Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. щение гипотез в достоверные теории или отбрасывание ранее принятой гипотезы и выдвижение новой





щение гипотез в достоверные теории или отбрасывание ранее принятой гипотезы и выдвижение новой. Д. И. Мен­делеев ясно понимал, что без гипотезы не может быть до­стоверной теории: «Наблюдая, изображая и описывая ви­димое и подлежащее прямому наблюдению — при помо­щи органов чувств, мы можем при изучении надеяться, что сперва явятся гипотезы, а потом и теории того, что ныне приходится положить в основу изучаемого»1.

Крупный британский философ, логик и математик А. Уайтхед подчеркивал, что систематическое мышление не может прогрессировать, не используя некоторых общих рабочих гипотез со специальной сферой приложения. Та­кие гипотезы направляют наблюдения, помогают оценить значение фактов различного типа и предписывают опре­деленный метод. Поэтому, считает Уайтхед, даже неадек­ватная рабочая гипотеза, подтверждаемая хотя бы некото­рыми фактами, все же лучше, чем ничего. Она хоть как-то упорядочивает познавательные процедуры.

Указывая на важное значение гипотез для прогресса научного познания, британский ученый отмечает, что «до­статочно развитая наука прогрессирует в двух отношени­ях. С одной стороны, происходит развитие знания в рам­ках метода, предписываемого господствующей рабочей гипотезой; с другой стороны, осуществляется исправле­ние самих рабочих гипотез»2.

Наука нередко вынуждена принимать две или более конкурирующие рабочие гипотезы, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Поскольку такие гипотезы несовместимы, то, по мнению Уайтхеда, наука стремится примирить их путем создания новой гипотезы с более широкой сферой применения. При этом выдвину­тая новая гипотеза должна быть подвергнута критике с ее же собственной точки зрения.

1 Менделеев Д. И. Основы химии. Т. 1. С. 353.

2 Уайтхед А. Избранные работы по философии. С. 625—626.


Эмпирический и теоретический уровни научного познания_____

Таким образом, гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опы­та, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), по­лучая характер истины. Гипотеза является плодотворной, если может привести к новым знаниям и новым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.

Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа: а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта; б) гипотезы, в формировании ко­торых опыт играет определенную, но не исключительную роль; в) гипотезы, которые возникают на основе обобще­ния только предшествующих концептуальных построений.

В современной методологии термин «гипотеза» упот­ребляется в двух основных значениях: форма теоретичес­кого знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблю­дать при построении любой научной гипотезы вне зависи­мости от отрасли научного знания. Такими непременны­ми условиями являются следующие:

1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать уста­новленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит за­кону сохранения и превращения энергии.

2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует сразу отбрасывать, а нужно более внимательно изучить прежде всего сам факт, искать новые — более лучшие и достоверные факг.л.


________________________________Глава IV

3. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных про­тиворечий, не только допустимы, но и необходимы в гипо­тезе (такой, например, была гипотеза Луи де Бройля о на­личии у микрообъектов противоположных — корпускуляр­ных и волновых — свойств, которая затем стала теорией).

4. Гипотеза должны быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это усло­вие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.

5. Гипотеза должна быть приложимой к более широко­му классу исследуемых объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтвер­ждения или опровержения: либо прямо — непосредствен­ное наблюдение тех явлений, существование которых пред­полагается данной гипотезой (например, предположение Леверье сосуществовании планеты Нептун); либо косвен­но — путем выведения следствий из гипотезы и их после­дующей опытной проверки.

Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях. Во-первых, уточнение, конкре­тизация гипотезы в ее собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование но­вой гипотезы. В этом случае происходит не усовершен­ствование старой системы знаний, а ее качественное из­менение. В-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в досто­верную систему знания, т. е. в научную теорию.

Гипотеза как метод развития научно-теоретического зна­ния в своем применении проходит следующие основные этапы.

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе из­вестных фактов и уже имеющихся в науке законов и тео-


Эмпирический и теоретический уровни научного познания_____

рий. Если такая попытка не удается, то делается дальней­ший шаг.

2. Выдвижение догадки, предположения о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т. п. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться до­стоверным. Чаще всего выдвигается несколько предполо­жений для объяснения одного и того же явления.

3. Оценка основательности, эффективности выдвину­тых предположений и отбор из их множества наиболее ве­роятного на основе указанных свыше условий обоснован­ности гипотезы.

4. Развертывание выдвинутого предположения в целос­тную систему знания и дедуктивное выведение из него след­ствий с целью их последующей эмпирической проверки.

5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипо­теза либо «переходит в ранг» научной теории, или опро­вергается, «сходит с научной сцены». Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует од­нозначно о ее ложности в целом. Эта ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит ко­ренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые (и зачастую «сумасшед­шие», по словам Н. Бора) идеи.

Таким образом, решающей проверкой истинности ги­потезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в до­казательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.


________________________________Глава IV

Теория — наиболее развития форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.'При­мерами этой формы знания являются классическая меха­ника Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизую­щихся целостных систем (синергетика) и др.

А. Эйнштейн считал, что любая научная теория долж­на отвечать следующим критериям: а) не противоречить данным опыта, фактам; б) быть проверяемой на имею­щемся опытном материале; в) отличаться «естественно­стью», т. е. «логической простотой» предпосылок (основ­ных понятий и основных соотношений между ними; г) со­держать наиболее определенные утверждения: это означа­ет, что из двух теорий с одинаково «простыми» основны­ми положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем; д) не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее цен­ной); е) отличаться изяществом и красотой, гармонично­стью; ж) характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций; з) иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута; и) указывать путь со­здания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем1.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: а) не­противоречивости (т. е. не нарушать соответствующий за­кон формальной логики) и фальсифицируемое™ — опро-вержимости, б) опытной экспериментальной проверяемо­сти. Поппер сравнивал теорию с сетями, предназначен -

См.: Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 139—143, 204.


Эмпирический и теоретический уровни научного познания_____

ныци улавливать то, что мы называем реальным миром для осознания, объяснения и овладения им. Истинная теория должна, во-первых, соответствовать всем (а не не­которым) реальным фактам, а, во-вторых, следствия тео­рии должны удовлетворять требованиям практики. Тео­рия, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осу­ществляется в ходе его применения и о пригодности кото­рого судят по результатам таких применений. Рассмотрим теорию более подробно.

Date: 2015-09-18; view: 950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию