Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V. Сократа и Платона, индуктивный метод Ф





Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, раци­оналистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, фе­номенологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому ме­тодология (и по сей день) тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами (философскими дисцип­линами) как гносеология (теория познания) и диалектика.

Методология в определенном смысле «шире» диалек­тики, так как она изучает не только всеобщий (как после­дняя), но и другие уровни методологического знания, а так же их взаимосвязь, модификации и т. п. Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская методология науки. Матери­алистическая диалектика — одна из форм диалектики, а последняя — один из элементов (уровней) философской методологии, наряду с метафизикой, феноменологией, гер­меневтикой и др.

Методология в определенном смысле «уже» теории по­знания, так как последняя не ограничивается исследова­нием форм и методов познания, а изучает проблемы при­роды познания, отношение знания и реальности, субъек­та и объекта познания, возможности и границы позна­ния, критерии его истинности и т. д. С другой стороны, методология «шире» гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, но и всех других форм чело­веческой деятельности.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая глав­ное внимание направляет на прояснение структуры гото­вого, «ставшего» знания, на описание его формальных свя­зей и элементов на языке символов и формул при отвле­чении от конкретного содержания высказываний и умо­заключений. Как в этой связи отмечал выдающийся ло­гик современности Г. X. фон Вригт, «с должной предос­торожностью можно сказать, что формальная логика тра-


Методология научного познания

диционно имела дело с концептуальными построениями статического мира»1.

Таким образом, логическое исследование науки — это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для ана­лиза научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, класси­фикаций, понятий, законов и т. п.), изучения возможно­стей и полноты формализации научного знания и т. д. Традиционно-логические средства применялись в основ­ном к анализу структуры научного знания, затем центр методологических интересов сместился на проблематику роста, изменения и развития знания.

Это изменение методологических интересов можно рас­смотреть в следующих двух ракурсах. Во-первых, «как толь­ко логическая теория вышла за рамки статического мира к миру действия и изменения, тут же понятие времени выз­вало новый, и усиленный, интерес у логиков»2, — воз­никли логика времени (временная логика) и логика изме­нения, тесно связанные между собой. Задачей логики вре­мени является построение искусственных (формализован­ных) языков, способных сделать более ясными и точны­ми, а следовательно, более плодотворными рассуждения о предметах и явлениях, существующих во времени. Зада­ча логики изменения — построение искусственных (фор­мализованных) языков, способных сделать более ясными и точными рассуждения об изменении объекта — перехо­де его от одного состояния к другому, о становлении объек­та, его формировании3. Во-вторых, возрос интерес к ди­алектике как логике, которая рассматривает не столько формальные, сколько содержательные аспекты познания

1 Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. М., 1986. С. 516.

2 Там же.

3 См.: Горский Д. П. и др. Краткий словарь по логике. М., 199.1. С. 86, 88.


_________________________________Глава V

и иных форм освоения мира человеком. Причем не толь­ко в их готовом виде, но и генетически, конкретно-исто­рически, в развитии.

Вместе с тем следует сказать, что действительно боль­шие достижения формальной логики породили иллюзию, будто только ее методами можно решить все без исключе­ния методологические проблемы науки. Особенно долго эту иллюзию поддерживал логический позитивизм, крах которого показал ограниченность, односторонность подоб­ного подхода — при всей его важности «в пределах своей компетенции».

Начиная с Нового времени (XVI—XVII вв.), методоло­гические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся част­ных наук — механики, физики, химии, истории и др. «Ме­тодологический срез» стал необходимым компонентом каж­дой науки — хотя он не всегда осознавался некоторыми ее представителями. Характерной чертой современной на­уки является не только наднаучная рефлексия, т. е. осо­знание закономерностей развития и строения знания в наи­более общей — логико-философской форме, но и интен­сивное развитие внутринаучной рефлексии. «Суть ее зак­лючается в том, что в рамках конкретных научных направ­лений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более четко выде­ляются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов (традиционное направление) и исследо­вание способов и форм научного познания»1.

Особенно активно второе направление разрабатывает­ся в рамках таких зрелых наук как физика, биология, хи­мия, все большее внимание оно привлекает и в гумани­тарных науках. (В частности, стоит вопрос о выделении в особую дисциплину «методологии истории»). Эмпири­ческой базой разработки методологии науки (научной ме-

Кравец А. С. Методология науки. Воронеж, 1991. С. 21.


Методология научного познания

тодологии) является история науки, но взятая не сама по себе, а в широком философском, общественно-истори­ческом, социокультурном контексте, т. е. в системе куль­туры в ее целостности.







Date: 2015-09-18; view: 522; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию