Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя. Методическое обеспечение дисциплиныСтр 1 из 5Следующая ⇒ МАКРОЭКОНОМИКА Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» Культурологический факультет Кафедра культурологии и социологии
Утверждаю Проректор по учебной работе _______________ С. В. Буцык «___» ______________ 2013 г.
МАКРОЭКОНОМИКА Методическое обеспечение дисциплины
по направлению подготовки 033000 Культурология
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Челябинск 2013 УДК 65.0 (073) ББК 65.290-я73 Э 40
Автор-составитель: О. Ю. Рявкина, ст. преподаватель кафедры экономики и управления в СКС
Рецензент: Е. В. Семенова, к.п.н., доцент кафедры экономики и управления в СКС
Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета Культурологического факультета от 16.09.2013 г., протокол № 1
Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013 Содержание
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Характер процесса обучения, способы его осуществления влияют на формирование познавательной самостоятельной творческой активности. Эти задачи решаются в процессе применения активных и интерактивных технологий в интенсификации процесса обучения с помощью различных дидактических приемов и средств, обеспечивающих перевод ученика в позицию субъекта деятельности. Сущность интерактивных технологий – в интенсификации процесса обучения через организацию взаимодействия обучающихся, стимулирующего креативный характер познавательной деятельности. Использование традиционных образовательных технологий, ориентированных на трансляцию информации сегодня перестает быть достаточным для того, чтобы результаты образовательного процесса вуза были сопоставимы с требованиями, предъявляемыми Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом. Таблица 1 Рекомендуемые образовательные технологии в соответствии с дескрипторами Европейской рамки квалификаций (приводится частично)
Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе закреплено во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО в пункте 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» в частности отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В преподавании курса «Экономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000 Культурология, предполагается использование элементов авторской методики к.п.н. Е. В. Семеновой, позволяющей проектировать образовательный процесс с большим синергетическим эффектом на основе проектирования образовательных технологий. В рамках технологии Е. В. Семеновой реализуется трансактивная методика обучения, предполагающая формальную инверсию субъектов образования. При этом образовательный эффект основан на свободном развитии (иллюзия открытия), проистекающий при условии активности студентов. Следует различать активные (работа «в ситуации» – создание ситуации и приведение ее к запланированной цели) и интерактивные (работа «по ситуации» – создание и «ведение» ситуации, позволяющее использовать креативность и активность студента) методы обучения, ключевым различием которых, как нам видится, являются функции, реализуемые педагогом и студентами в учебном процессе. Функциональная основа активных (работа «в ситуации»), интерактивных (работа «по ситуации») и трансактивных (формируемых ситуацией) методов обучения (табл. 2). Описанные группы методов позволяют достичь интегрированного результата: знания, умения, навыки, профессиональное мышление и поведение, ценность профессии, социального взаимодействия. По сути же, описываемая технология является эффективным способом и оперативного формирования базы для будущих занятий. Принципиальная технология проектирования образовательных технологий Е. В. Семеновой разработана на основе междисциплинарного подхода и учитывает физиологические, психофизиологические, дидактические, психологические, социологические, акмеологические, аксиологические, креалогические, педагогические, профессиологические, управленческие, методические, квалиметрические и эвалюационные особенности взаимодействия субъектов. Рассмотрим те из них, которые особенно актуальны для курса «Макроэкономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000 Культурология. Таблица 2 Функциональные особенности методов обучения
Психологическим основанием образовательного процесса является устойчивость системы умственных операций, связанных со стилем и стратегией решения проблем индивида (интеллект), предполагающая учет этапизации процесса мышления: изучение условий задачи, создание общего плана действий, выбор тактики решения, сопоставление разработанного решения с исходными данными. Инициирование направленности процесса мышления сопряжено с мотивацией субъекта, предопределяя афферентность (зона поиска решения) / эфферентность (зона доказательств) процедуры синтеза. На уровне личности мотивы определяются двумя факторами: - заинтересованностью студента в решении профессиональных (учебных, образовательных) задач; - их способностью добиться достижение ситуации успеха. Для поддержания учебной мотивации студентов необходимо предлагать посильные задачи, предполагающие, тем не менее, элементы творческого поиска с обязательной фиксацией достижения результата со стороны педагога (внешнее стимулирование активности) для поддержание внутренней мотивации. Аксеологические основания образовательного процесса позволят студентам сформулировать и личностно принять значимость (ценность) профессионального труда, профессии для собственного развития, меняя направленность проектируемого тренда (стратегии) развития и конкретизации траектории (тактики) развития. Сопутствующим активизирующим фактором будет формирование более четкого образа собственного профессионального будущего и снижение его неопределенности (снижение уровня личной тревожности). Акмеологическим направлением образовательного процесса является конкретизация целевой направленности личности (цель как выбор стратегии профессионального развития с позиций ее конкретизации – «точка», «направление», «область» и др.). Социальное основание повышения эффективности образовательного процесса в качестве существенного ограничения выделяет характеристику референтности учебной группы для студента: референтные группы «подтягивают» личность до более высокого профессионально направленного уровня, нереферентные – снижают темпы профессионального развития личности. При этом двунаправленное влияние предполагает воздействие и личности на группу (эмоциональное и/ или инструментальное лидерство способно повысить или понизить темпы профессионального развития отдельной малой группы и / или студенческой группы в целом. В последнем случае роль малой группы определяется ее референтностью в группе в целом). Ситуации достигнутого успеха формируют повышение уровня референтности инструментальных лидеров, что может способствовать синергетическому эффекту профессионального развития. Креалогические (творческие) основы образовательного процесса могу быть использованы с позиций как научно-поисковой (на уровне анализа информации и синтеза перспективных прогнозов), так и творческой (создание нового знания; умозаключений, предположений и др.) деятельности. Такая организация учебного процесса способствует стабилизации и / или развитию мотивации профессионального развития личности. Влияние преподавателя определяется его профессиональными характеристиками: реализуемыми методиками и индивидуальным стилем педагогической деятельности. При этом методическая сторона формируется на основе базы освоенных и реализуемых методических приемов, степенью их формализации, свободой владения, комбинирования и создания новых способов, в то время, как индивидуальный стиль определяется ансамблем профессионально важных (и профессионально недопустимых) качеств личности. Возможный ход учебного занятия по дисциплине «Экономическая культура» в соответствии с авторской методикой Е. В. Семеновой предполагает элементы различной очередности: - ключевая проблема темы; - связи с предыдущими темами; - основные понятия темы; - закономерности и механизмы содержания понятий темы; - междисциплинарные связи. Занятие строится в форме 4-этапного процесса, позволяющего избежать снижения работоспособности: новые идеи ® деятельность (активное усвоение) ® опыт (умения и навыки) ® осмысление. В зависимости от ситуации, цикл можно начинать с любого звена; новые идеи могут транслироваться педагогом или студентами. Итоговый этап учебного занятия предполагает рефлексивную самооценку студентов по критериям «Вложенный труд» и «Удовлетворенность собой», по результатам которой определяется ситуативная эффективность занятия и вносятся корректировки. Этот процесс имеет важное значение для определения факторов, определяющих конструкцию учебных методов и их выбор в зависимости от выявленного уровня готовности студентов участвовать в учебном процессе, выбирается один из четырех стилей (табл. 3). Таблица 3 Определение используемых методов в соответствии с готовностью студентов участвовать в учебном процессе и стилей ведения учебного занятия педагога
Преподавание дисциплины «Макроэкономика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000 Культурология, включает в себя чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий в соответствии с тематическим планом, проведение индивидуальных и групповых консультаций, руководство исследовательскими работами при подготовке студентами материалов для участия в учебных и научно-практических конференциях и для участия в конкурсе научных студенческих работ. Методическое пространство ведения курса создается из серии техник активного вовлечения студентов в познавательную деятельность. Перечень методов, используемых на занятиях, с краткой характеристикой приведен в таблице. Таблица 4 Основные группы методов организации учебной деятельности студентов в ходе освоения курса «Экономическая культура»
Применение технологии предъявляет повышенные требования к педагогу: знание традиционных методов обучения, высокий уровень развития образовательного потенциала учебной ситуации. Вместе с тем, в силу различных факторов педагог бывает вынужден ограничивать используемые образовательные технологии. В данном контексте значимыми являются внешние факторы (независимые от педагога), которые включают материально-техническое и программно-технологическое обеспечение процесса и внутренние (зависимые от педагога), которые предполагают использование ограниченного спектра компонентов в связи с имеющимися предпочтениями, определяемыми индивидуальным стилем педагогической деятельности. Конечно, названные ограничения нивелируются при условии гибкой адаптации индивидуального стиля педагогической деятельности под имеющиеся и / или изменяющиеся условия (ситуативный индивидуальный педагогический стиль).
|