Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что же предлагается взамен устаревшей парадигмы со­циальной методологии?





1. Ничего не предлагается, если, к примеру, не счи­тать призыва формировать «логосферу», которая должна определяться логической культурой того социума, к кото­рому принадлежит личность.

2. Новой методологией социального познания предла­гается считать синергетику, заменив ею диалектику, или присоединить последнюю к синергетике в качестве ее ча­стного случая.

3. Заменить диалектику как «конфронтационную логи­ку» «многомерным подходом», в котором центральной ка­тегорией является категория «ипостась», а двумя основ­ными принципами — принципы полифундаментальности и дополнительности.

4. В качестве новой методологии предлагается сочета­ние классической и неклассической методологий на осно-


__________________________________Глава X

ве плюрализма истин. При этом утверждается, что «воп­реки классической эпистемологии, истина в настоящее время может быть истолкована не как воспроизводство (сле­пок) объекта в знании, а как характеристика способа дея­тельности с ним... Мир, в котором истина одна, а заб­луждений много, прекратил свое существование»1. Неко­торые авторы вообще предлагают отказаться от понятия истины применительно к социальному познанию.

5. При разработке новой методологии социального по­знания следует, как считает В. В. Ильин, опереться «на животворный революционный опыт математики и есте­ствознания», обогатив этот опыт слоем антропологичес­ких описаний (герменевтика, поэтика, культурология), а также системным видением мира К. X. Делокаров не без основания отмечает, что «некоторые методологически зна­чимые результаты естественнонаучного знания еще не вош­ли в методологический аппарат социальной науки. В этом смысле она более традиционна в концептуальном отноше­нии, чем развитые области естественных наук и зачастую функционирует в рамках классической методологии. Бо­лее того, она не сделала всех возможных выводов из дос­тижений неклассической физики, в частности из принци­па дополнительности, во многом воплощающего философ-ско-методологическую новизну квантово-механического видения мира»2.

Контуры (основные черты) новой формирующейся па­радигмы социально-гуманитарного знания и его методоло­гии «вырисовываются» в следующем виде.

1. Сближение естествознания и социально-гуманитарных наук, в том числе их методологическое взаимообогащение.

1 Федотова В. Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 50-51.

2 Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика // Обще­ственные науки и современность. 1997. № 1. С. 117.

16. Зак.52 481


Философско-методологические проблемы социального познания

Об этом в главе о естественных науках уже шла речь. Мо­жем добавить лишь следующее.

Как считает академик Н. Моисеев, грядет «Великий синтез» естественнонаучной и гуманитарной мысли. «Ут­верждение идеи синтеза и облегчение взаимопроникнове­ния разных направлений мысли имеют в нынешнее время особое значение и не только в чисто философском плане. От синтеза знаний, от его успеха во многом будет зависеть сама будущность рода человеческого»1. Автор убежден, что, во-первых, взаимоотношение естественных и гуманитарных наук превращаются в одну из узловых общецивилизацион-ных проблем, а, во-вторых, век электроники и биотехно­логии уступит место веку гуманитарного знания.

В. В. Ильин, говоря о том, что естествознание и гума­нитарные науки — «ветви науки», видит и различия между ними, которые, на его взгляд, кроются в природе теоре­тичности: «Теоретичность естествознания конституируется его номологичностью — выявлением существенно необхо­димых связей в математизированных рассмотрениях при формально-аксиоматическом задании причинно-следствен­ных цепей и их гипотетико-дедуктивном отслеживании. Те­оретичность гуманитарного знания конституируется его ге-нетичностью — выявлением существенно необходимых свя­зей в историко-диспозициональных рассмотрениях при со­держательно-диахроническом задании причинно-следствен­ных цепей и их мотивационно-смысловом отслеживании»2.

Для современного состояния социогуманитарного по­знания характерен междисциплинарный подход, форми­рование единой науки о человеке, обществе, государстве

1 Моисеев Н. Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 65.

2 Ильин В. В. Естествознание — обществознание: к проблеме обоснованности эпистемологической контроверзы // Вестник МГУ. 1993. № 3. Сер. 12. Философия. С. 58.








Date: 2015-09-18; view: 287; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию