Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассмотрим сущность этих четырех закономерностей, проявляемых при обучении движениям
1. Физиологическая закономерность представлена положением о фазовом характере формирования двигательных навыков. Согласно этому положению, двигательный навык формируется по законам развития условных рефлексов (И.П. Павлов, А.Н. Крестовников). При их формировании (а двигательный навык - это тоже условный рефлекс) в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждение и торможение). Преподаватель, зная особенности этих фаз, может оптимизировать применяемою методику с целью ускорения процесса обучения. а) фаза - иррадиация нервных процессов. Ее особенности выражаются в следующем. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга ученика возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, а также и центры соседние, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощенно. В связи с этим тратится больше, чем необходимо, физической и нервно-психической энергии. Человек быстро устает, выполняемое движение плохо скоординированно и неточно. б) фаза - концентрация нервных процессов. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Происходит своеобразная концентрация нервных процессов в нужных центрах, соседние как бы выключаются. Это приводит к ликвидации чрезмерной закрепощенности, исключению ненужных движений. Двигательное действие выполняется более свободно и скоординированно. Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении. в) фаза - стабилизация динамического стереотипа. Многократное повторение двигательного умения постепенно приводит к возникновению в коре головного мозга достаточно четкой, согласованной системы последовательности протекания возбуждения и торможения в нужных центрах. Между нервными центрами, участвующими в работе, устанавливаются прочные временные связи. Движение выполняется стабильно, в случае необходимости вариативно и на высоком уровне проявления физических качеств. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка. . Психологическая закономерность в современной концепции обучения движениям начинает играть все более значительную роль. Дело в том, что рассмотренная выше физиологическая закономерность уже не в состоянии корректно объяснить некоторые чрезвычайно существенные аспекты, непосредственно связанные с процессом обучения двигательным действиям. В частности, такие категории, как потребность и мотивация, остаются за пределами рассмотрения фазовой закономерности формирования двигательного навыка, в то время как их роль достаточно значительна. Современная теория обучения, не отвергая достижений условнорефлекторной концепции формирования двигательных навыков, существенно обогащает ее за счет использования в ней положений общей теории деятельности. С ее позиций решающая роль в процессе обучения новым двигательным действиям (как показал в своем фундаментальном исследовании данной проблемы М.М. Боген) отводится формированию ориентировочной основы действия (ООД). При этом процесс формирования ООД в обязательном порядке опирается на такие важнейшие психологические компоненты любой деятельности, как целевые установки и мотивация. Иначе говоря, в структуре ориентировочной основы действия фактор сознания ученика играет первостепенную роль. Значение сознания как основной направляющей силы в деятельности человека очень четко представлено в теории поэтапного формирования действий и понятий П.Я. Гальперина, углубившего методические аспекты теории деятельности. П.Я. Гальперин в любом действии выделяет три части (функциональных компонента), находящиеся в функциональном единстве: ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную, каждая из которых имеет свое назначение. Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия. Такая программа появляется в результате формирования ориентировочной основы действия. На основе программы осуществляется исполнительная часть, т.е. само запрограммированное двигательное действие. При этом, как только человек начинает движение, оно сразу же подвергается контролю и в случае необходимости - коррекции. Ход выполняемого действия сопоставляется с программой и оценивается ее выполнение. Если обнаруживается несоответствие между ориентировочной и исполнительной частями действия, то в исполнительную часть вносятся соответствующие уточнения, коррективы. Если действия согласованы в ориентировочной и исполнительной частях, но двигательная задача (т.е. цель движения) решается неудовлетворительно, то коррекции подлежит уже не исполнительная, а ориентировочная часть, т.е. сама программа содержит какие-то неверные, возможно ошибочные, представления. Следовательно, все три компонента двигательного действия находятся в неразрывном единстве и взаимосвязи. Действие не начинается при отсутствии программы, т.е. ООД. Поэтому ООД является управляющим образованием и в значительной мере - контрольно-корректировочным. Исполнительные же функции осуществляет двигательный аппарат человека. Таким образом, теория управления деятельностью вносит существенные коррективы в традиционную методику обучения двигательным действиям. В частности, акценты усилий преподавателя должны быть направлены прежде всего на формирование ООД ученика, а не на исполнительную часть, как вытекало из условно-рефлекторной теории. В этом случае процесс обучения движениям становится более эффективным, получается значительно меньше технического брака. . Педагогическая закономерность современного подхода к процессу обучения движениям полностью вытекает из рассмотренных выше условно-рефлекторной концепции и теории деятельности. Фактически педагогическая закономерность реализуется в самой методике обучения. Она указывает - что конкретно и в какой последовательности должен делать преподаватель, приступая к обучению своих учеников новым двигательным действиям. Основываясь на положениях теории деятельности, М.М. Боген показал, что наиболее эффективный результат при обучении двигательным действиям достигается, если преподаватель управляет формированием ориентировочной части, т.е. самой программы. При формировании программы действия целесообразна следующая методическая последовательность, включающая, как минимум, четыре задачи - операции: . Необходимо сформировать у ученика положительную учебную мотивацию побудить его к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению двигательным действием. Принудительное обучение, или обучение без особого желания, не эффективно, т.к. именно при этом подходе возможны разнообразные ошибки в технике упражнения. . Сформировать знание о сущности двигательного действия (а это уже обязательный элемент самой программы действия). Необходимо обратить внимание ученика, прежде всего на те фазы и элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения. Эта задача решается методами объяснения, рассказа, наблюдения. Те объекты (элементы, фазы) двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания ученика при исполнении, называют основными опорными точками (ООТ). А весь комплекс ООТ, составляющих целостное двигательное действие называется ориентировочной основой действия (ООД). Эта основа и есть смысловой, или сущностный образ самой программы действия. В часто бытующем на практике обучении по методу проб и ошибок ученик самостоятельно, подчас случайно, нащупывает основные опорные точки, если преподаватель не акцентирует его сознание на определяющих элементах действия. При этом в формируемой ООД, наряду с истинными опорными точками, могут включаться так называемые ложные (т.е. неправильные представления). Кроме того, число ООТ может оказаться достаточным или недостаточным, что в итоге не всегда положительно отразится на результате обучения. . Сформировать полноценное представление об изучаемом движении по каждой ООТ, что в конечном итоге и составит всю ориентировочную основу действия, т.е. его программу. Если эта программа состоит из необходимого и достаточного числа истинных опорных точек, ее можно считать вполне завершенной. Само полноценное представление суммируется из трех взаимосвязанных компонентов: зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения; смысловой образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.; двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений. Двигательный образ продолжает формироваться и уточняться также при расчлененном либо целостном выполнении движения. . Приступить к практическому целостному освоению изучаемого двигательного действия. Когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и полноценные представления, приступают к первым попыткам выполнить двигательное действие в целом, т.е. фактически делается пробное испытание всей программы движения. Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным исполнением. Это вполне нормальная ситуация, т.к. ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, а прочные связи между ними пока отсутствуют. Более того, замедленное исполнение действия просто необходимо, чтобы контролировать технику, оно предохраняет от вполне возможных ошибок. При быстром исполнении действия сознательный контроль затруднен, что и приводит к их появлению и закреплению. Первоначальные попытки желательно выполнять в стандартных условиях, т.к. любые изменения могут ухудшать качество исполнения. Особо важное значение при этом приобретает принцип систематичности, т.к. продолжительные перерывы между повторениями приводят к исчезновению отдельных ощущений, представлений, и качество выполняемого действия снижается. Такова сжатая схема педагогической закономерности обучения двигательному действию на начальном этапе. Более полная картина всего процесса обучения будет представлена при рассмотрении вопроса о структуре процесса обучения движениям. . Структурная закономерность заключается в том, что формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон переноса двигательного навыка, закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон угасания, закон отсутствия предела в развитии навыка. Закон переноса двигательного навыка. Образование новых двигательных действий осуществляется, как известно, на основе наличия у человека сходных рефлекторных связей. Поэтому во многих случаях уже имеющиеся у него навыки могут по механизму переноса оказывать влияние на вновь формируемые. Однако взаимодействие между старым и новым навыком происходит далеко не всегда. Такое взаимодействие может проявляться только тогда, когда между такими навыками есть определенное сходство в их структуре. Если сходства нет, то взаимодействия между навыками не происходит. Принято различать положительный и отрицательный переносы навыков. Положительный перенос представляет собой такое взаимодействие, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (основных звеньях) этих двигательных действий. Например, навык метания теннисного мяча помогает овладеть метанием гранаты или копья, т.к. в этих движениях сходны основные звенья - финальные усилия. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене. В такой ситуации старый навык доминирует, и хотя человек пытается выполнить новое движение, оно нередко воспроизводится по старому. И пока не будет преодолен старый стереотип, возможны существенные ошибки в технике вновь формируемого действия. К примеру, навык прыжка в высоту затрудняет становление навыка преодоления препятствия в барьерном беге. В этом случае усилия преодолевающего барьер будут излишне направлены вверх, что не будет способствовать становлению рациональной техники барьериста. Закономерность переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах как гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, борьба, легкая атлетика и т.д. Планировать очередность обучения новым движениям надо таким образом, чтобы по возможности исключать влияние отрицательного переноса и в то же время шире использовать эффект положительного взаимодействия навыков. Это существенно ускорит процесс обучения технике движений. Вместе с тем следует также иметь в виду, что эффект отрицательного переноса навыков может быть значительно снижен или вообще снят в тех случаях, когда преподаватель по настоящему серьезно занимается формированием у ученика ориентировочной основы действия. Если он указывает ученику те ООТ, в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает, то отрицательное взаимодействие навыков может не возникнуть. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами: а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка; б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств. Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина). Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается. Закон отсутствия предела в развитии навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания [40]. Структура процесса обучения и особенности его этапов Процесс обучения двигательным действиям представляет собой достаточно сложную специфическую задачу для каждого преподавателя. Успешность обучения в решающей мере зависит от методической подготовленности преподавателя, наличия благоприятных материально-технических условий, а также от полноценной готовности обучаемого. Среди этих факторов особо следует остановиться на готовности ученика к процессу обучения. Date: 2015-09-18; view: 1913; Нарушение авторских прав |