Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика теоретического познания и его формы





Теоретический уровень научного познания характери­зуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслитель­ных операций». Живое созерцание, чувственное позна­ние здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Те­оретическое познание отражает явления и процессы со сто-


________________________________Глава IV

роны их универсальных внутренних связей и закономер­ностей, постигаемых с помощью рациональной обработ­ки данных эмпирического знания. Эта обработка осуще­ствляется с помощью систем абстракций «высшего поряд­ка» — таких как понятия, умозаключения, законы, кате­гории, принципы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит мыс­ленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существо­вания, составляющих основное содержание теорий — «квин­тэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные при­емы и средства как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т. п.), синтез — объединение полученных в результа­те анализа элементов в систему, дедукция — движение по­знания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На осно­ве теоретического объяснения и познанных законов осу­ществляется предсказание, научное предвидение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является рациональ­ное познание, которое наиболее полно и адекватно вы­ражено в мышлении. Мышление осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опос­редованного отражения действительности, обеспечиваю­щий раскрытие на основе чувственных данных ее законо-


Эмпирический и теоретический уровни научного познания_____

мерных связей и их выражение в системе абстракций (псь нятий, категорий и др). Человеческое мышление осуще­ствляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой систе­ме, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические фор­мулы и т. п.).

Говоря о важнейшем значении мышления для научного познания, М. Борн подчеркивал, что «человеческий ум может проникать в тайны природы с помощью мышления вследствие гармонии между законами мышления и зако­нами природы»1. Отсутствие такой гармонии, расхожде­ние законов мышления с законами бытия закрывает путь к истине, ведет к заблуждению.

Мышление человека — не природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъек­та, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последователь­ность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура последней обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи, своеобразие логи­ческих «фигур» и связей на каждом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней диф­ференциацией изменяется и мышление, проходя опреде­ленные уровни (этапы, состояния и т. п.).

Исходя их древней философской традиции, восходя­щей к античности, следует выделить два основных уровня мышления — рассудок и разум. Рассудок — исходный уро­вень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаб­лона, жесткого стандарта. Это способность последователь­но и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко

1 Борн М. Размышления и воспоминания физика. С. 53. 128


________________________________Глава IV

классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто ус­тойчивое, неизменное. Главная функция рассудка — рас­членение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок — это обыден­ное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка — формаль­ная логика, которая изучает структуру высказываний и до­казательств, обращая основное внимание на форму «гото­вого» знания, а не на его содержание.


Разум — (диалектическое мышление) — высший уро­вень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и со­знательное исследование их собственной природы (само­рефлексия). Только на этом своем уровне мышление мо­жет постигнуть сущность вещей, их законы и противоре­чия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, раз­витии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до синтеза проти­воположностей и выявления коренных причин и движу­щих сил изучаемых явлений. Логика разума — диалекти­ка, представленная как учение о формировании и разви­тии знаний в'единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимо­связь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее ха­рактерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся готовой системы знания, на основе вьщвижения новых — диалектических по своей сути — фундаментальных идей. Переход разума в рассу­док связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диа­лектического мышления).

5. Зак.52 129


Эмпирический и теоретический уровни научного познания___

Формы мышления (логические формы) — способы от­ражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как ги­потеза, теория и другие, которые будут рассмотрены ниже.

Понятие — форма мышления, отражающая общие за­кономерные связи, существенные стороны, признаки яв­лений, которые закрепляются в их определениях (дефини­циях). Например, в определении «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаменталь­ным законом существования и развития человека как ро­дового существа. Понятия должны быть гибки и подвиж­ны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объектив­ного мира. Наиболее общие понятия — это философские категории (качество, количество, материя, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде сло­восочетаний, обозначающих классы объектов («экономи­ческие отношения», «элементарные частицы» и др.).

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, яв­ления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражае­мое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Рос­тов — столица России»). В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только суще­ственные и общие (как в понятии). Например, в сужде­нии «золото имеет желтый цвет» отражается не существен­ный, а второстепенный признак золота.


Понятия и суждения выступают «кирпичиками» для по­строения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают


________________________________Глава IV

процесс получения новых результатов в познании. Умозак­лючение — форма мышления, посредством которой из ра­нее установленного знания (обычно из одного или несколь­ких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ — человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Важными условиями достижения истинного выводно­го знания являются не только истинность посылок (аргу­ментов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики — не только формальной, но и диалектической. Наиболее общим делением умозаключений, является их деление на два взаимосвязанных вида: индуктивное движение мысли от единичного, частного к общему, от менее общего к бо­лее общему, и дедуктивное, где имеет место обратный про­цесс (как в приведенном примере).

Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими — внерациональными — формами познания. Большое зна­чение в процессе познания имеют такие факторы, как во­ображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо­собность прямого, непосредственного постижения исти­ны без предварительных логических рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль ин­туиции (хотя и по разному понимаемой) в процессе по­знания указывали многие мыслители. Так, Декарт счи­тал, что для реализации правил своего рационалистичес­кого метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволяющая получить следствия из этих начал.

Единственно достоверным средством познания счита­ли интуицию сторонники такого философского течения

» 131


Эмпирический и теоретический уровни научного познания_____

XX в. как интуитивизм. А. Бергсон, противопоставляя интеллекту интуицию, считал последнюю подлинным философским методом, в процессе применения которого происходит непосредственное слияние объекта с субъек­том. Связывая интуицию с инстинктом, он отмечал, что она характера для художественной модели познания, тог­да как в науке господствует интеллект, логика, анализ. Если в феноменологии Гуссерля интуиция есть прежде всего «сущностное видение», «идеализация», непосредственное созерцание общего, то у Фрейда — это скрытый, бессоз­нательный первопринцип творчества.


Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной (логичес­кой, понятийной) сторон познания русские философы-интуитивисты. Так, С. Л. Франк, указывая на неразрыв­ную связь рационального (как отражения «светлого», «зри­мого» начала бытия) с противоположным ему моментом — иррациональным, «верховенство подлинного знания» отдает последнему. Он-то и есть тот углубленный взор, который проникает в трансрациональность, т. е. непос­тижимость или необъяснимость бытия.

История познания показывает, что новые идеи, корен­ным образом меняющие старые представления, часто воз­никают не в результате строго логических рассуждений или как простое обобщение. Они являются как бы скачком в познании объекта, прерывом непрерывности в развитии мышления. Для интуитивного постижения действитель­ности характерна свернутость рассуждений, осознание не всего их хода, а отдельного наиболее важного звена, в частности, окончательных выводов.

Полное логическое и опытное обоснование этих выво­дов им находят позднее, когда они уже были сформулиро­ваны и вошли в ткань науки. Как писал известный фран­цузский физик Луи де Бройль, «человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим мето­дам, может осуществлять свои наиболее замечательные


_______________________________Глава IV

завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяже­лых оков строгого рассуждения, которые называют вооб­ражением, интуицией, остроумием»1. Крупнейший мате­матик А. Пуанкаре говорил о том, что в науке нельзя все доказать и нельзя все определить, а поэтому приходится всегда «делать заимствования у интуиции».

Действительно, интуиция требует напряжения всех по­знавательных способностей человека, в нее вкладывается весь опыт предшествующего социокультурного и индиви­дуального развития человека — его чувственно-эмоцио­нальной сферы (чувственная интуиция) или его разума, мышления (интеллектуальная интуиция).

Многие великие творцы науки подчеркивали, что нельзя недооценивать важную роль воображения, фантазии и ин­туиции в научном исследовании. Последнее не сводится к «тяжеловесным силлогизмам», а необходимо включает в себя «иррациональные скачки». С их помощью, по словам Луи де Бройля, разрывается «жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение», что и позволяет со­вершить прорыв к истинным достижениям науки, осуще­ствить великие завоевания мысли. Вместе с тем француз­ский физик обращал внимание на то, что «всякий прорыв воображения и интуиции, именно потому, что он являет­ся единственно истинным творцом, чреват опасностями; освобожденный от оков строгой дедукции, он никогда не знает точно, куда ведет, он может нас ввести в заблужде­ние или даже завести в тупик»2. Чтобы этого не произош­ло, интуитивный момент следует соединять с дискурсив­ным (логическим, понятийным, опосредованным), имея в виду, что это два необходимо связанных момента едино­го познавательного процесса.

Познание как единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, рассудка и разума, ин-

1 Ерошь Луи де. По тропам науки. М., 1962. С. 295.

2 Там же. С. 245.


Эмпирический и теоретический уровни научного познания_____

туитивного и дискурсивного тесно связано с понимани­ем. Последнее не сводится только к тому, чтобы изучае­мый объект выразить в логике понятий. Понимание — осо­бенно в гуманитарных науках — это проникновение в смысл чего-либо (текста, феноменов культуры и т. п.), постиже­ние посредством диалога чужой субъективности, другой личности (об этом подробнее — в предпоследней главе).

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего опре­делить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема — форма теоретического знания, содержани­ем которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незна­нии, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а про­цесс, включающий два основных момента (этапа движе­ния познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фак­тов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. «Фор­мулировка проблемы часто более существенна, чем ее раз­решение, которое может быть делом лишь математичес­кого или экспериментального искусства. Постановка но­вых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотре­ние старых проблем под новым углом зрения требуют твор­ческого воображения и отражают действительный успех в науке»1.

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее: а) определен­ная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; б) система ме-

1 Эйнштейн А., Инфелъд Л. Эволюция физики. С. 78. 134


________________________________Глава IV

тодов, избираемая с учетом целей исследования и харак­тера решаемых проблем; в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению Гейзенберга, «в деле выбора про­блемы традиция, ход исторического развития играют су­щественную роль»1, хотя, конечно, определенное значе­ние имеют интересы и наклонности самого ученого.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюде­ний, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глу­боким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при стол­кновении двух различных теорий, либо в результате стол­кновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противо­положных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постанов­ки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мыш­ления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касает­ся возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свой­ственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псев­допроблем), например, проблема создания вечного двига­теля. Решение какой-либо конкретной проблемы есть су­щественный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наря­ду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно и нужда­ется в доказательстве. Гипотетическое знание носит веро­ятный, а не достоверный характер и требует проверки,

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 228.


Эмпирический и теоретический уровни научного познания_____

обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоиз­меняются, уточняются и конкретизируются, третьи отбра­сываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипо­тезы, как правило, опирается на результаты проверки ста­рой, даже в том случае, если эти результаты были отрица­тельными.

Так, например, выдвинутая Планком квантовая гипо­теза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтверждения, были опровергнуты, перешли в заблуждения. Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Дар­вина и др. Велика роль гипотез в современной астрофизи­ке, геологии и других науках, которые окружены «лесом гипотез».

Выдающиеся ученые хорошо понимали важную роль гипотезы для научного познания. Д. И. Менделеев счи­тал, что в организации целеустремленного, планомерного изучения явлений ничто не может заменить построения гипотез. «Они, — писал великий русский химик, — науке и особенно ее изучению необходимы. Они дают строй­ность и простоту, каких без их допущения достичь трудно. Вся история наук это показывает. А потому можно смело сказать: лучше держаться такой гипотезы, которая может со временем стать верною, чем никакой»1.

Согласно Менделееву, гипотеза является необходимым элементом естественнонаучного познания, которое обя­зательно включает в себя: а) собирание, описание, систе­матизацию и изучение фактов; б) составление гипотезы или предположения о причинной связи явлений; в) опыт­ную проверку логических следствий из гипотез; г) превра-

1 Менделеев Д. И. Основы химии. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 150-151.








Date: 2015-09-18; view: 549; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию