Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социометрические методики





Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

1) теорию малых (непосредственно контактных групп, созданную Дж. Морено); 2) всякие математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений (исходя из этимологии этого слова, произведенного от латинского societas — общество и греческого metreo — измеряю); 3) совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и опытом совместной жизнедеятельности. Нас интересует последнее значение данного понятия.

Социометрические методики при организации групповой социальной работы используются для выявления:

• неофициальных лидеров малых групп, т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;

• «изгоев» коллектива, т.е. людей, отвергаемых большинством группы;

• кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;

• характера социально-психологического климата социальной группы и тенденций ее трансформирования;

• дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки;

• причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых);

• многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных и иных малых социальных групп.

Нужно заметить, что при решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами исследования в социальной работе - анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.

Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных. Развитие социометрии привело к расширению ее методов за счет включения в них двух форм группового тренинга: социодрамы, суть которой заключена в проигрывании различных социальных ситуаций, и психодрамы — проигрывании возможных моделей межличностного общения с целью профилактирования неадекватных эмоциональных реакций. Поскольку групповой тренинг относится к качественным методам социогуманитарных исследований, постольку в данном разделе о них говорить не будем. Сосредоточим внимание на методиках получения, обработки и интерпретации социометрических данных.

Любое социометрическое исследование начинается с получения предварительной информации об обследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем, в т.ч. списка членов группы, оценок данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности коллектива и поведением его членов. На этом этапе исследователь обязан завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время (и место) для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы.

Социометрический опрос - вторая фаза характеризуемого исследования и главное средство получения социометрической информации. Он принципиально отличается от всех иных социологических опросов. Результатом интервьюирования, анкетирования, прессовых, телефонных и других охарактеризованных ранее опросов выступает информация, позволяющая распределить респондентов на статистические группы по признаку, соответствующему содержанию каждого вопроса. В социометрическом опросе достигается иная цель. Каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самих вопросах, например, так: «С кем из ребят твоего класса ты бы хотел сидеть за одной партой, а с кем нет? Если возникнет необходимость сократить численность детей в вашем классе, то кого, на твой взгляд, следовало бы исключить в первую очередь?» Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Социометрические опросы не могут быть в полной мере анонимными - по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность, применяются специальные процедуры. При инструктировании респондентов исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого. После инструктажа на время уходит из того помещения, где опрашиваемые заполняют вопросник. Получив заполненную анкету, социолог сразу прячет ее, дабы исключить возможность ознакомления с ней как членов коллектива, их руководителей, так и посторонних лиц.


Третья фаза - особая обработка полученной информации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.

Социограмма - рисунок, на котором члены группы изображаются в виде либо точек, либо геометрических фигур (квадратиков, ромбиков, треугольников, кружков и т.д.), символизирующих их должность, пол, возраст, национальность и т.п. Эти фигуры соединяются стрелками, отражающими характер их отношений. Данный метод подробно рассмотрен в литературе, в частности, в учебном пособии С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова для студентов гуманитарных вузов и факультетов «Основы современной социологии»[9]. Различные виды социограмм используются в научных целях представителями многих социогуманитарных дисциплин. Социологи, социальные психологи не ограничиваются применением только их, используют более сложные модели - рисунки внутригрупповых взаимосвязей и отношений.

Социоматрица - ной способ обобщения и обработки данных, полученных социометрическим опросом. По форме она напоминает таблицу итогов спортивного соревнования, например, футбольного или шахматного чемпионата. В левой и верхней части социоматрицы обозначаются фамилии членов группы, причем первое место отдается формальному лидеру.

Социоматрица по сути дела содержит в себе ту же информацию, которую несут социограммы. В сравнении с последними они проигрывают в наглядности, но выигрывают в том отношении, что облегчают исчисление социометрических индексов, т.е. количественных показателей, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и положение (статус) каждой личности в этой структуре.

Различают две группы социометрических индексов — персональные (индивидуальные) и групповые (коллективные). Среди персональных чаще всего используются индексы социометрического статуса личности, эмоциональной экспансивности личности, взаимности позитивных выборов, взаимности негативных выборов и взаимной индифферентности. Исчисление каждого из этих индексов осуществляется по специальным математическим формулам, имеющим довольно сложный вид. Мы охарактеризуем их в предельно упрощенном виде.

Индекс социометрического статуса личностив группе определяется следующим образом: Sл=

Σ(+)-Σ(-)

N-1, где:

Σ(+) - сумма позитивных выборов этой личности группой;

Σ(-) - сумма негативных выборов этой личности группой;

N - количество членов группы.

Индекс взаимности позитивных (V(+)), негативных (V(-)) и индифферентных (V(0)) выборов определяются путем подсчета количества соответствующих взаимных выборов с последующим делением этой величины на N-1. Обычно эти индексы исчисляются применительно к лидерам коллектива (формальному и неформальному), а также «изгоям».

Коллективные социометрические индексы призваны дать количественную характеристику экспансивности, индифферентности, интегрированности, разобщенности, конфликтности и других свойств обследуемой группы.


Индекс экспансивности группы измеряет плотность позитивных и негативных выборов в ней. Он определяется путем деления на количество членов социальной группы (в данном случае от N единица не отнимается) общей суммы всех выборов, кроме индифферентных, сделанных всеми членами группы.

Индекс индифферентности (нейтральности группы) органично дополняет первый коэффициент и проверяет точность его подсчета. Он образуется делением общей суммы индифферентных выборов на численность коллектива. Сумма двух означенных коэффициентов должна равняться численности группы.

Индекс интегрированности группы - итог деления общей суммы позитивных выборов на общее число сделанных всеми членами группы выборов.

Индекс разобщенности группы образуется соотнесением суммы негативных и индифферентных выборов к общему числу всех выборов.

Индекс взаимных симпатий(V(+)гр.) - результат деления суммы всех взаимных позитивных выборов на число членов коллектива.

Индекс взаимных антипатий(V(-)гр.) - величина, образующаяся соотнесением суммы взаимных негативных выборов к численности группы.

Индекс взаимной индифферентности (нейтральности) образуется делением общей суммы взаимных индифферентных выборов на сумму членов коллектива.

Индекс конфликтности группы рассчитывается по формуле:

К гр. = ΣV(-)гр. +Σ(-)гр.

N,

где ΣV(-)гр. - сумма взаимных негативных выборов всех членов группы;

Σ(-)гр. - сумма односторонних негативных выборов в группе, могущих сопрягаться как с позитивным, так и индифферентным выбором с другой стороны;

N - количество членов группы.

Информативность и эвристическая значимость всех означенных (и неназванных) коллективных индексов возрастает при условии их сопоставления:

во-первых, друг с другом,

во-вторых, с персональными социометрическими индексами,

в-третьих, с аналогичными показателями других групп,

в-четвертых, с выводами об обследуемой группе, полученными другими, в т.ч. качественными методами.

Контрольно-обучающие вопросы и задания

1. В чем Вы видите общность и специфику количественных и качественных методов социологических исследований?

2. Назовите основные отличия контент-анализа документов от их обычного (традиционного) изучения.

3. Подумайте и скажите, для изучения каких проблем Вашей науки применим контент-анализ?

4. Чем социологические наблюдения отличаются от обычных (житейских) наблюдений?

5. Охарактеризуйте:

а) разновидности социологического наблюдения;

б) его инструментарий;

в) типичные просчеты его применения.

6. Когда, для чего и как организуются и проводятся социологические эксперименты?

7. Какие ошибки чаще всего допускаются при социологическом экспериментировании?


8. Перечислите все известные Вам разновидности опросных методов сбора социологической информации.

9. Вычлените общие свойства опросных методов и специфику каждого из них.

10. Воспроизведите правила разработки опросного листа.

11. Охарактеризуйте типичные просчеты исследователей при использовании:

а) анкетирования;

б) интервьюирования;

в) телефонных опросов;

г) иных опросов.

12. В чем заключена специфика экспертных опросов?

13. Равнозначны ли понятия «опрос экспертов» и «выявление оценок экспертов»?

14. Сформулируйте обязательные требования к каждому опросному методу.

15. Каково предназначение и содержание социометрических методов?

16. В чем заключена специфика социометрических опросов?

 

Рекомендуемая литература

1. Алимбекова Г. Факторы семейного насилия в отношении женщин // Саясат-Policy. - №4 (95) апрель, 2003 – С.78-80.

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп: учебное пособие. – М.: Никколо - Медиа, 2001. – 280 с.

3. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / Пер. с нем. Спб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2001 – С.280-287.

4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998. Гл. I. - С. 5-14.

6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой). М., 1994. – С.56-98.

7. Немировский В.Г. Общая социология: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 – 320 с.

8. Патронат. Законодательство и практика / А.Хайруллина, Т.Карпушина, К.Айдарбеков. – Алматы, Дом печати АТАТЕК, 2003 – С. 72-98.

9. Растов Ю.Е., Трофимова Р.А. Методология и методика эмпирических социологических исследований конфликтности локальных социумов: Учебное пособие. Барнаул, 1997. – 180 с.

10. Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В. Кабыща и др./ Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996 – С.353-453

11. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 256 с.

12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добросвет, 1999. – С.345-347.

 







Date: 2015-09-18; view: 762; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию