Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деньги: происхождение, сущность и функции





Товарное производство вызвало к жизни деньги. Вопрос о том, что такое деньги, волновал учёных давно. Много было споров о сущности денег и до сих пор они не утихают, потому что существуют различные точки зрения. Как заметил английский экономист У. Гладсон, «даже любовь не сделала стольких людей дураками, сколько мудрствования по поводу сущности денег».

Мы рассмотрим традиционную, устоявшуюся (но не единственную) теорию – товарную природу денег.

Появлению денег предшествовал длительный исторический процесс развития товарного производства и обмена. Одновременно с этим изменялась меновая стоимость, потому что стоимость выражается не непосредственно в единицах рабочего времени, а косвенно – в форме меновой стоимости. Меновая стоимость представляет собой выражение стоимости одного товара в другом.

На ранних этапах исторического развития, когда обмен был крайне нерегулярным (случайным) имела место простая форма стоимости, при которой стоимость одного товара выражалась в каком - нибудь единственном другом товаре: Х товара А=У товара В.

В этом примере стоимость товара А выражена в товаре Б., т.е.товар Б служит средством выражения стоимости товара А. Это означает, что стоимость одного товара выражается в потребительной стоимости другого товара. Условием приравнивания одного товара к другому является не только то, что они заключают в себе равное количество затраченного на их производство абстрактного труда, но и то, что на их создание затрачен различный конкретный труд. Приравнивание товаров, созданных одним и тем же видом конкретного труда, 20 м полотна стоят 20м полотна – было бы лишено смысла.

Товар, выражающий свою стоимость в другом товаре, т.е. товар. А, находится в относительной форме стоимости, а товар, который служит средством выражения стоимости другого товара (т.е. товар В) находится в эквивалентной форме стоимости, т.е. товар В является эквивалентом стоимости товара А.Относительная и эквивалентная формы являются двумя полюсами каждой формы стоимости, т.е. они предполагают друг друга и в то же время взаимно противоположны.

Уже простая форма стоимости даёт ключ к пониманию сущности денег. Прообразом денег здесь является товар – эквивалент.

На более поздней ступени развития общественного производства с возникновением первого крупного общественного разделения труда обмен товаров перестал быть случайным, он стал приобретать всё более регулярный и массовый характер. Возникает полная или развёрнутая форма стоимости. Она имеет вид:

1 паре ботинок

или

1 костюму

20 м полотна = или

1 мешку зерна

или

2 г золота

и т. д.

 

Здесь одному товару, находящемуся в относительной форме стоимости (полотну), противостоит множество эквивалентов, т.е. стоимость товара получает выражение в потребительной стоимости не одного, а многих других товаров. Эта форма, как и простая, является всё ещё мало совершенной, так как обмен осуществляется в виде непосредственного обмена одного товара на другой. При этом возникают сложности, связанные с тем, что владельцу одного товара требуется не тот товар, который может быть ему предложен. Недостатком развёрнутой формы стоимости является и то, что стоимость товара не получала законченного выражения. Так, для того чтобы определить стоимость полотна, нужно назвать все товары, которые значатся в правой части уравнения, причём количество таких товаров – эквивалентов по мере развития отношений обмена могло бы беспредельно увеличиваться.

Исторический процесс развития обмена не только обнаружил недостатки развёрнутой формы стоимости, но и обусловил их преодоление, сменив эту форму стоимости более совершенной – всеобщей формой стоимости, которая может быть представлена таким образом:

 

1 пара ботинок

или

1 костюм = 20 м полотна

или

1 мешок зерна

Или

2 г золота

.

В этой форме стоимости происходит переход от множества эквивалентов к одному, всеобщему эквиваленту. Его роль выполнял тот товар, который являлся главным продуктом труда и предметом обмена. У пастушеских племён таким наиболее распространённым товаром был скот, у земледельческих – зерно, у охотников – меха и т.д.

В этой форме стоимости недостатки, свойственные развёрнутой форме стоимости, устраняются, так как стоимость всех товаров выражается и измеряется одним товаром, и обмен осуществляется путём использования этого всеобщего эквивалента. Но всеобщая форма стоимости имела и некоторые свои недостатки. Роль всеобщего эквивалента ещё не закрепляется полностью и окончательно за одним товаром, а может выполняться некоторое время одним товаром, а затем каким-либо другим. И второй недостаток: у различных племён, на разных местных рынках роль всеобщего эквивалента выполняли различные товары, а это препятствовало развитию торговых связей между различными местностями.

В условиях дальнейшего роста производительных сил и расширения рынка постепенно выделился один товар, который стал выполнять роль всеобщего эквивалента постоянно и на обширной территории. Эта роль постепенно перешла от скота и других товаров к металлам, сперва к меди и бронзе, а затем к золоту и серебру. Закрепление роли всеобщего эквивалента за одним товаром означало переход от всеобщей к денежной форме стоимости. Переходу роливсеобщего эквивалента к благородным металлам способствовали их физические свойства: однородность, делимость, сохраняемость без порчи, трудоёмкость (в небольшом его количестве заключено большое количество труда и соответственно большая стоимость). Денежная форма стоимость имеет следующий вид:

20 м полотна

Или

1 пара ботинок =2 г золота

Или

1 костюм

Или

1 мешок зерна

Таким образом, с развитием общественного разделения труда, противоречий товарного производства и обмена неизбежно возникают деньги. Из товарного мира выделяется один определённый товар, в котором все другие товары выражают свои стоимости.

С появлением денег весь товарный мир раздваивается на товар и деньги. Это раздвоение вызвано заключённой в товаре противоположностью между потребительной стоимостью и стоимостью. Каждый обычный товар выступает только как потребительная стоимость, а деньги им противостоят как всеобщее воплощение стоимости, как воплощение общественного характера труда.

Товары и деньги представляют собой единство противоположностей. Единство их заключается в том, что деньги – тоже товар, на производство которого затрачен абстрактный труд. Именно благодаря этому деньги и служат мерилом стоимости. А различие между ними лежит в потребительной стоимости. Потребительная стоимость денежного товара в отличие от потребительной стоимости других товаров раздваивается. Золото, например, служит для изготовления предметов роскоши, но это не главное его назначение. Важнее его способность непосредственно обмениваться на другие товары. В этом заключается специфическая всеобщая потребительная стоимость денег.

Итак, противоположность между товарами и деньгами состоит в том, что каждый товар непосредственно выступает как потребительная стоимость, как продукт конкретного, частного труда, деньги же противостоят всем прочим товарам в качестве воплощения стоимости, выражения абстрактного, общественного труда.

Таким образом, сущность денег заключается в том, что они являются товаром, выполняющим роль всеобщего эквивалента, средством для выражения стоимости любого товара.

Сущность денег конкретизируется в его функциях.

В товарном хозяйстве деньги выполняют 5 функций:

- мера стоимости;

- средство обращения;

- средство образования сокровищ и накопления;

- средство платежа;

- мировые деньги.

Первая и основная функция денег заключается в том, что они служат мерой стоимости. Эта функция определяется самой сущностью денег, являющихся всеобщим эквивалентом. Все остальные функции денег обусловливаются первой функцией денег – мерой стоимости и связаны с нею.

Функция меры стоимости заключается в том, что стоимость всех товаров выражается в деньгах. Прежде чем продать товар, владелец его назначает цену, приравнивая его к определённому количеству золота. Для этого не требуется иметь в наличии реальные деньги. В этой функции деньги выступают как мысленно представляемые или идеальные деньги. Однако цена товара соответствует реальному количеству денежного материала, имеющему равновеликую стоимость. Для сопоставления между собой этих количеств золота, т.е. для сравнения цен товаров определённое количество золота принимается за единицу измерения.

Весовое количество денежного товара, принятое в данной стране в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Масштабом цен, например, в США является доллар, равный по закону 1\35 унции (около 0,89г) чистого золота. Каждая денежная единица в свою очередь подразделяется на дробные величины. Так, в США 1 доллар=100 центам, французский франк =100 сантимам и т.д.

Функционирование денег как меры стоимости связано с образованием цен. Цена есть денежное выражение стоимости товара. При равенстве спроса и предложения цена товара зависит:

- от стоимости товара и

- от стоимости золота

Цены будут падать в случае понижения стоимости товара или повышения стоимости золота. И наоборот.

Функцию меры стоимости могут выполнять лишь полноценные деньги, т.е. имеющие собственную стоимость.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 460; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию