Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и показатели качества





Понятие и показатели качества

Управление качеством продукции

Стандартизация продукции

Сертификация продукции

Понятие и показатели качества

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке определяются уровнем конкурентоспособности. А конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цен и уровнем качества продукции.

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания и работа по управлению качеством становится альфой и омегой для всего персонала.

У понятия “качество” существует большое количество определений, поскольку этот вопрос интересовал людей еще во времена Аристотеля.

По Аристотелю (3в. до н.э.) качество – это различие между предметами. Дифференциация по признаку “хороший – плохой”

Китайский иероглиф, означающий качество, состоит из 2-х элементов – “равновесие” и “деньги” (качество= равновесие=деньги). Качественно тождественно понятию “высококлассный”, “дорогой”.

Гегель в 19в. так определил понятие “качество”. Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.

Японский экономист Исикава в 1950 г. высказался, что качество – это то, на что ориентируется потребитель.

В соответствии с ГОСТ 15467-79 СССР “Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-86 “Качество = это совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные им предлагаемые потребности.

Качество имеет как внутренние, так и внешние компоненты. Внутренние компоненты: срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, уровень исполнения, дизайн, надежность, высокие стандарты и быстрота обслуживания, доступность и низкая цена услуг.

Качество зависит от внешних факторов, т.е находящихся вне организации:

Кто является потребителем;

Как будет использоваться продукт;

Национальные особенности.

Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным. Это наблюдается при высоком уровне цены. Как правило, более качественные товары значительно дороже, что делает их недоступными для большинства потребителей. Большую роль играет известность и имидж фирмы- изготовителя. Высококачественный товар малоизвестной фирмы может иметь меньший спрос, чем товар худшего качества известной фирмы.

Наиболее интенсивно процесс развития качества протекал в Японии, ставшей в 70-80гг. мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров.

В Японии качество оценивается по уровням:

1-й уровень – “соответствие стандарту”

качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта.

2-й уровень – “соответствие использованию”.

Продукт должен соответствовать не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

3-й уровень – “соответствие фактическим требованиям рынка”

в идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.

4-й уровень “соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям.

Проблеме качества, в свое время, уделил внимание Петр I. Один из его указов гласит: “Повелеваю хозяина Тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и сослать в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продавать негодные фузели. Старшину Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья”.

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества.

Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, показывающий, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

• Показатели надежности -безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности, Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества.

Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — получили распространение такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

• Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств,,труда времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

• Показатели стандартизации и унификации это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя.

• Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

• Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

• Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

• Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в стране предполагаемого экспорта.

• Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия.

Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой:

Копт=Q/C

где Копт экономически оптимальное качество;

Q — качество изделия;

С — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука — квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т.е. прирост единицы качества изделия на рубль затрат.

Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

 

Date: 2015-09-18; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию