Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протогосударственные объединения. Общественное устройство и власть





Современные теоретики государства и права твердо стоят на позиции того что генезис государства и права – закономерный итог развития общества. Исходя из этого, можно утверждать, что когда–то существовало общество живущие без государства и права. Человеческое общество зародилось на Земле около сорока тысяч лет назад, первые же государства начали появляться в IV-III тысячелетиях до н. э.

Как же выглядело это протогосударственное общество? Что оно из себя представляло? Как жили люди в таком обществе не знающем правового регулирования и государственных основ? Каким было его устройство? Не выяснив ответа на эти вопросы нельзя представить процесс генезиса государства.

Протогосударственное общество, за которым закрепилось название первобытного, а сам строй такого государства – первобытнообщинным, занимает внушительный период истории, в тридцать тысяч лет и делится на несколько периодов. В современной историографии до сих пор нет четкого решения периодизации первобытного общества. Обычно историки выделяют два крупных периода – патриархат и матриархат. Матриархат – это общество в котором женщина занимала господствующее положение, власть и родство передавались по женской линии. Вот что говорит о матриархальном устройстве общества Википедия: "Современной науке известны общества содержащие в себе многие признаки матрицентричного порядка. Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака — дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, при котором имуществом семьи распоряжаются женщины, и передается оно только по женской линии. Мужчина, с которым женщина состоит в длительных отношениях, не имеет право распоряжаться собственностью женщины и её семьи."[1]

На смену матриархальному обществу в главе с материнским началом пришел патриархат – общество с главой-мужчиной, pater familias, как говорили римские юристы. Родство стало вестись по мужской линии, собственность и власть передавались от отца к сыну. Патриархальный строй заложил основы зарождения государственности, начался процесс социального расслоения и разложения первобытнообщинного строя.

Такую периодизацию первобытных обществ можно встретить в учебниках по теории государства и права до сих пор. Однако не все исследователи считают ее правильной, взамен ей предлагая свои варианты периодизации. В 1865 году Джон Лаббок в своей работе: «Первобытные времена или первобытная эпоха человечества» выделяет первый исторический период – палеолит и делит его на три периода – ранний, средний и поздний, в которых в раннем периоде формируется первобытнообщинный строй, в среднем он достигает зрелости и наконец в поздний распадается.

По другой точке зрения процесс разложения первобытнообщинного строя послужила экономическая сторона вопроса. Сторонники этой теории выделяют два периода – присваивающий и производящий, связывая этот процесс и процессом генезиса государства.

Исходя из полученных сведений можно сделать вывод что вся история первобытнообщинного строя делится на два периода – период зрелого первобытного общества, то есть первобытнообщинный строй в чистом виде и периода распада первобытнообщинного строя и постепенного зарождения государства.

Поднимая вопрос социального устройства, структуры власти и управления первобытного общества, нужно иметь ввиду что речь идет о периоде зрелого первобытного общества, так как в период его разложения, первобытнообщинный строй, его власть и структура подвергаются известным метаморфозам.

Общественное устройство первобытных обществ знало две формы консолидации людей – родовые и племенные отношения. Через эти стадии прошли все народы населяющие земной шар и поэтому первобытнообщинный строй нередко ассоциируют с родоплеменной организацией общества.

Родовая община, род – это первая исторически сложившаяся форма социального объединения. Это своеобразный семейный «кооператив», объединенный кровным родством, общественном труде, совместной проживании, потреблении, всеобщей собственности, социальном равенстве. Несмотря на похожесть понятий «род» и «семья», их отожествление не совсем верно. В первобытном обществе, род не был семьей в том понимании каким ее видим мы. Род – это консолидация населения в группу связанную кровным родством, хотя в определенном смысле род можно назвать семьей.

Еще одной формой социальной консолидации первобытных людей послужило племя. В отличии от рода, это более крупное общественное объединение, образовавшееся в поздние периоды. Племя возникает в связи с развитием первобытного общества, родовые общины умножаются, разрастаясь в племена. Племя можно назвать союзом родовых общин, основанный снова на кровном родстве, занимающий определенную территорию, имеющий свое имя, язык, религиозные представления, традиции, обычаи, верования. Объединению родовых общин в племена послужило множество факторов, таких как совместная охота, отражение нападок агрессивных соседей, расширение своих территорий за счет земель соседа.

История первобытных обществ так же знает такие крупные объединения как фратрии и союзы племен. Фратрия, это термин введенный Льюисом Морганом. Согласно его теории, фратрии сформировались под давлением разлагающегося первобытного общества и распада родовых общин. Фратрии представляли из себя связку родов, связанных кровным родством. Они занимали промежуточную ступень между родовой общиной и племенем, у некоторых народов, например, в Доклассической Греции.

Племенные союзы – это довольно крупные первобытные объединения, возникшие в период распада первобытнообщинного строя. Основной их задачей было ведение боевых действий, оборонительного либо наступательного характера. Позже племенные союзы послужили основой для государств, таким образом их можно назвать протогосударственным объединением, построенном уже не на кровном родстве, а на общих интересах.

Все вышеперечисленные формы объединения первобытных людей, однако мало отличались друг от друга. Их рознит лишь размер, каждое из этих объединений более крупное и сложное по сравнению с предыдущим, но в то же время строясь на кровном родстве, он остаются однотипными и мало отличаются друг от друга, за исключением союзов племен, объединение в которых строилось не только на кровном родстве, но и на общих интересах, таких как защита своей территории и захват новых владений.

Что же представляла из себя власть в первобытных обществах? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос, а что же такое власть?

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие, даже вопреки сопротивлению, и независимо от того, на чем такие способность и возможность основаны. [2]

Первобытную публичную власть отличают такие моменты:

- власть осуществлялась либо обществом собственноручно, либо общеизбранными представителями, которые не обладали никакими привилегиями и в любой момент могли были быть смещены, тем самым власть не была оторвана от общества и являлась его неотъемлемой частью.

- лица, наделенные властными полномочиями служили опорой всего первобытного общества, не существовало специальных органов принуждения, а само принуждение если оно имело место быть, исходило от самого общества.

Власть в первобытном обществе выглядела так – основополагающей общественного управления служило родовое собрание, состоящее из всех взрослых членов родовой общины. Такое собрание разрешало главные вопросы жизни рода. Собрание возглавлял старейшина, либо вождь, который избирался из числа самых уважаемых членов рода. Однако несмотря на свой статус, по сравнению с остальными членами рода, он не обладал никаким особыми привилегиями. Так же как и остальные члены общины, он работал на производстве и получал такую же долю как остальные. Его власть строилась исключительно на доверии и уважении к нему остальных членов общества, в любой момент он мог быть снят с должности и на нее назначался другой. Кроме вождя родовое собрание избирало военачальника, во время боевых действий, а также других ответственных лиц, курирующих дела культа – жрецов, шаманов и др., которые также никакими привилегиями не обладали.

Структура власти в племени совпадала со структурой родовой общины, но естественно в более крупном масштабе. То есть органом власти здесь служил вождей, часто наряду с ним существовало также народное собрание. Совет вождей составляли старейшины, вожди, военачальники и представители родов входивших в племя. Однако народ не был оторван от власти и принимал широкое участие в жизни племени. Правовой статус вождя племени в таком обществе ничем не отличался от статуса остальных его членов, он был первым среди равных.

Организация власти во фратриях и союзах племен мало чем отличалась от племенной, те же народные собрание, советы старейшин, военачальники и прочие представители власти, служившие своеобразными «светочами первобытной демократии». Лишь с началом разложения первобытнообщинного строя начинается неравенство, предводители племен и общин получают привилегии.

Исходя из всего вышесказанного, первобытное общество представляется довольно простым обществом, основывающемся на совместном труде, совместной собственности, общественном равенстве и само собой кровном родстве.

Власть в таком объединении носила чисто номинальный характер и строилась на самоуправлении, все вопросы решались сообща, самими членами общества, не существовало никакого аппарата принуждения и управления. Если же вставала необходимость принуждение, то оно исходило от самого общества, особо провинившись, например, могли изгнать из племени. Говоря научным языком, общество служило одновременно правительством, парламентом и судебной инстанцией.

Фридрих Энгельс, в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой... Нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал.» [3] На мой взгляд довольно точная оценка первобытному обществу и нравам, царившим в то время.

 

 

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ

 

Генезис государства и права, как и в прошлые времена остается довольно обсуждаемой темой, в основе которой лежат идейные, философские и политические взгляды, в то же время история, археология, антропология продолжают получать новые знания о причинах происхождения самого понятия государства.

Аксиомой в этой дискуссии служит тезис о происхождении и развитии производства, переход от охоты и собирательства и скотоводству, и земледелию.

 

Date: 2015-09-18; view: 1090; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию