Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические черты





Из сказанного можно вывести ряд особенностей, отличающий индийскую философию от западной:

1. Интровертивная направленность, выражающаяся в том, что мышление древнего индуса направлено не на изучение природы ради нее самой (как в Греции), а вовнутрь человека, на его духовное самосовершенствование.

2. Религиозный характер: во-первых, основным источником философии выступает священный текст (Веды), чего в греческой философии не было, во-вторых, в качестве цели предлагается освобождение (мокша) от перерождений, т.е. сама цель ориентирует не на эту жизнь, а на освобождение от нее. Соответственно, у каждой школы философская теория сочетается с религиозной практикой, зато отсутствует связь с наукой.

3. Специфическое утилитарное отношение к знанию: знание ценно не всякое, а только то, которое ведет к цели – освобождению (в качестве примера – благородное молчание Будды).

4. Слабая выраженность личностного творческого начала, растворенность «я» в коллективе, социальной роли. Антиисторизм (крайняя хронологическая неопределенность текстов).

5. Замкнутость, эзотерический характер знания, обусловленный варновым делением и в свою очередь обусловивший то, что, за исключением буддизма, ни одно древнеиндийское философское учение за пределы Индии не вышло.

6. Эгоистическая направленность, связанная с тем, что философско-религиозные учения Индии направлены прежде всего на самосовершенствование личности, на освобождение от перерождений. Достичь его может и должен сам человек, никто другой за него этого не сделает, следовательно, и сам он никому помогать в этом не обязан. Дело в специфическом характере кармы (от санскр. глагола «кри» - делать) - причины перерождений. Карма – закон причинно-следственной связи между нашими желаниями, нашими действиями и обликом будущего перерождения. В отличие от греческого понимания судьбы как Ананке, необходимости, карма создается самим человеком и его действиями. Чтобы улучшить свою карму, необходимо соблюдать дхарму – «долг, благой закон», регламентирующий жизнь человека в соответствии с его варной. Показателен также принцип ахимса (непричинение вреда живому существу). Культ бодхисаттв, достигших нирваны, но не ушедших в нее и оставшихся помогать людям, появился лишь в позднем буддизме и в принципе для индийской традиции не характерен. Кстати, раннему буддизму присущ идеал архата (достигший никому не помогает).

7. Пессимистическое мироощущение (часто встречающаяся идея жизни как страдания). Оно связано не с признанием наличия какого-то злого начала в мире, а с идеей реинкарнации – переселения душ (колесо перерождений еще называют сансарой). Кроме того, пессимизм связан со специфическим ощущением времени. Время понимается как ряд длительных эпох - юг, циклически сменяющих друга: от «хорошего-хорошего» к «плохому-плохому» веку. Длительность циклов исчисляется триллионами лет. Так, сейчас мы живем в самой страшной эпохе – Кали-юге, которая началась за 3 тысячи лет до н.э. и будет длиться еще более 425 тыс. лет.

8. Аскетизм: во всех учениях, кроме локаяты, проповедуется отказ от желаний в качестве пути к освобождению. Поскольку колесо сансары приводится в движение законом кармы, то для достижения освобождения (т.е. прекращения перерождений) необходимо разрушить причинно-следственную связь между нашими желаниями и нашими действиями. Для этого и используется аскеза – подавление желаний.







Date: 2015-09-18; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию