Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный строй





Феодалы. Класс феодалов распадался на следующие группы: слу­жилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».

Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это быв­шие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Мос­ковскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако они сохранили право собственности на землю. Но поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья являлись наибо­лее крупными землевладельцами. Служилые князья занимали руково­дящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дру­жиной. Впоследствии они слились с верхушкой боярства.

Бояре, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответ­ствующее политическое положение. Бояре занимали командные пос­ты в государстве.

Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети бояр­ские. Те и другие также несли службу великому князю.

Феодалы обладали правом отъезда, т. е. они вправе были выби­рать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV — XV вв. различных княжеств у феодалов были довольно широкие воз­можности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном кня­жестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.

Бояре стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю, способному защитить их интересы. В XIV — начале XV в. пра­во отъезда было выгодно московским князьям, так как способствова­ло собиранию русских земель.

По мере укрепления централизованного государства право отъез­да стало мешать московским великим князьям, ибо этим правом пы­тались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства с целью воспрепятствовать дальнейшей централизации и даже добиться преж­ней самостоятельности. Поэтому московские великие князья стараются ограничить право отъезда, а затем и совсем его отменить. Мерой борь­бы с отъезжающими боярами было лишение их вотчин. Позже на отъ­езд начинают смотреть уже как на измену.

Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским», ко­торые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некото­рые из них занимали более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами. «Слуги под дворским» сущест­вовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.

В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, свя­занные с усилением процесса централизации Русского государства. Прежде всего изменились состав и положение боярства. Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий кня­жат. В связи с этим меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе — крупным феодалам, то теперь боярство становится при­дворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, сли­лись с детьми боярскими и слугами вольными.

Изменение природы боярства повлияло на его отношение к вели­кому князю. Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре — вчерашние удельные князья — были настроены весьма оппо­зиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе клас­са феодалов — дворянстве. Дворяне формировались прежде всего из «слуг под дворским», при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшени­ем влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях.

Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. В централь­ных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и чер­носошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярс­ких родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, что­бы раздать их помещикам, но она терпит крах.


Крестьяне. Сельское феодально зависимое население к началу дан­ного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепен­но вытеснялся новым — крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. упот­ребляется и древний — смерды. Крестьянство делилось на две категории — чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые — на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вто­рая категория земель считалась принадлежащей непосредственно кня­зю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV век знаменуется прикрепле­нием чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закре­пощением владельческих. Прикрепление черносошных крестьян к зем­ле осуществлялось путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением владельческих явля­лось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, т. е. к земле и ее владельцу, лишение крестьянина возможности выби­рать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.

Установление феодальной зависимости предполагает экономичес­кое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего ос­новное средство производства — землю. С развитием феодализма тре­буются уже меры политического, правового принуждения. Феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юри­дическую возможность переходить от одного владельца к другому, осу­ществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное за­крепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы кресть­ян. Одними из первых были прикреплены старожильцы.

Старожильцы — это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повин­ности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом пере­хода от одного господина к другому, все более ограничивавшимся в XV в.

Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Новопорядчик освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Новопорядчики получали иногда от вотчинника или помещика под­могу или ссуду. Они имели право перейти от одного феодала к друго­му, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он считался старожильцем.

Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг, и обя­занные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.


Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозя­ину. Это были бедняки, не имевшие земли.

В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей — бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (не­тяглую, т.е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закре­пощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от сво­их господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неде­лю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определен­ную сумму — пожилое.

Холопы. Монголо-татарское иго привело к сокращению числен­ного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, татары уводили громадное число русских в раб­ство.

Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы — это верхушка хо­лопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменя­лось и превращение феодально зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина.

Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей. Количество холопов со­кращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холо­пов по завещанию. Так, великий князь Василий Дмитриевич дал сво­боду почти всем своим холопам, оставив наследницам лишь по пяти холопских семей каждой.

Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным.

В данный период развивается процесс постепенного стирания гра­ни между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а за­крепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов разли­чались страдники, т. е. холопы, посаженные на землю.


Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по положению с холопами,— кабаль­ные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взяв­ший в долг (обычно 3 — 5 р.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.

Городское население. Города делились обычно на две части: соб­ственно город, т. е. огороженное стеной место, крепость и окружаю­щий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости — детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торгов­цы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому «черно­му» люду.

Промежуточную категорию составляло население слободок и дво­ров, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в город­ской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества — гости, веду­щие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей — сурожане, ведущие торг с Крымом (с Сурожем — Судаком). Несколько ниже стояли суконники — торговцы сукном.







Date: 2015-09-18; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию