Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия рационального построения спора





 

Для начала спора требуется наличие необходимых и достаточных условий. Одно из таких условий - наличие оппонента или оппонентов, имеющих различные воззрения на спорные положения, т.е. высказывающие и отстаивающие собственную точку зрения. Другим необходимым условием спора является принятие участниками конвенции относительно определения полей аргументации. Начиная спор, противоположные стороны должны стремиться выработать общее поле аргументации - договориться о том, как будут пониматься основные термины, спорные и другие утверждения, какой теории и какой логики будут придерживаться стороны и т.д. При споре ради победы выработать общее поле аргументации достаточно сложно, а иногда и практически невозможно. Спор становится плодотворным, если участники имеют общность исходных понятий, знаний, аргументов. Важно помнить, что в языке многие понятия имеют не одно, а несколько значений. Таким образом, неточное употребление терминов и многозначных слов может привести к нежелательному результату, затруднить общение, помешать обсуждению спорной проблемы, стать причиной серьезных заблуждений. Ф. Бэкон говорил: "Споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже формах доказательств". Таким образом, наличие общего поля аргументации является необходимым условием конструктивного спора. Для его выработки существует определенный алгоритм: выяснение цели (стратегия спора) и предмета спора, установление пункта разногласия.

Спор будет успешным лишь при условии, что четко выделены его цели и предмет. Цели ведения спора могут быть разделены на конструктивные и деструктивные (конфликтные).

К конструктивным целям ведения спора относятся:

§ желание обсудить все возможные варианты решения проблемы;

§ желание выработать коллективное мнение, позицию по обсуждаемому вопросу;

§ стремление привлечь к проблеме больше заинтересованных и компетентных лиц;

§ оценить возможных единомышленников и противников.

При конструктивной стратегии участники спора стремятся найти истину, понять позиции, точку зрения и оценить доказательства оппонента. Они стараются действовать корректно, рассуждать объективно, будучи заинтересованными, прежде всего не в своей победе, а в истине и в обсуждаемом предмете.

Деструктивные цели, напротив, отличает желание:

§ расколоть участников спора на непримиримые группы;

§ завести решение проблемы в тупик;

§ использовать заведомо ложную информацию, которая может по­вести спор по ложному пути;

§ разгромить, дискредитировать оппозицию.

При конфликтной стратегии основная цель спорящих - собственная победа и поражение оппонента. При этом участники спора используют корректные и некорректные аргументы, различные уловки, в том числе заведомо ложные и непроверенные факты, подтасованные статистические данные. Конфликтная стратегия, как правило, ведет к разрыву отношений между спорящими.

Цели спора в чистом виде, как правило, не проявляются, а могут реализовываться в самых различных сочетаниях.

Выяснить предмет спора - это значит определить проблему (тему), которая подлежит обсуждению путем обмена мнениями. Важно, чтобы участники спора всегда ясно представляли себе, что же является предметом их разногласий. Для этого человеку необходимо четко и ясно сформулировать, в чем он не согласен с оппонентом и четко сформулировать свою точку зрения, т.е. уточнить пункты разногласия. Для того чтобы не потерять предмет спора, не уйти в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, участники спора должны хорошо знать его предмет, разбираться в поставленных задачах, быть эрудированными и компетентными. Здесь необходимо соблюдать важное правило - не упускать из виду основных положений, из-за которых ведется спор, не терять предмета спора в пылу полемических рассуждении.

Таким образом, выработка общего поля аргументации позволяет спорящим говорить на одном языке.

Не маловажным условием, влияющим на благоприятный исход спора, является поведение участников спора, их манера дискутировать имеют большое значение и, конечно, влияют на успех обсуждения. Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться в споре и находить более правильные решения, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. Поведение в споре зависит и от того, с каким оппонентом приходится иметь дело. Если это сильный противник, т.е. человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, то его оппонент должен быть более собранным, он может испытывать напряжение и готовность к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, его оппонент будет чувствовать себя уверенно, независимо и решительно. Полемистам далеко не безразлично, кто наблюдает за спором и является свидетелем их победы или поражения. Именно поэтому в присутствии одних людей они ведут себя более сдержанно, корректно, в присутствии других они раскованы и свободны, на третьих просто не обращают внимания. Нередко поведение полемистов меняется в зависимости от реакции присутствующих.

Во многом поведение участников спора определяется их индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера. В определенной мере на полемистов влияют также национальные обычаи и культурные традиции народа, страны. Например, церемониальность, правила речевого общения не позволяют японцам горячо спорить. Это считается непристойным и грубым. На Западе таких проблем не возникает, наоборот, постоянные споры там сближают людей, делают их друзьями, там культивируется давняя традиция полемики - своего рода искусства, которому следует учиться.

Несмотря на многообразие образцов поведения в споре, а также на различия в манере отдельных полемистов необходимо знать некоторые общие правила, соблюдение которых повышает эффективность и плодотворность спора, способствует успеху в дискуссии и полемике. Очень важным требованием культуры спора является уважительное отношение оппонентов друг к другу. К сожалению, это правило часто нарушается. Нередко участники спора нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях. Психологи установили, что если делается попытка навязать оппоненту свое мнение, резко отличающееся от его взглядов, то он по контрасту воспринимает предлагаемую ему противоположную точку зрения как неприемлемую. Именно поэтому не рекомендуется обязательно во всем противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с предлагаемыми доводами оппонента, прежде чем сказать "нет" или произнести "да". Это продемонстрирует беспристрастность, стремление к объективному рассмотрению вопроса. Но согласившись с доводами, надо уметь показать, что они не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты оппонента. Не рекомендуется горячиться в споре. Наблюдения показывают, что из двух полемистов, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем оказывается тот, у кого больше выдержки и самообладания. У хладнокровного человека имеются явные преимущества: его мысль работает ясно и спокойно. В возбужденном состоянии трудно анализировать позиции оппонента, подбирать веские доводы, не нарушать логической последовательности в изложении материала.

 


Заключение

 

Таким образом, столкновение различных точек зрения, суждений, борьба мнений - естественный и необходимый спутник человеческой деятельности, направленный на выяснение истины, на всем протяжении жизни любого человека. Спор - сложное многообразное явление, имеющее глубоко уходящие в историю корни, интересующее человечество с античных времен. Это тонкое искусство, с множеством трудноуловимых психологических, нравственных и этических граней. Выявить и учитывать их в споре позволяет лишь длительная практика. Главная задача спора - не сама по себе победа над оппонентом, а решение некоторой конкретной проблемы, поиск истины. Неприемлем спор ради спора, с целью доказательства собственной правоты и посрамления противника. Следует помнить о том, что во время спора затрагиваются личностные черты характера человека, поэтому недопустимо использование некорректных способов и средств в установлении истины.

Для рациональной организации и успешного ведения диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определенными рекомендациями, установками и правилами, знать условия рационального построения спора. Без их усвоения невозможно результативно обсуждать не только сложные проблемы, но и самые простые. Решение многих деловых вопросов в современном обществе возможно только путем открытого цивилизованного обмена мнениями. Умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергая мнение оппонента, не унижая его достоинство, без демонстрации своего превосходства должно стать обязательным качеством любого человека. Затевая спор, нужно предварительно взвесить свои силы и попытаться спрогнозировать варианты его исхода. При этом нужно иметь ввиду, что они могут быть разными, не только победа или поражение.

Вывод: понимание, принятие и применение на практике вышеперечисленных знаний о понятии спора позволит любому человеку не только грамотно и бесконфликтно выстроить диалог по спорным вопросам с нахождением обоюдоприемлемого решения, но и сохранить своё "лицо".

Считаю, что поставленная мною цель реферата достигнута и спрогнозировано дальнейшее изучение вопросов искусства спора.

 


Список литературы

 

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С. 179-207.

2. Мкртычян С.В. Белая и черная риторика. Материалы интеллектуальных тренингов по развитию навыков ведения полемики. - Тверь: ЗАО "Издательский дом "Глаголь", 2007.

3. Курс лекций для студентов управляющих специальностей. 2012. // (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://do. gendocs.ru/

4. Сайт Nosero.ru (статьи, интересные авторские рассказы, очерки и биографии, подробные сведения о значимых событиях в мире и исторические данные о культуре в мире). 2011. // (Электронный ресурс) / Режим доступа: http://nosero.ru/2011/04/22/spor-istoriya-proisxozhdeniya-spora.html

Размещено на Allbest.ru

Date: 2015-09-18; view: 611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию