Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что же предлагается взамен устаревшей парадигмы социальной методологии?
1. Ничего не предлагается, если, к примеру, не считать призыва формировать «логосферу», которая должна определяться логической культурой того социума, к которому принадлежит личность. 2. Новой методологией социального познания предлагается считать синергетику, заменив ею диалектику, или присоединить последнюю к синергетике в качестве ее частного случая. 3. Заменить диалектику как «конфронтационную логику» «многомерным подходом», в котором центральной категорией является категория «ипостась», а двумя основными принципами — принципы полифундаментальности и дополнительности. 4. В качестве новой методологии предлагается сочетание классической и неклассической методологий на осно- __________________________________Глава X ве плюрализма истин. При этом утверждается, что «вопреки классической эпистемологии, истина в настоящее время может быть истолкована не как воспроизводство (слепок) объекта в знании, а как характеристика способа деятельности с ним... Мир, в котором истина одна, а заблуждений много, прекратил свое существование»1. Некоторые авторы вообще предлагают отказаться от понятия истины применительно к социальному познанию. 5. При разработке новой методологии социального познания следует, как считает В. В. Ильин, опереться «на животворный революционный опыт математики и естествознания», обогатив этот опыт слоем антропологических описаний (герменевтика, поэтика, культурология), а также системным видением мира К. X. Делокаров не без основания отмечает, что «некоторые методологически значимые результаты естественнонаучного знания еще не вошли в методологический аппарат социальной науки. В этом смысле она более традиционна в концептуальном отношении, чем развитые области естественных наук и зачастую функционирует в рамках классической методологии. Более того, она не сделала всех возможных выводов из достижений неклассической физики, в частности из принципа дополнительности, во многом воплощающего философ-ско-методологическую новизну квантово-механического видения мира»2. Контуры (основные черты) новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания и его методологии «вырисовываются» в следующем виде. 1. Сближение естествознания и социально-гуманитарных наук, в том числе их методологическое взаимообогащение. 1 Федотова В. Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 50-51. 2 Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 117. 16. Зак.52 481 Философско-методологические проблемы социального познания Об этом в главе о естественных науках уже шла речь. Можем добавить лишь следующее. Как считает академик Н. Моисеев, грядет «Великий синтез» естественнонаучной и гуманитарной мысли. «Утверждение идеи синтеза и облегчение взаимопроникновения разных направлений мысли имеют в нынешнее время особое значение и не только в чисто философском плане. От синтеза знаний, от его успеха во многом будет зависеть сама будущность рода человеческого»1. Автор убежден, что, во-первых, взаимоотношение естественных и гуманитарных наук превращаются в одну из узловых общецивилизацион-ных проблем, а, во-вторых, век электроники и биотехнологии уступит место веку гуманитарного знания. В. В. Ильин, говоря о том, что естествознание и гуманитарные науки — «ветви науки», видит и различия между ними, которые, на его взгляд, кроются в природе теоретичности: «Теоретичность естествознания конституируется его номологичностью — выявлением существенно необходимых связей в математизированных рассмотрениях при формально-аксиоматическом задании причинно-следственных цепей и их гипотетико-дедуктивном отслеживании. Теоретичность гуманитарного знания конституируется его ге-нетичностью — выявлением существенно необходимых связей в историко-диспозициональных рассмотрениях при содержательно-диахроническом задании причинно-следственных цепей и их мотивационно-смысловом отслеживании»2. Для современного состояния социогуманитарного познания характерен междисциплинарный подход, формирование единой науки о человеке, обществе, государстве 1 Моисеев Н. Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 65. 2 Ильин В. В. Естествознание — обществознание: к проблеме обоснованности эпистемологической контроверзы // Вестник МГУ. 1993. № 3. Сер. 12. Философия. С. 58. Date: 2015-09-18; view: 287; Нарушение авторских прав |