Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мхк. 10 класс. Первые художники земли

План Материал лекции
  От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш далёкий предок впервые на­чал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие растительным орнаментом, различными символами и узо­рами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам. Каковы же главные причины возникновения художественного творчества? Ответ на этот вопрос мы можем найти в одной из антич­ных теорий, принадлежащей греческому философу Аристотелю (384—322 гг. до н. э.). В ней говорится прежде всего о познаватель­ных потребностях человека и о заложенном в нём чувстве прекрас­ного. Искусно выполненная наскальная живопись, скульптура, ке­рамика и другие предметы обихода действительно отражают стрем­ление первобытного художника к глубокому проникновению в тайны природы и бытия, его потребность в красоте и совершенной гармонии. Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивитель­ные тайны. Лишь во второй половине XIX в., когда были обнаруже­ны наскальные росписи во многих точках земного шара, перед ис­следователями предстал неведомый, огромный мир, полный зага­док. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства. Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и ар­хеолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ де­ревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некото­рые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Чёрные, ко­ричневые, красные и жёлтые краски выглядели свежими, яркими и влажными, будто их только что нанесли на камень. Восхититель­но было и мастерство рисунка, выполненного каменным резцом! По­ражала точность силуэтов, передающих упругость и объём сильных и могучих тел. Да, это была настоящая живопись первых художни­ков Земли! Пещера Альтамира получила всемирную известность. Хотя учё­ные долго не верили в открытие Саутуолы и обвиняли его в мошен­ничестве, интерес к пещере возрастал с каждым днём. Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пе­щера). Знакомство с памятниками первобытной культуры мы прове­дём, пользуясь сложившейся периодизацией основных этапов её развития по материалу орудий труда и оружия. Самый длительный период истории человечества и его культу­ры — каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.). В нём различают три этапа: палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твёрдая и прочная бронза (сплав меди с оло­вом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности брон­зу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в раз­ное время (3—1 тыс. лет до н. э.). Мысль о последовательной смене эпох каменного, бронзового и железного веков, подтверждённая многочисленными археологиче­скими находками, была высказана ещё в античные времена рим­ским поэтом и философом I в. до н. э. Лукрецием: Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.  
  1.1. Изобразительное искусство
  Что же представляло собой искусство на заре человечества? Пер­воначально оно носило синкретическийхарактер, то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верова­ниями и особенностями трудовой деятельности первобытного чело­века. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя. По мере того как производство орудий труда совершенствовалось и формировало интеллект человека, оно пробудило в нём и потреб­ность к познанию законов Вселенной. Человек начал создавать предметы, всё более похожие на произведения искусства. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобрази­тельного искусства. Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветка­ми или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые мака­роны. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведён­ные контуром. Для выполнения глубоких монументальных изображений на скалах художник пользовался крупными каменными резцами. Позднее типичной стала более тонкая проработка контуров. Иногда в наскальном искусстве встречается комбинированная техника росписи и гравюры, то есть некоторые выгравированные детали (на­пример, грива, шерсть на брюхе животного) заштрихованы краска­ми. Чаще всего применялись минеральные красители жёлтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал чёр­ный цвет. Наиболее распространённым сюжетом первых рисунков являют­ся одиночные изображения крупных животных: лошадей, львов, носорогов, оленей. Именно они были главными объектами охоты че­ловека и обеспечивали ему пищу и одежду. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особеннос­тей строения тела и повадок животного. Вот почему говорят о реализмеискусства первобытного человека, который проявился в точности и лаконичности ри­сунков, в умении немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных. Художник не просто копировал окружа­ющую природу, — проникая в суть явлений, он отби­рал в ней самое важное. В созданных художествен­ных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли. Это была, как говорил великий не­мецкий философ Г. В. Гегель (1770—1831), «одушев­лённая реальность», созданная по законам красоты. Взгляните на росписи, обнаруженные в пещерах Ласко, Альтамира, Фон де Гом, Нио. Сколько в них экспрессии! Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к покровителю племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения. В пещерах обнаружены изображения стремительно бегущих большерогих оленей, скачущих галопом лошадей: их передние ноги согнуты в коленях и при­жаты к туловищу, голова и шея вытянуты. Первым художникам Земли ещё были неведомы законы перс­пективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог со­седствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произ­вольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объём жи­вотных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и тёмных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок. Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изобра­жения человека. Но всё-таки они есть! Удивительная композиция была обнаружена в пещере Ласко (Франция) в колодце на глубине шести метров. В центре — падающая навзничь схематичная фигура человека с птичьим клювом. Его руки нарисованы одной линией и заканчиваются четырьмя пальцами. Туловище напоминает про­долговатый прямоугольник. Рядом с человеком — копьё в виде шес­та с крючком на одном конце, немного ниже — ещё одно копьё с ри­сунком сидящей на шесте птицы. Слева от человека — удаляющий­ся носорог, нарисованный чёрной краской на коричневом фоне, а справа — смертельно раненный бизон, не способный больше нападать. Копьё пронзило его тело, и из огромной раны вываливаются внутренности. Но почему у человека такое странное обличье? Возможно, это охотник, прибегший к свое­образной маскировке. Сломано неудачно брошенное им копьё, бизон из последних сил наносит удар — охотник падает... С помощью одной композиции древний художник сумел воспроизвести целый сюжет. В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как неповторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовиться к следующему выстрелу. Другой прицеливается в мчащегося навстречу оленя. Третий, изогнувшись всем телом, уже успел несколько раз поразить животное, а четвёртый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны и изображения животных: их грациозные тела, запечатлённые в стремительном и лёгком беге, изящные головы с горделиво вскинутыми вверх рогами. Первобытная скульптура относится к начально­му этапу развития искусства. Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого камня, известняка, реже из мамонтовой кос­ти. Но почему именно женщину изображали древние скульпторы? Многочисленные женские статуэтки, найденные в разных частях света — от стран Запад­ной Европы до Байкала, — носили культовый харак­тер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры» (так их назвали учёные) — это обобщён­ный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный ха­рактер изображения, они воспринимаются как под­линное творение искусства, настоящий гимн женщи­не. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту. В эпоху неолита появилась керамическая пластика, запечатлевшая жанровые сцены из жизни женщины, а также абстрактных идолов с нанесёнными и на них геометрическими узорами. На Украине недалеко от Киева, в Триполье, найдена керамическая посуда, не имеющая аналогов в мировом искусстве. Предназначенная для хранения жидкости, она изготавливалась без помощи гончарного круга. Сосуды красивой формы из красной глины укра­шали различными орнаментами, в которых преобла­дали мотивы круга и спирали. Линии узора распола­гались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда. Но эти абст­рактные изобразительные формы полны глубокого смысла. Волнистые узоры символизируют течение реки, бегущая спираль — непрерывное движение солнца и времени, ромбы — символ женского божест­ва, посылающего на землю «небесную влагу», крест — солнечный диск, зигзагообразная линия — змея — покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «ёлочка» — растение или зла­ковый колос. На стенках сосудов можно различить фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз и быков, собак и птиц. В росписях керамики Триполья использовалась чёрная и белая краски, в целом же она производила впечатление трёхцветной.
  1.2. С чего началась история архитектуры
  Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простей­ших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей уби­того мамонта, покрытых шкурами. Поселения охотников со временем превратились в деревни зем­ледельцев. Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень в эпоху неолита вырастают первые города. В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обу­словлено религиозными представлениями и верованиями первобыт­ного человека. С происхождением этих сооружений связано множе­ство легенд, приписывающих их возведение каким-то великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что многотонные каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одно­глазыми гигантами-циклопами. Не о них ли писал Гомер в поэме «Одиссея»? Но это всего лишь красивая легенда. На самом деле подобные со­оружения возводили обычные люди, вооружённые простейшими приспособлениями: рычагами, брёвнами-катками, кожаными рем­нями. Первые сооружения архитектуры — мегалиты (греч. «мегос» — большой и «литос» — камень) — носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработан­ные большие каменные глыбы, расположенные в определённом по­рядке. В конце эпохи неолита, в III—II тысячелетиях до н. э., уже существовали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгиры— это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались верти­кально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонталь­но клали другую. Менгиры использовались для совершения ри­туальных обрядов на месте памяти предков. Не случайно, по-ви­димому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии и Франции, Испании и Греции, Азии, Африке и на Кавказе. В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеан­ском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические ста­туи в несколько метров высотой. Самые большие мен­гиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохра­нились в Бретани, одной из провинций на запад Франции. Более сложные архитектурные сооружения дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрыты широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» её с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляю 2 * 3 м, их высота достигает двух метров. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например, в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т. Кромлехи — каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диа­метре. По кругу они перекрыты могучими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнёзд. Самый известный кромлех — Стоунхендж (Солсбери, Велико­британия), возведённый на рубеже каменного и бронзового веков, в 1900—1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъём на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продол­жает будоражить мысль учёных, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов. Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был мес­том ритуальных церемоний и погребений, а также служил устра­шающим символом власти жрецов. Не исключается и другая вер­сия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволяющей с большой точностью вести календар­ный счёт дням, отмечать начало времени года, предсказывать на­ступление солнечных и лунных затмений. Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.
  1.3. Театр, музыка и танец
  Кроме основных видов изобразительного искусства и архитекту­ры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, му­зыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь одно­образной и безрадостной, как это может показаться современному человеку. По всей вероятности, самой ранней формой театрального искус­ства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл (от се­ва до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов, означающих объявление войны или заключение мира). В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далёких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облег­чавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоро­вых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рож­дающий простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лиш­ний раз подтверждает синкретический характер первобытного ис­кусства. Другой, не менее важной причиной возникновения музыкально­го творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирую­щих голоса природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя), он может добить­ся успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктив­ный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки. Русский писатель А.Н. Радищев (1749—1802)справедливо отмечал: «Птица поёт, извлекает звуки из гортани своей, но ощущает ли она, как человек, все страсти, которые он один токмо на земле удобен ощущать при размеренном сложении звуков? Не птицы благопевчие были учители человека в музыке: то было его собст­венное ухо, коего вглубленное перед другими животными в голо­ве положение всякий звук, с мыслию сопряжённый, несёт пря­мо в душу». Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с чётко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определённым интервалом. Это и была «одна из первичных форм музыки, ибо сознание человека, ища выражение в звуке, неизбежно вырабатывало устойчивые опорные тоно-высотные точки и связи между ними» (Б.В. Асафьев). Таким образом, главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов. Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек на самом деле использовал простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей ма­монта, обнаруженный во время раскопок у села Мезин в Чернигов­ской области на Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и на местах палеолитических посе­лений во Франции, в Чехии, Венгрии. А что представляли собой первые танцы древности? Как они были ещё далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом! Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, свои собственные ощуще­ния, настроение и душевное состояние. Появлению танца способст­вовали ритмические движения, повторяющиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Перво­начально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имита­ция повадок животного, притопывание ногами, выразительные жес­ты рук — всё это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успеш­ное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. У австралийских племён — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебё­душек», «оленя». Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окру­жении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным ду­хам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в изящном наклоне, передающем характер движения. Среди основных видов древнего театрального искусства можно назвать охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обма­нуть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничью пляску уже можно считать образным отраже­нием действительности в сознании человека. Обычно она разыгры­валась по определённому сценарию и могла воспроизводиться не­сколько раз. Такая пляска сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступ­ление перед зрителями в костюме и маске тотема — животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени. Огромное значение приобретало актёрское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщённые черты тотема. Взгляните на наскальное изображение человека-зверя, известное под названием «Колдун». Он представлен в довольно странной позе: его туловище расположено горизонтально, как у зве­ря. Задняя часть тела и в особенности ноги вполне «че­ловеческие», — хорошо прорисованы икры и ступни с пальцами. Од­нако сзади виден пышный, как у лисы, хвост. Передние конечности трудно назвать руками — скорее это звериные лапы. Особенно инте­ресна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На нас в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей точкой внут­ри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы. Вероятнее всего, перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.
  Вопросы и задания
  1. Расскажите об особенностях живописи, графики и скульптуры эпох первобытности. Насколько правомерны утверждения учёных о «реализме» изобразительного искусства этого периода? 2. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории нашей страны и стран Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя некоторые из перечисленных книг для чтения. 3. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра. 4. Расскажите об основных архитектурных сооружениях первобытной эпохи. С чем связано их происхождение?    
  Творческая мастерская
  Трудно переоценить значение первобытной культуры для последующих эпох. Вот как говорит о существующей «связи времён» поэт В. Берестов стихотворении «Первые рисунки»: Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим, Он не умел слепить горшка из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней, стремительно живой, Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылён, Упал и, умирая, шевелится, И кровь глотает раненый бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким. Используя дополнительную литературу, напишите небольшое сочине­ние-эссе на тему «Первые художники Земли».
  Темы рефератов, докладов, презентаций
  «Изобразительное искусство первобытного человека»; «Крупнейшие центры первобытной культуры»; «История возникновения архитектуры»; «Как родилось искусство?»; «Первые художники земли»; «Из глубины ве­ков (история пиктографии)»; «Музыкальное и театральное искусство перво­бытного человека».
  Книги для дополнительного чтения
  Дмитриева Н.А, Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки. М., 1969. Вып. 1. Жорж Ж. Знаки и символы. М., 2002. Зилъберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. Комар Ф. Искусство и человек. М., 2002. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. (Малая история искусств). Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982. Столяр А.Д. Происхождение искусства. М., 1985.  

 

 




 


<== предыдущая | следующая ==>
Материальное обеспечение соревнований | ГЛАВА 1. Начните неправильно, чтобы прийти к правильному результату

Date: 2015-09-18; view: 3608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию