Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические концепции бытия





Краткая характеристика онтологии.

Онтология – раздел философии, в котором идет речь идет о бытии. Сюда входят такие философские категории как материя, движение, пространство, время, а также существование, сущее, субстанция и т.д. Следует отметить, что онтология изучает не то, как мир реально существует, а то, как его можно мыслить. Категория бытия является центральным понятием онтологии и важнейшей проблемой для философии в целом, т.к. именно через нее человек осмысливает мир в целом и свое место в нем. Понятие бытия является предельно широким по объему и бедным по содержанию, поэтому не имеет фиксированного значения и употребляется в самых разных смыслах, например:

· Бытие – это существование во всех многообразных формах.

· Бытие – это ничто.

· Бытие – это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

· Бытие – это то, что прошло через мышление.

Исторические концепции бытия.

Впервые ввел понятие бытия и сделал его предметом философского анализа древнегреческий философ Парменид (6 – 5 вв. до н.э.). Следует вспомнить, что основной проблемой того времени был поиск первоначал, причем в основном натурфилософы предлагали материальные первоначала (вода, воздух, огонь и т.д.), однако не все явления могут быть объяснены материальными первопричинами (идеальное нельзя вывести из материального). Поэтому требовалось понятие более общее: «Бытие – то, что находится за миром чувственных вещей, и это есть мысль… Оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет» (Парменид). Итак, по Пармениду, бытие обладает следующими характеристиками:

1) истинно сущее;

2) не возникло, неуничтожимо, нескончаемо во времени;

3) единственно и едино (неделимо);

4) ни в чем не нуждается;

5) лишено чувственных качеств, постигается только умом, мыслью.

Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить (все, что можно мыслить, - бытие).

Гуманистический период в лице Сократа и софистов (5 в. до н.э.) сделал бытие человекоразмерным.

Платон показал, что бытие существует в двух родах: бытие по истине и бытие по мнению.

Аристотель, продолжая поставленную Парменидом тему соотношения бытия как сверхчувственной реальности с вещами этого мира, критикует Платона за раздвоение мира и выстраивает иерархическую лестницу, в которой нижней ступенью является мертвая материя, верхней – Бог, т.е. мерой совершенства является свобода от материального начала. Для объяснения того, почему все существует, Аристотель выделял 4 причины:

· Формальная – сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть;

· Целевая – то, ради чего осуществляется;

· Движущая, или действующая – начало движения;

· Материальная – то, из чего возникает вещь.

Как видно, у Аристотеля сутью бытия является форма, активное начало, материя же лишь пассивное начало.

Средневековые философы (например, Августин, Боэций, Фома Аквинский) отождествляют Бога и бытие (Бог – истинное бытие или всеполнота бытия). По аналогии с Аристотелем Фома выстраивает иерархическую лестницу как иерархию причастности бытию. Все сущее стремится быть, поэтому стремится к Богу как источнику и полноте бытия. Т.к. Бог (бытие) = благо, то зло = небытие, отсутствие или недостаток бытия. Тем самым человек, выбирающий зло, тем самым выбирает небытие, отказываясь от бытия (об этом ясно говорит Боэций).

Новое время (17 – 19 вв.): бытие – производная от сознания, разума, мышления. Р. Декарт: мыслю, следовательно, существую. Кстати, в Новое время появляется дуалистическая трактовка бытия (материальное и идеальное, дуализм Декарта), идея несводимости одного вида бытия к другому. Ф. Бэкон говорит о том, что бытие – вечно подвижная материя. НКФ продолжает традицию истолкования бытия как прошедшего через сознание. Кант своим делением мира на феноменальный и ноуменальный также говорит о том, что существование мира видится исключительно сквозь призму сознания, «вещи в себе» существуют, но они нам не явлены. Фихте: «Весь мир – это Я». Гегель: бытие тождественно мышлению, мир – проявление Абсолютной идеи. При этом Гегель говорит о том, что бытие – предельно простое, а потому бессодержательное понятие. В этом смысле чистое бытие = небытию, ничто, т.к. ни то ни другое не обладает никакими свойствами.

Русская религиозная философия (конец 19 – начало 20 вв.): бытие – проявление сущего (в отличие от гегелевской трактовки бытия как бессодержательной абстракции, ничто). В философии В. Соловьева бытие проявляет себя трояким образом: как воля (в сфере практической деятельности), как представление (в сфере познания) и как чувство (в сфере творчества).

Философия 20 в. показывает различные трактовки бытия, связанные с плюрализмом направлений. Экзистенциализм в лице М. Хайдеггера говорит о том, что проблема бытия имеет смысл только как проблема человеческого бытия. Бытие – это уникальное существование человеческой личности. Бытие, по Хайдеггеру, - это не сами вещи, а то, в чем эти вещи есть. Человек является бытием именно потому, что он не вещь. Бытие связано со временем, т.к. человек – единственное существо, которое осознает свою конечность, временность. Кстати, отметим, что в 20 в. особое значение приобретает тема культуры, т.к. культура – это и есть человеческое бытие, культура – это не только Я, но и Мы. Представитель психоаналитического направления Э. Фромм в книге «Иметь или быть» говорит о бытии как модусе человеческого существования, противоположном обладанию. По Фромму, большая часть неврозов обусловлена как раз тем, что люди предпочитают обладание бытию. Кстати, об этом говорил и Маркс, считавший частную собственность причиной отчуждения, разрушающей общество и человека. Для неопозитивизма проблема бытия является псевдопроблемой, т.к. позитивного значения она не имеет. Постмодернизм понимает бытие как неопределенность, состояние становления, вечное изменение.

Итак, можно сделать вывод о том, что в истории философии единого представления о бытии не сложилось, трактовка бытия зависит от специфики философского направления, от контекста исторической эпохи.

Date: 2015-09-18; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию