Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Партийная система
Издание Манифеста 17 Октября, основное достижение революции 1905-1907 годов, способствовало завершению формирования в целом партийной системы в России. Если революционные партии с их безоговорочным неприятием существующего строя оформились уже в первые годы XX века, то либеральная часть общества ждала перемен. Перемены, в виде Манифеста, пришли, и на основе различного к ним отношения стали формироваться разные партии. Россия 1900-х была не менее пестра партиями, чем Россия 1990-х, но мы разберём только некоторые их них, отражающие основные составляющие политического спектра. Партии эти будут перечислены слева направо в соответствии с их программами. Понятия "левый", "правый" и "центрист" в их политическом смысле очень относительны, и в большинстве случаев левизна или правизна политиков определяется в сравнении с другими действующими силами. При этом чем дальше заходит развитие общества, тем менее значительным становится различие между теми, кого именуют левыми, и теми, кто считается правыми. К примеру, немецкие социал-демократы в конце XIX века выступали с революционных позиций, а через сто лет, придя к власти, стали проводить политику, вполне согласующуюся с существующим устройством общества. Тем не менее, можно попробовать в самом общем виде дать определение правых и левых. Правые - это те, кто стремится затормозить назревшие перемены (консерваторы) или даже обратить развитие страны вспять (реакционеры). Правое движение обычно оказывается связано с идеей предельного сокращения государственного вмешательства, направленного на перераспределение доходов в обществе. Левые, в противовес этому, выступают за существенные перемены (не обязательно революционным путём проводимые), способствующие обеспечению прав слабого (в экономическом отношении) населения, к преодолению разрыва между богатыми и бедными. Центристы пытаются предложить реформы, которые оказались бы приемлемы для всех слоёв общества. Относительность причисления партий к левым, правым силам или центру определяется не только отсутствием чётких определений соответствующих понятий, но и тем, что взгляды политических деятелей часто меняются под воздействием времени и меняющейся обстановки в стране и в мире. Так, например, в 1917 году в одном правительстве работали явно левые эсеры и социал-демократы и явно не левые кадеты. Тем не менее, основные российские политические партии начала XX века поддаются довольно определённой разбивке. Социал-демократов и эсеров относят к левым, октябристов и черносотенцев - к правым, а кадетов, по крайней мере, до конца революции 1905-1907 годов, - к центру. Социал-демократы. Первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) состоялся в 1898 году в Минске. Однако почти все участники этого съезда были арестованы, и никакой программы они не приняли. Поэтому действительная история РСДРП ведёт отсчёт от 2-го съезда, предусмотрительно проведённого за границей (в Брюсселе и Лондоне) в 1903 году. На этом же съезде проявилось наличие в партии разных мнений по некоторым ключевым вопросам, в связи с чем в рамках РСДРП выделяются большевики и меньшевики. Названия эти совершенно условные, и связаны лишь с тем, что одна из точек зрения получила при голосовании в 1903 году больше сторонников, а другая - меньше. Если большевики выступали за жёстко централизованную партию, в которой каждый член должен подчиняться решению большинства, даже если не согласен с этим решением, то меньшевики настаивали на боле демократическом варианте внутреннего устройства партии, при котором каждый партиец имел бы право на особое мнение. Особенность социал-демократов - наличие двух программ: программы-минимум и программы-максимум. Программа-минимум предполагала совершение буржуазно-демократической революции. Итогом её в политической области должно было стать установление демократической республики, введение демократические свобод. В рабочем вопросе - развитое трудовое законодательство (в частности, 8-часовой рабочий день). В национальном вопросе - самоопределение наций, то есть предоставление каждому народу права на создание независимого государства. Программа-минимум по земельному вопросу изначально предусматривала возвращение крестьянам отрезков и выплаченных ими выкупных платежей, но в апреле 1906 года с учётом требований, выдвигавшихся крестьянами в ходе революции 1905 года, социал-демократы заменили это положение требованием конфискации помещичьих и церковных земель. Здесь между большевиками и меньшевиками снова возникло расхождение. Большевики выступали за национализацию всей земли (включая и крестьянскую), то есть переход её в собственность государства. Государство затем стало бы распределять землю по справедливости. Меньшевики же считали, что право собственности на всю землю даёт государству неоправданно большую власть, и выдвигали программу муниципализации. Она подразумевала передачу конфискованной земли в распоряжение местного самоуправления, причём допускалось сохранение частной крестьянской собственности на надельную землю. Наконец, программа-максимум социал-демократов подразумевала построение коммунистического общества, то есть общества без классовых противоречий и угнетения труда капиталом. При этом если большевики считали возможным начинать борьбу за коммунизм сразу после успеха буржуазной революции, то меньшевики оговаривали необходимость периода капиталистического развития, во время которого Россия могла бы дозреть до коммунизма. Признанным вождём большевиков выступал В.И. Ленин; из лидеров же меньшевиков можно назвать Л. Мартова и уже упоминавшегося Г.В. Плеханова. Социалисты-революционеры. Партия социалистов-революционеров (ПСР), которых для краткости стали именовать эсерами, образовалась в 1901-1902 годах из людей, разделявших взгляды революционных народников. Организационное оформление партии (принятие необходимых формальных документов, таких как устав) произошло на I съезде ПСР, состоявшемся в конце 1905 - начале 1906 года. Политическая программа. Подобно народникам, эсеры рассчитывали на крестьянскую общину как ячейку будущего социалистического устройства. Однако они несколько отошли от бакунинского анархического идеала. Программа эсеров включала установление демократической республики, то есть сохранение центральной государственной власти, хотя и при широкой автономии областей и общин и замене армии народным ополчением. Сходство с народовольцами усиливалось тем, что эсеры допускали применение террора, и именно их рук делом стали громкие убийства министров в первые годы XX века. Однако террор не выступал у них основным средством и рассматривался не как средство захвата власти, а лишь как возможность устранения чересчур вредных правительственных деятелей. Программа по национальному вопросу, так же как у большевиков, предусматривала право народов на самоопределение. Расчёт на крестьянскую общину как основу переустройства общества не мешал эсерам учитывать интересы рабочих. В этой области они требовали введения развитого трудового законодательства, в частности, с установлением 8-часового рабочего дня. Но важнейшим пунктом программы эсеров был земельный вопрос. Здесь программа эсеров отражала взгляды крестьян, считавших, что земля - ничья. Как воздух. В соответствии с эсеровской программой социализации земли, вся земля (включая и помещичью, и государственную, и крестьянскую) должна была поступить в общинное распоряжение для распределения по справедливости или, иначе, по трудовой норме - чтобы каждый получал в пользование лишь то количество земли, которое в состоянии обработать силами своей семьи, без привлечения наёмного труда. Подобно народникам 70-х годов, в качестве крайнего средства борьбы за свою программу эсеры допускали применение террора, и именно их рук делом стали громкие убийства министров в первые годы XX века. Однако террор не выступал у них основным средством. Один из основных вождей эсеров - В.М. Чернов. Конституционные демократы. Учредительный съезд партии конституционных демократов, или кадетов (не путать с учащимися средних военно-образовательных заведений!), прошёл с 12 по 18 октября 1905 года. И по составу, и по идеологии это была партия интеллигентов. В области политического устройства целью кадетов был демократический парламентарный строй, основанный на всеобщих, равных прямых и тайных выборах. Говоря о конкретном политическом устройстве, кадеты допускали сохранение в России монархии, но - с тем, чтобы парламент имел решающую роль в принятии законов (как в Англии: король царствует, но не правит). Одновременно кадеты выступали и за наделение российского населения широкими демократическими свободами (свобода передвижения, политическое равноправие, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.). Затрагивая рабочий вопрос, кадеты выступали за развитие законодательства по охране труда, в том числе за ограничение рабочего дня восемью часами и законодательное закрепление права рабочих на стачки. В этом программа кадетов сходна с воззрениями эсеров и программой-минимум социал-демократов. Но кадеты, вопреки революционерам, не рассматривали развитие капитализма как если и неизбежное, то всё-таки зло, а предпринимателей - исключительно как угнетателей трудового люда. Поэтому они предусмотрели в своей программе необходимость мер для поощрения предпринимательства. В национальном вопросе кадеты тоже выступали за либеральные перемены, но не такие решительные, как у левых. Кадетская программа подразумевала право народов на автономию (то есть выделение административно-территориальной самоуправляемой единицы по национальному признаку - но без права на отделение от России). В качестве решения наиболее острого для большинства российского населения земельного вопроса кадеты предлагали распределить между крестьянами часть помещичьей земли, но (учитывая неприкосновенность частной собственности) - не бесплатно, а за выкуп. Кадеты рассчитывали, что принудительное отчуждение коснётся примерно 60 % помещичьей земли, не затрагивая передовые хозяйства, успешно перешедшие на капиталистические рельсы. Но стоит отметить, что тяжесть выкупа за отчуждаемую землю кадеты предлагали разделить между крестьянами и государством. Вне конкуренции среди вождей кадетов стоял П. Н. Милюков. Союз 17 октября. Эта партия оформилась в феврале 1906 года. Она объединяла людей состоятельных, в значительной части - предпринимателей. Само её название указывает на основу её программы - поддержку курса, провозглашённого одноимённым Манифестом. И действительно, в качестве политической цели октябристы записали "содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ". В области государственного устройства это подразумевало введение демократических свобод и конституционную монархию с преобладанием царя. При этом октябристы не разделяли стремления кадетов к всеобщим равным выборам, отмечая необходимость сочетать прямые выборы для городского населения с двухстепенными - для сельского. Такие взгляды октябристов на политическое устройство объясняются упоминавшимся уже преобладанием среди них предпринимателей, для которых будущее страны было связано в первую очередь с развитием городского хозяйства. Соответственно, в экономической области программа "Союза 17 октября" содержала и требование снятия преград на пути свободного развития предпринимательства. Говоря о правах рабочих, октябристы отмечали, что сокращение рабочего дня не должно идти в ущерб предпринимателям. Допуская право рабочих на забастовку, ограничивали проведение забастовок теми отраслями, где они не нарушают государственные и общественные интересы, и не допускали выдвижение забастовщиками политических требований. В национальном вопросе октябристы выступали с консервативных позиций, не допуская даже автономии и выдвигая лозунг единой и неделимой России. Наконец, для решения земельного вопроса допускалось частичное отчуждение помещичьих земель, но с выкупом за счёт самих крестьян (без государственной помощи). Вообще же октябристы отмечали, что передел даже всей земли не решил бы земельный вопрос, а в лучшем случае ненадолго отсрочил его обострение. Поэтому в том, что касается деревни, октябристы считали необходимым добиваться качественных изменений, делать ставку на сильных крестьян - в частности, шире развивать деятельность Крестьянского банка, пускать в продажу пустующие казённые земли. Наиболее видным представителем "Союза 17 октября" был А.И. Гучков. Союз русского народа. У Манифеста 17 октября оказались противники не только слева (те, кто считал его недостаточным), но и справа. Эти последние уже в ноябре 1905 года объединились в "Союз русского народа", программа которого сводилась к отказу от любых перемен (включая и обещанные Манифестом) и сохранению самодержавного строя во всей его вековой незыблемости. Позже появились другие организации подобного направления, но их членов объединяли под одним именем - черносотенцы (по названию их боевых дружин). Черносотенцы допускали продажу крестьянам пустующих государственных земель и введение государственного социального страхования для рабочих, но не на этих изменениях делался упор в их пропаганде. Возрождая не очень чёткий, но однозначно консервативный лозунг " православие, самодержавие, народность ", ещё при Николае I выдвинутый в качестве основы государственной идеологии, черносотенцы делали упор на традиционный монархизм российского общества. Это обеспечивало им поддержку в разных слоях общества - от дворников до императора, тайно состоявшего членом "Союза русского народа". Известно, что ничто так не объединяет людей с разными объективными интересами, как национальная идея. Национальный вопрос на полную катушку использовали черносотенцы, выступавшие с шовинистических позиций. Сваливая все беды на евреев, стремящихся, якобы, поработить русский народ, они сделали антисемитские лозунги повседневной нормой. Не менее резко выступали черносотенцы и против всевозможных автономий. Они не соглашались с лозунгом равноправия народов и настаивали на том, что русские (сюда причислялись и украинцы с белорусами) должны в России господствовать по отношению ко всем другим народам. В Думе черносотенцы вели себя крайне нагло и развязно, благодаря чему вся читающая газеты публика знала имена их лидеров - В.М. Пуришкевича, Н.Е. Маркова (более известного как Марков 2-й), А.И. Дубровина.
Date: 2015-09-18; view: 360; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|