Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №6. Завершение процесса антропогенеза и возникновение первобытной родовой общины





1. Праобщина – переходная ступень к человеческому обществу.

2. Становление человеческого общества: внутренние отношения в праобщине, хозяйственная деятельность, стоянки, орудия труда.

3. Проблема возникновения рода

 

Произошедшее на грани раннего и позднего мустье превращение праобщины в сплоченную и замкнутую группу привело к инбридингу, что стало тормозом для дальнейшего развития общества. Замкнутость необходимо было преодолеть. Как?

Отношения между полами в праобщине. Становление человеческого коллектива предполагает подавление животных инстинктов: пищевого и полового. Второй у архантропов еще не был упорядочен, служил причиной конфликтов. Пищи хватало всем, женщин нет. Маловероятен у палеоантропов индивидуальный брак. Его не было и на первом этапе эволюции. Вряд ли у неандертальцев был групповой брак. Он связан с экзогамией, чего у неандертальцев нет, они эндогамны. Даже зачатков экзогамии нет, ее предпосылки появились в праобщине. Экзогамия - половые связи с чужаками и полная агамия внутри. Она не могла возникнуть сразу, частичная сначала могла существовать и в эндогамном коллективе.

Этнография. Л. Файсон - остров Вити-Леву (Фиджи): мужчины и женщины одевались в фантастические одежды, обращались друг к другу с неприличными словами, вступали на глазах у всех в половые отношения. Братья и сестры обычно не могли даже друг с другом разговаривать. Здесь все по другому. Это несколько дней в году. Снятие агамного табу. Род переставал быть родом. Объединение, где господствует промискуитет. Род полная агамия, здесь нет. Но это ритуальное нарушение (частичная агамия). А если праздники регулярные? Так, видимо, и было.

Половые табу. Много охотничьих. Перед и во время охоты. От одного дня до нескольких месяцев. Пережитки зафиксированы у современных народов. Видимо, половые отношения мешали охоте, но мешать могли только неупорядоченные. Цель запретов - предотвратить смерть. Изобретение физической близости = возникновение смерти. Не всегда конфликты несли смерть, но производственной деятельности мешали. Прежде всего охоте. Ей предшествовали разведка местности, выслеживание животных, выработка плана, изготовление инвентаря. От этого периода зависел успех, от успеха все. Особую опасность перед охотой представляли конфликты. Их надо устранить. Они навлекают опасность. Участие: взрослые самцы, бездетные самки. От последних можно было отказаться, чтобы конфликты устранить. В дальнейшем обособление мужчин и юношей происходило уже до охоты. Этнография: половые табу всегда связано с обособлением. Даже отношения ограничивались. Нельзя прикасаться, смотреть, разговаривать, есть пищу, быть в одном помещении. Становление табу связано с эпохой ранних палеоантропов. Это обособление по археологическим данным. В среднем и позднем ашеле - охотничьи лагеря для мужчин на весь сезон.

Оргиастические праздники. Во время действия табу пар не было. Только во время промискуитета. Развитие хозяйственной деятельности увеличивало продолжительность табу. В их промежутках интенсивность половой жизни возрастала, что исключало занятие производственной деятельностью. Праздники настоящие оргии. У многих народов праздники остались, после исчезновения рода и экзогамии. Частичное или полное снятие брачных запретов. Эти праздники также универсальны как и табу. Их чередование обязательно. Перестали образовываться пары, возросла сплоченность.

Возникновение рода. Более продолжительные периоды агамии, стремление прорваться, но внутри общины исключено. Члены других общин не попадали под действие табу. При их встречах происходили нападения сильной стороны на слабую. Нападения женщин были ритуализированы и сохранялись еще долго, когда нужда уже отпала.

Первоначально оргиастические нападения осложняли жизнь. Постепенно менялись. В нем были все общины заинтересованы. Нормализация отношений. Вначале молчаливое согласие, затем договоры. Б. Малиновский острова Тробиан. Улатиле и катайауси. Улатиле - юноши ходили к девушкам и наоборот. Скрытно, потом с песнями. В зарослях встречались. Австралийцы-Аранда устраивали совместные праздники по нескольку дней. Мужчины демонстрировали мнимую враждебность. Реминисценции нападений и вражды. Теперь ритуальная вражда.

Антропологические аспекты. Возникновение экзогамии сделало возможность закончить формирование человека. Каждая община была инбредной линией. Половые связи между разными общинами - внутривидовая гибридизация. Гетерозис - возрастание крепости, мощности, жизнеспособности, плодовитость потомства. Обогащение наследственной основы. Конфликт разрешен между трудом и половыми отношениями. Своеобразные котлы. Быстрая смена неандертальцев - неоантропами. За 4-5 тыс. быстрая трансформация. Пришли извне и перебили неандертальцев. Специализированный характер облика неандертальцев. У поздних утрата ряда сапиентных признаков, появление новых, которых у неоантропов нет. Боковая ветвь. Необратимость эволюции. Но возможен возврат отдельных признаков. Помолодение организма. Онтогенез раньше прекращался. Сохранение инфантильных особенностей. Мугарет-эс-Схул. 200м две пещеры. Небольшой промежуток между ранними и поздними. Перелом произошел при переходе от нижнего палеолита к верхнему.

Переход от палеоантропов к неоантропам. Прогресс в технике связан именно с изменением облика. Мальчик с сочетанием черт палео и неоантропологических черт - из Староселья. Крым. С архаичной индустрией объясняет теорию помолодения. Впрочем находки возможно такие, для развития индустрии нужно время. Первые находки неоантропов 40тыс. лет - 35тыс. лет самые поздние. В течении этого срока осуществился переход. Панайкуменный характер. Ранее изолированные группы вступили в контакт. Возможно, что возникли какие-то объединения ранее разрозненных коллективов.

Агамия вызвала к жизни экзогамию, появился род (агамия группы). Стали необходимы связи. Появился брак, но не между индивидами, а между группами. Групповой, дуально-родовой брак. Половой инстинкт обуздан. Пищевой еще раньше. Под контроль общественных отношений. Род объединяли только социальные отношения, но но половые. Род стал сформировавшейся первобытной общиной.

Экзогамия и запрет инцеста. Происхождение запрета. Между близкими родственниками семьи. Экзогамия это частный случай. Из запрета инцеста все произошло путем его расширения. Но все наоборот. Нет табу на инцест. Только в семье он возможен. Родство непосредственное и родство от общего предка. Степень родства. Прямые и боковые линии. Родство это отношения между индивидами. Простейшие отец, мать, дочь, сын, пользуясь ими можно описать все остальные. Но используется больше.

Связь по рождению является биологической. Родство биологическое, значит связь одна и та же, иначе описать ее нельзя. И все терминологии родства должны относиться к одному типу. Но все иначе. Морган - классификационная система. У ирокезов, Отец - все братья, мать - все сестры, сын - все дети. Концепция семьи панулуа, основанной на групповом браке.

Происхождение экзогамии. Дуальные системы не знают отношений между индивидами, а это значит, что при их зарождение брака не существовало. Значит не было запрета на инцест. Этот запрет возник после появления рода.

Концепция - отсутствие влечения между живущими вместе, вредные последствия. Но все это относиться к инцесту. Л. Файсон - чтобы предотвратить браки между сестрами и братьями, были разделены на две общины. Т.е. в результате сознательного решения. Вряд ли. Скорее место имело объединение, по фактам этнографии. Люди разных фратрий у индейцев наделяются разными чертами (прямые и курчавые волосы). В легендах одна фратрия пришлая. Люди земли и моря. Ритуальная вражда.

Ограничение полового инстинкта периоды промискуитета и воздержания - раздвоение во времени и пространстве первоначального коллектива - производственные половые табу.

Эволюция брака. Орда жила в промискуитете. Групповой брак - парная и моногамная семья. Но кровнородственной семьи тогда не было. Значит ли это, что не было группового брака? Нет. Если были дуальные организации, значит групповой брак был. Групповой брак понимался как многоженство и многомужество.

Нараннейстадии развития дуальной организации брака вообще не было. Брак не половые отношения. Брак это социальная организация. Там где социальной санкции на половые отношения нет, нет и брака. Даже если пожизненно. Парование не брак. Нет ни прав, ни обязанностей.

Права и обязанности есть между родами. Агамия - жены из другой группы. Но это не означает обязанности вступления в половые отношения каждого с каждым. Только обозначение круга возможных партнеров. Остальное по доброй воле. Никаких прав друг на друга нет. Род пресекал только насилие. Возможность располагать собой. Раз так, то они всего лишь половые партнеры. Исключение половых и детопроизводственных отношений. Дисэкономический и дислокальный брак.

Две обособленные части жилища или одного поселения. Постепенное пространственное движение. Индивидуальные встречи. Вне селения, обязательно вне помещения. Суматра - на рисовых полях свободно, а в селении штраф. Соломоновы острова - в лесу. Даже муж и жена. Дома холостяков, дома девушек. Отдельные шалаши, спали у разных костров. Им предшествовали мужские и женские дома. Отношения только половые. У ряда народов в семейных домах только женщины и дети. Пока жили далеко, парование было не возможно. Добрачные отношения регулировались нормами группового брака. По поколениям также по группам. Односторенние формы вместо двухсторонних. При одностороннем - родов много. Затем только родовая агамия. Материнский род - по рождению. Отцовский род - только после индивидуального брака. Существование мужских - женских домов рисует картину - дислокального и дисэкономического группового брака, каким и был дуально-групповой брак. Но мужчины и женщины были лишь частью хозяйственного коллектива.

Далеко жили - парование не возможно, близко - начали образовываться пары. До брака свобода половых отношений. (Каряки упрекали за девственность, у чукчей нет термина девушка - есть только женщина). Но ограниченная свобода.

Более менее постоянные пары. Эпизодические связи с другими партнерами. Никаких прав и обязанностей. Парование существовало и параллельно с браком.

Сохранение дислокальности - приближенные жилища, но разные. Навещение жены в тайне от родственников. С возникновением парного брака групповой не исчез. Его нормы регулировали отношения. Эволюция группового по пути увелеченияя брачных партнеров.

Дуально родовой - в дуально-фратриальный. Не роды, а фратрии. (совокупность родов). Билатеральный к одному поколению, вступающие в брак. На смену двустороннему браку односторонний (только мужчины). Групповой муж, групповая жена. Их несколько.

Дуально-родовой брак был вечным, не заключался и не расторгался, просто существовал. Ограничение только с теми родами, с которыми существовали брачные договоры. Затем остались только ограничения на вступление в брак внутри рода. Т.е. экзогамия, это своеобразный пережиток группового брака.

Date: 2015-09-18; view: 813; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию