Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переводческие труды Ж.Делила





Свидетельством тесной идейной связи переводоведов Франции и Канады могут служить публикации канадского переводчика и препода­вателя перевода Жана Делила. Наиболее полно теоретические установ­ки Ж.Делила отражены в его книге «Анализ дискурса как метод пере­вода», изданной в Оттаве в 1980 г.

Исходные положения Ж.Делила находятся полностью в русле интерпретативной теории перевода. Он также настаивает на принципи­альном различии узкоязыкового и коммуникативно-речевого подходов к переводу и подчеркивает, что «перевод текста есть умственная операция по воспроизведению живой мысли в речи» и сутью этого процесса явля­ется извлечение и перевыражение смысла. И для него характерно отри­цательное отношение к использованию в теории перевода сопостави­тельного анализа двух языков. В этой связи он подвергает резкой кри­тике концепцию Ж.-П.Вине и Ж.Дарбельне, указывая, что переводчик вовсе не сравнивает знаки ИЯ со знаками ПЯ, а интерпретирует цело­стный смысл высказывания для его последующего перевыражания.


 

Развивая концепцию Д.Селескович, Ж.Делил выделяет в про­цессе перевода три основных этапа: понимание, перевыражение и под­тверждающий анализ. Этап понимания, в свою очередь, включает три стадии: (1) Декодирование знаков в тексте оригинала. (2) Извлечение смысла в связи с контекстом и ситуацией. (3) Правильное понимание заглавия текста оригинала (если таковое имеется), что возможно лишь после ознакомления со всем сообщением. Здесь уже можно усмотреть некоторое расхождение с классическими канонами интерпретативной те­ории: языковые единицы рассматриваются не как препятствие к извле­чению смысла, а как объект анализа, составляющего важную часть про­цесса понимания. Такое смещение акцентов, возможно, объясняется тем фактом, что Ж.Делил занимается не устным, а письменным переводом.

На втором этапе происходит перевыражение на языке перевода извлеченного смысла. Процесс перевыражения, по мнению Ж.Делила, включает в себя рассуждение по аналогии и собственно перевербализацию. При рассуждении по аналогии переводчик пытается установить сходство понятий, выражаемых разным способом в ИЯ и ПЯ, а при перевербализации он создает на ПЯ разные варианты перевода и выби­рает из них тот, который лучше воссоздает смысл оригинала. При этом чем более стереотипны, привычны формы выражения тех или иных по­нятий в конкретных областях, тем меньше степень свободы у переводчи­ка, так как он должен переводить в соответствии с узусом ПЯ.

На третьем этапе — подтверждающего анализа — избранные варианты перевода оцениваются с точки зрения их приемлемости по смыслу, коннотации, метафоричности, логичности и т.п. Неверные вари­анты должны, в зависимости от опыта и мастерства переводчика, заме­няться на более правильные.

Таким образом, в процессе перевода переводчик осуществляет двойную интерпретацию: при извлечении смысла оригинала и при оцен­ке варианта перевода в ходе подтверждающего анализа. При этом про­цесс перевода может быть схематично представлен следующим образом (см. схему 2 на с. 219).

Отличительная черта концепции Ж.Делила заключается в попыт­ке связать теоретические положения с характеристикой переводческого билингвизма и с задачами обучения будущих переводчиков. Он пытает­ся выявить различие между билингвизмом профессионального перевод­чика и билингвом, для которого владение двумя языками не является


 


условием его профессиональной деятельности. Ж.Делил усматривает это различие в том, что для переводчика характерно осознанное владение вторым языком, активное знание письменной и устной норм родного языка (ПЯ), умение понимать и находить соответствия по аналогии, умение извлекать из высказывания смысл при помощи анализа и логи­ческого рассуждения.

Обучение переводу должно всецело строиться на основе учета ком­муникативного характера переводческого процесса и тех умений, которые нужно создать у переводчика. Переводчик никогда не переводит изолиро­ванных фраз, а всегда имеет дело с реальными текстами, предназначенны­ми для определенной аудитории. Поэтому и в процессе обучения будущие переводчики должны упражняться не в переводе отдельных фраз или сло­восочетаний, а в решении реальных коммуникативных задач.

Значительная часть книги Ж.Делила посвящена системе упраж­нений для обучения переводу. По замыслу автора, такие упражнения должны быть не лингвистическими, а чисто коммуникативными, то есть учить не переводить какие-то языковые единицы, а решать определен­ные коммуникативные задачи. Для этого каждому упражнению пред­



 

посылается указание о цели, которая достигается его выполнением. Та­кие цели формулируются для всех этапов переводческого процесса. Так, ряд упражнений предназначен для развития умения правильно понимать переводимый текст. Например, цель — умение различать между значе­нием и смыслом. Учащиеся переводят изолированные слова и предложе­ния, изъятые из текста, а затем переводят текст и сравнивают результа­ты двух переводов. При этом подбираются как единицы, перевод кото­рых сохраняется, так и, главным образом, такие единицы, чей перевод в тексте будет совсем иным. Или: цель — раскрытие содержания связно­го текста. Упражнение состоит в ответах на вопросы к тексту, раскрыва­ющие (а) Структуру и стиль текста, (б) Внелингвистические факты, описываемые в тексте, (в) Подразумеваемый смысл и аллюзии, (г) Лексические тонкости.

Другая серия упражнений связана с умением подбирать необходи­мые соответствия. Например: цель — замена синтаксических структур в связи с тем, что аналогичные структуры в ПЯ семантически неравноценны. Упражнение — перевод на французский язык английских предложений, содержащих структуры, вводимые словами «whichever», «with», «when» и т.п. Следует заметить, что в ряде случаев Ж.Делил грешит против своих теоретических установок, предлагая будущим переводчикам решать задачи, связанные с переводом отдельных языковых единиц. Так, в числе упражне­ний имеются задания по переводу английских глагольных форм (с заменой их французскими именными формами), английских лексических повторов, метафор и даже дейктического «this».

Особый ряд упражнений имеет целью развитие умения использо­вать все богатство языка перевода. Здесь мы находим упражнения на переформулирование плохо написанного текста, поиск идиоматических выражений вместо выделенных в тексте, использование стереотипов и клише, стилистическое редактирование и пр. И здесь некоторые задания связаны с наличием в оригинале определенных языковых единиц типа английских глаголов «to affect» и «to аpprоасh» или прилагательных «appropriate» и «available».

В целом, труды Ж.Делила, хотя и опираются на интерпретативную теорию перевода, избегают крайностей этой концепции, уделяя до­статочное внимание собственно языковым аспектам перевода. Это объяс­няется, главным образом тем, что он имеет дело с письменным перево­дом и стремится найти пути к практическому использованию теоретичес-


 

ких положений в процессе обучения будущих переводчиков. Работы Ж.Делила свидетельствуют о возможности сближения различных пере­водческих теорий для всестороннего описания процесса перевода.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 393; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию