Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Натурфилософия и естествознание
В истории представлений о природе концептуальные и методологические вопросы рассматривались исторически первоначально в натурфилософии, а затем — с начала их возникновения — в рамках естественных наук. Нередко исследования шли параллельно. Границы между натурфилософией и естествознанием, как и место самой натурфилософии в системе философских дисциплин менялось в истории философии. Натурфилософия (философия природы) — преимущественно философско-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Возникновение и длительное существование натурфилософии объяснялось следующими основными обстоятельствами: 1. Отсутствие необходимого и достаточного массива фактов о природе, о ее явлениях и процессах, которые к тому же носили отрывочный, фрагментарный, разрозненный характер. 2. Отсутствие (вплоть до XIX в.) ряда отраслей естествознания. В XVIII в. в основном сформировалась механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология только начинали складываться, находились в процессе становления. Иначе говоря, натурфилософия пыталась (по объективным обстоятельствам) заменить отсутствующие факты и 10* 291 Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________ неразвитые еще естественные науки, вводя, в частности, для объяснения явлений природы разные «силы» («жизненную», например) или разные физические вещества (флогистон, теплород, электрическая жидкость и др.). Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские (милетские) философы. В древнегреческой философии натурфилософия фактически сливалась с естествознанием и именовалась физикой — в отличие от метафизики — «первой философии» — учения о началах и причинах. Натурфилософия этого периода носила в целом стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Фактического материала было здесь крайне мало и сведения о природе черпались чисто умозрительным способом. Ее выводы не носили строго научно-теоретического характера, а были результатом живого, непосредственного созерцания. Тем не менее были сформулированы многие фундаментальные идеи: природа (мир, Космос) рассматривалась как нечто целое, нерасчлененное на отдельные стороны, части; это целое и каждая вещь представлялась как нечто живое, изменяющееся, развивающееся; природу стремились познать из нее самой, из ее естественных причин; ставилась задача — найти единое первоначало, внутреннее единство многообразного природных вещей: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), неопределенное вещество (Анаксимандр — апейрон беспредельное, неопределенное), атомы (Демокрит), огонь (Гераклит); идея единства противоположностей, противоречия: «все возникает через борьбу» (Гераклит; атомистика — особенно у Левкиппа и Демокрита: «начало» Вселенной — материальные атомы и пустота (т. е. пространство). У Аристотеля постановка многих проблем натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. «Физическая философия» в его наследии занимает довольно большой объем (работы «Физика», «О небе», «Метеорология» и др.). Основные методологические идеи: _____ Глава IX а. Признание объективности природы: «пытаться доказывать, что природа существует, смешно». Причины природных явлений надо искать в самой природе, а не в идеях (как Платон). б. Стремление найти единое основание всех природных явлений — учение о четырех элементах (стихиях, началах) — огонь, вода, воздух, Земля. Идея взаимосвязи и взаимопревращения материи. в. Признание изменяемости мира: «Окружающая нас область чувственного мира одна только постоянно охвачена уничтожением и возникновением». г. Идея иерархичности («лестницы») природы: каждая высшая ступень является более сложной, развитой и ценной по сравнению с низшими. В натурфилософии Аристотеля хотя и было немало наивных и даже ложных представлений о явлениях природы (геоцентризм, идея конечности Вселенной, «перводвига-тель» последней и др.), но и был высказан ряд глубоких и верных идей: систематизация имеющихся знаний и первая их классификация; создание космологического учения (т. е. учение о Вселенной): Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной (геоцентризм) — это понимание стимулировало поиски верной модели Вселенной; определение жизни как способности к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду; достаточно полное (несколько сот), точное и тщательное описание представителей животного мира. После Аристотеля и до начала средних веков натурфилософия продолжала развиваться. Так, Эвклид (III в. до н. э.) в труде «Начала» (из 15 книг) привел в систему все математические достижения того времени. Созданный Эвкли-дом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, по сей день носящую его имя. Эпикур развил учение Демокрита об атомах, но внес свои дополнения. Главное из них — попытка найти внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что Парадигмы естествознания: сущность и эволюция_________ изменения направлений их движения могут быть обусловлены причинами, содержащимися внутри самих атомов. Птолемей (90—168 гг. н. э.) нанимался математикой, географией, астрономией. Главный труд его — «Математическая система» определил развитие астрономии более чем на 1000 лет. Основное его содержание — геоцентрическая система мира, просуществовавшая вплоть до Коперника (т. е. приблизительно 1400 лет). В эпоху Средневековья, несмотря на давление религии, интерес к познанию явлений окружающего мира все же не угасал, а продолжался поиск истины. Вместе с развитием предпосылок научного знания, развивалась также и натурфилософия. Большую роль и там и тут начинают играть наблюдения и эксперименты. Это особенно плодотворно сказалось на работах в области химии, где были достигнуты большие успехи. Алхимия постепенно превращалась в химию. В Новое время (начиная с XVII в.) начинается параллельное и тесно связанное существование натурфилософии и возникающих частных наук. Разрабатываются математика и математические методы (Декарт), идея развития и принцип историзма (Декарт), индуктивный и рационалистический методы (Бэкон, Декарт). Ф. Бэкон всесторонне разрабатывал категорию материи, понимая ее как активное начало. Он считал, что материя — это совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи, по Бэкону, является движение. Причем он не сводил последнее к механическому движению, а выделял 19 видов движения. Целый ряд интересных идей философ высказал в цикле работ, касающихся «естественной истории отдельных явлений и процессов природы». Важным принципом познания природных вещей Бэкон считал исторический подход к ним, т. е. чтобы «охватить и происхождение вещей, и их существование, и их гибель». Поэтому, разъяснял Date: 2015-09-18; view: 405; Нарушение авторских прав |