без государственного аппарата не представляется возможным; Материалистическая теория выделяет два основных тезиса – классовое строение общества и экономическая подоплека права. Само право здесь рассматривается как плод развития классового общества. Характерными сторонами государства являются: - наличие публичной власти - организация управления определенными территориями - становления системы принуждения - становление налоговой системы - внутренний и внешние суверенитеты Определения понятий "государство" и "право" Государство - это машина подавления одного класса другим [6] Право - это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.[7] Право - это возведенная в закон воля господствующего класса [8] Социальное предназначение современного государства. Его целесообразно определить через следующие, наиболее точно характеризующие качества: 1. Государство - универсальная организация; 2. Государство - социальный арбитр; 3. Государство - легализованное принуждение.[9] Помимо описанных мною концепций, в современном мире существуют еще три. Исходя из кризисной теории авторство которой принадлежит профессору Венгерову, генезис государства — это итог перехода от присваивающего к производящему хозяйству. По мнению А.Б. Венгрова, он, этот переход был вызван экологическим кризисом, произошедший десять-двенадцать тысяч лет назад. Глобальные изменения, последовавшие за ним, смена климатического покрова, вымирание отдельных видов животных, повлекли за собой угрозы гибели человечества. Однако человек нашел выход из сложившейся ситуации перейдя к земледелию и скотоводству, человек перекроил всю свою производственную и общественную жизнь в связи с новыми обстоятельствами. Все эти изменения привели к социальному расслоению, выделению классового общества и формированию государства, целью которого было обеспечение экономики и продолжение существование человека. Дуалистическая теория, ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин. Вслед за кризисной теорией она также объединяет процесс возникновения государства с переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Однако вместо вопроса экологического кризиса она поднимает вопрос она разделяет процесс государственного генезиса на западный и восточный. Где восточный путь считается универсальным, так как им пошли страны Азии, Африки и Америки, а западный специфичный, так как им последовали лишь европейцы. Теория специализации (ее автор – проф. Т. В. Кашанина), тоже подтверждающая влияние неолитической революции, абстрагируя, однако государственную специализацию управленческого характера. Кашанина считает, что специализация присуща не только биологическому виду, но и общественным отношениям. Разделение труда и социальное расслоение же она считает частной формой данного положения, возникшее сначала в экономической, а потом уже и в управленческой и административной сфере. Материальная основа положила фундамент для последующего административного становления общества.
|