Ф. Ницше (1844-1900 гг.)
«Генеология морали» (Фрагмент)
Скепсис по отношению к морали является решающим.
Падение морального мироистолкования не находящего себе более санкции,
после того как им была сделана попытка найти убежище в некоторой
потусторонности: в последнем счете — нигилизм. «Все лишено смысла»
(невозможность провести до конца толкование мира, на которое была
потрачена огромная сила, вызывает сомнение: не ложны ли все вообще
истолкования мира). Буддистская черта, стремление в ничто. (Индийский
буддизм не имеет за собой коренного морального развития, поэтому в
его нигилизме является только неопределенная мораль: бытие как
наказание, комбинированное с бытием как заблуждением,
следовательно заблуждение как наказание — моральная оценка).
Философия попытки преодолеть морального Бога (Гегель, пантеизм).
Преодоление народных идеалов; мудрец; святой; поэт. Антагонизм
100.
«истинного» и «прекрасного» и «доброго».
Против «бессмысленности» с одной стороны, против моральных
оценок с другой стороны: в какой мере вся наука и философия была до
сих пор под властью моральных суждений? И не получается ли тут в
придачу вражда со стороны науки или антинаучности? Критика
спинозизма. В социалистических и позитивистских системах везде
задерживаются христианские оценки. Не достает критики христианской
морали.
Но среди тех сил, которые взрастила мораль, была правдивость: эта
последняя, в конце концов, обращается против морали, открывает ее
телеологию, ее корыстное рассмотрение вещей — и теперь
постижение этой издавна вошедшей в плоть и кровь изолганности, от
которой уже отчаивались отделаться, действует прямо как стимул. Мы
констатируем теперь в себе потребности, насажденные догмой
моральной интерпретации, потребности, представляющие нам теперь
потребность в неправде; с другой стороны, это те самые потребности, с
которыми, по-видимому, связана ценность, ради которой мы выносим
жизнь. Это антагонизм — не ценить того, что мы познаем, и не быть
более вправе ценить ту ложь, в которой мы хотели бы себя уверить, —
вызывает процесс разложения.
Высшие ценности, в служении которым должна была бы состояться
жизнь человека, в особенности тогда, когда они предъявляют к нему
самые тяжелые и дорого обходящиеся требования, эти социальные
101.
ценности — дабы усилить их значение, как неких велений Божьих, —
были воздвигнуты над человеком как «реальность», как «истинный» мир,
как надежда и грядущий мир. Теперь, когда выясняется низменный
источник этих ценностей, тем самым и вселенная представляется нам
обесцененной, «бессмысленной»... но это только переходное состояние.
Нигилистический вывод (вера в отсутствие ценностей) как следствие
моральной оценки эгоистическое ненавистно нам (даже при сознании
возможности неэгоистического); — необходимость нам ненавистна
(даже при сознании невозможности liberum arbitrium'а и «умопостигаемой
свободы»). Мы видим, что не достигаем той сферы, в которую мы
вложили свои ценности, но тем самым та другая сфера, в которой мы
живем, еще ни мало не выиграла в ценности: напротив того, мы устали,
ибо потеряли главное наше побуждение».
Философские взгляды Ф. Ницше во многом восходят к эллинской и романтической традиции. Он был безоговорочным противником социализма, его считают предшественником антидемократической власти, влияние ницшеанства на философию XX века необычайно огромно. Ф. Ницше считают самым скандальным философом в истории философии. Своей "философией жизни" он порождает экзистенциальное (как религиозное, так и атеистическое) направление в философии. В последние годы интерес к наследию Ф. Ницше особенно возрос как в Европе, так и в России. Многие объясняют этот факт назревшим культурным и духовным кризисом, распадом устойчивой системы нравственных ценностей, полученных в наследство от эпохи Просвещения.
Date: 2015-09-18; view: 292; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|