Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие языковой способности у детей с речевой патологией ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Развитие ЯС детей с ОНР подчиняется тем же психолого-педагогическим закономерностям, что и у нормально развивающихся дошкольников. 1. ЯС развивается в процессе общения по поводу какой-либо деятельности (предметной, игровой, музыкальной, художественной и др.). Условиями ее становления являются: • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции; • развитие познавательной активности детей и формирование системы ориентировочных предметных и языковых действий; • формирование разных структурных уровней системы языка (фонетического, лексического, грамматического). 2. Онтогенез ЯС является системогенезом. Сначала установка на ориентировку в языковом материале вызывает развертывание ориентировочных действий на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях языка. Затем происходит интеграция способов ориентировки в функциональную систему по вычленению регулярных и продуктивных явлений в языковом материале. К упомянутым способам ориентировочных действий в языковых явлениях (языковом материале) относятся следующие: • ориентировка по подражанию речевым и предметным действиям взрослого (ориентировка на ситуацию взаимодействия); • ориентировка на образец действий взрослого; • ориентировка на речевой опыт; • ориентировка по аналогии; • ориентировка на «чувство языка» (на речевую систему). 3. Результатом развития ЯС в дошкольном детстве является формирование индивидуальной речевой системы, аналогичной системе языка, но не тождественной ей.
В то же время у детей с ОНР отмечается ряд особенностей в развитии ЯС, которые позволяют говорить о ее дефицитарности. 1. Нейрофизиологические механизмы не обеспечивают необходимую основу для развертывания адекватных способов ориентировки в языковом материале. Вследствие этого в одинаковые возрастные периоды у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на развитие ЯС оказывают влияние разные установки на ориентировку в языковом материале. 2. Процессы интеграции ориентировочных действий в языковом материале начинаются позже, чем у нормально развивающихся детей, и длятся дольше. 3. У них отмечается разное соотношение преобладающих типов ориентировочных действий: — у нормально развивающихся детей левополушарная (48%) и правополушарная (52%) ориентировки дополняют друг друга, начиная с 2 — 3 лет; — у детей с ОНР преобладает правополушарная ориентировка в языковом материале (65%); — у воспитанников с ОНР, осложненным ЗПР, она еще более увеличивается (82%). Фактически это означает, что дошкольники с ОНР оказываются беспомощными во многих ситуациях, требующих проявления самостоятельной речевой активности и творческого преобразования усвоенных конструкций. Следовательно, одним из дополнительных условий реализации современной концепции дошкольного образования в дошкольных учреждениях компенсирующего вида должно стать формирование системы ориентировочных действий в коммуникативной ситуации, предметной деятельности и языковых явлениях. Наиболее «сенситивным» периодом у детей с ОНР для развития упомянутых ориентировок является возраст от 3 до 5 лет. Это диктует необходимость разработки методики развития ЯС по отношению к воспитанникам младшей и средней групп специального детского сада. Теоретической основой формирования ЯС являются: 1. Принцип максимальной личностной направленности коррекционно-развивающего воздействия. 2. Онтогенетический принцип в обучении языку. 3. Ориентация на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности, на основе которых развертывается речевая деятельность. 4. Принцип предметно-практической направленности процессов воспитания и обучения. 5. Принцип формирования и коррекции речевого дефекта на основе установления взаимосвязи между фонетическим, лексическим и грамматическим компонентами языка. 6. Формирование «чувства слова» и опора на него в речевой деятельности детей.
Организации «развивающей среды» для возникновения коммуникативных, познавательных и языковых ориентировок способствуют следующие условия: коммуникативные и познавательные задачи, предлагаемые взрослым, должны быть адекватны возрасту детей и иметь для них личностный смысл; индивидуальная коммуникативная задача должна сочетаться с коллективными задачами группы сверстников; ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального варианта решения коммуникативной задачи. Родителям, в зависимости от ведущего стиля обучения ребенка, могут быть даны рекомендации по тому, как лучше организовать условия для появления и повышения речевой активности детей: родителям с развитыми кинестетическими способностями («деятелям») может быть рекомендовано комментирование в речи всех событий в жизни ребенка и этапов осуществления совместных действий, обыгрывание всех непроизвольных эмоциональных возгласов малыша; родителям с аудиторным стилем обучения («контактерам») можно посоветовать больше обращать внимания на практические действия детей, стимулировать речевую активность во время совместных игровых и предметных действий; родителям, обладающим зрительным стилем обучения («наблюдателям»), предлагается чаще создавать проблемные ситуации, требующие проявления речевой активности ребенка; хвалить его за любые попытки говорения; переспрашивать ребенка, так ли они его поняли, провоцируя отрицательный или утвердительный ответы. Основными требованиямидляпроведения специальных занятий по развитию ЯС являются: слухозрительное сосредоточение на речи педагога формировать на основе предметных и игровых действий в конкретной ситуации общения взрослого с ребенком; процесс оказания помощи ребенку должен носить не «сжатый», а постепенно развертывающийся характер: — показ образца действия по аналогии; — выбор нужного действия или ответа из 2 — 3 вариантов; — показ образца действия или ответа; — объяснение принципа связи явлений или слов на нескольких образцах; — действия по подражанию; — усвоение синтаксических форм должно представлять собой отражение реальных предметных отношений. В связи с этим мы предлагаем изменить традиционный лексический способ планирования речевого материала, подлежащего усвоению. В тематический план рекомендуется вводить темы по следующим признакам организации речевого материала: отсутствие и появление предмета, его исчезновение; главное и второстепенное в признаках предмета (функциональные признаки и части); изменение действий, состояний и свойств; сенсорные эталоны.
Литература 1. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. — М.: Наука, 1983. 2. Гохлернер М.М.. Ейгер Г.В. Психологические механизмы чувства языка // Вопросы психологии. — 1983. — №4. 3. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студ. высш. и сред. спец. пед уч. завод.: В 2 т. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 1997. 4. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. — М: Прогресс, 1984. 5. Журавлев А.П. Звук и смысл: Кн. для внеклассного чтения учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1991. 6. Красногорский ИМ. К физиологии становления детской речи. // Журнал высшей нервной деятельности — 1952. —Т. II. — Вып. 4. 7. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. уч. завед.: В 2 т. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 1997. 8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. — К.: ГИППВ, 1999. 9. Ушинский KJ\. Родное слово / Избранные педагогические сочинения. Т. П. — М: Просвещение, 1954. 10. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. инст. и учителей спец. школ. — М.: Просвещение, 1951. 11. Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Дет. лит., 1986. 12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Развитие речи и мышления. – М., 1983. – 456 с. 13. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов на Дону, 1998. – 413 с. 14. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн.: кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2002. – 688 с. 15. Лущихина И.М. Речь, язык, языковое сознание // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М., 2001. – 584 с. – С.134-137. 16. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972. – 335 с. 17. Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности. // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М., 1991. – С.185-202. 18. Пищальникова В.А. К проблеме определения языковой способности // Языковое бытие человека и этноса. Вып. 7. /Под ред. В.А. Пищальниковой. - М., 2004.
|