Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XI. ную сферу применения, и что недопустимо абсолютизи­ровать «диалектическую точку зрения», ибо в этом случае она неминуемо превращается в заблуждение (об этом





ную сферу применения, и что недопустимо абсолютизи­ровать «диалектическую точку зрения», ибо в этом случае она неминуемо превращается в заблуждение (об этом речь шла выше).

3. Не соглашаясь с тем, что диалектики хотят, якобы, изгнать закон противоречия традиционной логики, фи­лософ тут же заявляет, что «они верно указывают, что противоречия имеют огромное значение-в истории мыш­ления, — столь же важное, сколь и критика. Ведь крити­ка, в сущности, сводится к выявлению противоречия... Без противоречий, без критики не было бы рациональ­ного основания изменять теории, не было бы интеллек­туального прогресса... Таким образом, противоречия... — чрезвычайно плодотворны и действительно являются движущей силой любого прогресса в мышлении-»1 вывод, с которым невозможно не согласиться.

4. Поппер согласен с диалектиками в том, что «проти­воречия плодотворны и способствуют прогрессу», но он призывает «никогда не мириться с противоречиями». Поэтому критика нужна не только для выявления проти­воречий в теории, но и для того, чтобы побуждать иссле­дователя к изменению теорий (посредством разрешения противоречий), и тем самым к прогрессу мысли, к тому, чтобы найти новую точку зрения, позволяющую избежать «логических» противоречий.

5. Говоря о сути диалектики как таковой, и объявив, что его целью «было избежать несправедливого отноше­ния к ее достоинствам», Поппер пишет: «Диалектика, точ­нее теория диалектической триады, устанавливает, что не­которые события или исторические процессы происходят определенным типичным образом... Диалектика была пред­ставлена мною как некий способ описания событий — всего

1 Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 121.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

лишь один из возможных способов, не существенно важный, но иногда вполне пригодный»1.

Опять таки обращается внимание на то, что диалекти­ка — это не «единственно верный» метод, а лишь один из них, который применяется лишь иногда и при характе­ристике некоторых явлений. Иначе говоря, подчеркива­ется, что диалектика — «не всесильна и всемогуща» и нет необходимости применять ее везде и всюду в каждый мо­мент. Однако трудно согласиться с Поппером в том, что диалектика — это лишь способ описания событий.

6. При рассмотрении содержания философии Гегеля, Поппер успехом последнего считает диалектический ме­тод: «Описание развития разума в терминах диалектики — весьма правдоподобный элемент гегелевской философии... Действительно, вряд ли диалектическая триада может найти лучшее применение, чем при исследовании развития фи­лософских теорий. Поэтому не удивительно, что с наи­большим успехом Гегель применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии»»2. При этом Поппер обращает внимание на две ключевые идеи Гегеля: идею развития и идею противоречия, отмечая при этом их идеалистический характер: поскольку развитие мышления является диалектическим, то и мир должен развиваться также, т. е. диалектически. Что касается понимания Ге­гелем противоречий, то они, считает философ, «просто-таки неизбежны в развитии мышления».

Рассматривая элементы гегелевской диалектики, Поп­пер приходит к двум Важным методологическим выводам. Во-первых, «всякая критика в адрес любой теории долж­на основываться на методе обнаружения (и разрешения. — В. К.) противоречия — в рамках самой теории или меж­ду теорией и фактами», а во-вторых, «наш мир обнаружи-

1 Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 126-127.

2 Там же. С. 130-131.


____________________________________Глава XI

вает иногда определенную структуру, которую можно опи­сать, пожалуй, с помощью слова «полярность»»1.

Однако Поппер, на наш взгляд, сужает поле примене­ния диалектического метода лишь историей и развитием научных теорий, а особенно философского мышления. В последнем случае (и тут он прав) он видит «лучший довод в защиту диалектики». Кроме того, «полярность» (един­ство противоположностей) обнаруживается не иногда и не в определенной структуре, а любая структура всегда содержит в себе противоречия, хотя — и это часто бывает, — выявляются они не сразу. И тут прав уже Гегель, гово­ря о том, что существует не четыре антиномии, как у Кан­та, а каждое понятие антиномично, выражая соответству­ющие противоречия действительности.

7. Рассуждая о диалектике после Гегеля, Поппер счи­тает, что диалектическую философию тождества легко пе­ревернуть, с тем, чтобы она стала разновидностью мате­риализма. Именно это «переворачивание», как известно, и сделали Маркс и Энгельс. Как ни нравится Попперу соединение материализма и диалектики, он заметил, что оба мыслителя осуществили это соединение на основе раз­работанного ими материалистического понимания исто­рии, т. е. подчеркивания «чрезвычайной важности» эко­номической стороны жизни общества.


Поппер пишет, что, выступая против идеализма Геге­ля, «они (К. Маркс и Ф. Энгельс — В. К.) подчеркивали материальную сторону человеческой природы, выражаю­щуюся, например, в потребности людей в пище и других материальных благах, и ее важность для социологии. Это совершенно здравый подход, и я думаю, что данное положе­ние Маркса действительно важно и сохраняет свое значение и в наши дни*2.

1 Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 130-132.

2 Там же. С. 134.

17. Зак. 52 513


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

8. Большой заслугой Маркса и Энгельса Поппер счи­тает антидогматическую тенденцию их диалектики, ее кри­тичность, особенно по отношению к науке, к научному и философскому познанию. В этой связи он пишет: «Маркс и Энгельс настойчиво утверждали, что науку не следует интерпретировать как массив, состоящий из окон­чательного и устоявшегося знания или из «вечных ис­тин», но надо рассматривать ее как нечто развивающее­ся, прогрессирующее. Ученый — это не тот человек, который много знает, а тот, кто полон решимости не оставлять поиска истины. Научные системы развивают­ся, причем развиваются, согласно Марксу, диалектичес­ки. Против этой мысли, собственно, нечего возразить*1 Нам, конечно же, тоже.

Сущность антидогматического, критического подхода Поппер видит в том, что наука не может развиваться без свободного соревнования мыслей, идей, концепций. Про­грессивная, антидогматическая наука, по его мнению, всегда критична, ибо «в критике — сама ее жизнь».

Поппер сам был непрочь применить диалектику: его знаменитый метод проб и ошибок, важнейшим элемен­том которого является.критический подход; концепция роста, развития знания; подчеркивание роли «полярнос­ти» в развитии научных теорий; рассуждения о взаимосвя­зи науки и практики, эмпирического и теоретического, истины и заблуждения и т. п.







Date: 2015-09-18; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию