Слова и смотрю на дела
«Беседы и высказывания»
(Глава 3. Восемь рядов)
1. Говоря о роде Цзи, Кун-цзы сказал: - Восемь рядов танцуют в храме. Если такое можно вытерпеть, то что же вытерпеть нельзя?
2. В Трех семьях убирали под напев гимна "Плавно". Учитель сказал: - Здесь помогают в служении предку князья. Ныне Сын Неба и царь величав, величав. Разве можно воспевать такое в храмах Трех семей?
3. Учитель сказал: - Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь?
4. Линь Фан спросил о сущности церемоний. Учитель ответил: - Это важный вопрос! Обычную церемонию лучше сделать умеренной, а похоронную церемонию лучше сделать печальной.
5. Учитель сказал:
66. - Если даже у варваров и и ди есть свои правители, им никогда не сравниться со всеми ся, лишенными правителей.
6. Цзиши собирался совершить жертвоприношение горе Тайшань. Учитель обратился к Жань Ю с вопросом: - Ты не можешь помешать ему? Он ответил: - Не могу. Учитель сказал: - Разве гора Тайшань окажется хуже Линь Фана?
7. Учитель сказал: - Благородный муж не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда он участвует в стрельбе из лука. После взаимных приветствий он поднимается в зал для стрельбы, а по выходе ведет себя соответствующим образом при питье вина. Подобное соперничество пристойно благородному мужу.
8. Цзы-ся спросил: - Что значат слова: "Чарующая улыбка придает красоту, блеск глаз создает привлекательность, простой фон с помощью раскрашивания обретает разноцветные узоры"? Учитель ответил: - Рисунок появляется на простом фоне. Цзы-ся сказал: - Это значит, что ритуалом пренебрегли? Учитель сказал: - Шан, вы уловили мою мысль. С вами можно беседовать о "Ши цзин".
9. Учитель сказал:
67.
- Что касается ритуала династии Ся, я могу рассказать о нем. Но не могу рассказать о ритуале государства Ци, так как недостаточно свидетельств. Что касается ритуала династии Инь, я могу рассказать о нем, но не могу рассказать о ритуале государства Сун, так как недостаточно свидетельств. Причина всего этого в том, что недостаточно исторических документов. Если бы их было достаточно, я бы мог опереться на них.
10. Учитель сказал: - Я не хочу смотреть большую церемонию, после того как земля полита вином.
11. Кто-то спросил Кун-цзы о большой церемонии. Учитель ответил: - Не знаю. И, указывая на свою ладонь, сказал: - Тому, кто знает ее сущность, легко управлять Поднебесной.
12. Кун-цзы приносил жертвы предкам так, словно они были живые; приносил жертвы духам так, словно они были перед ним. Учитель сказал: - Если я не участвую в жертвоприношении, то я словно не приношу жертв.
13. Ван Сунь-пзя спросил: - Что означают слова: "Лучше выразить почтение духу очага, чем духу внутренних покоев"? Учитель ответил:
68.
- Не так! Тот, кто нанес обиду небу, не может обращаться к нему с просьбами.
14. Учитель сказал: - Установления династии Чжоу основываются на установлениях двух династий. О, как они богаты и совершенны! Я следую им.
15. Учитель, войдя в великий храм, спрашивал обо всем, что видел. Кто-то сказал: - Разве сын человека из Цзоу знает ритуал? Войдя в храм, он спрашивает обо всем, что видит. Услышав это, учитель сказал: - Это и есть ритуал.
16. Учитель сказал: - Стрела не обязательно пронзает мишень, ибо силы людей не одинаковы. Это древнее правило.
17. Цзы-гун хотел положить конец обычаю принесения в жертву барана в первый день месяца. Учитель сказал: - Сы! Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале.
18. Учитель сказал: - Когда, служа государю, соблюдаешь ритуал, люди считают это угодничеством.
19. Дин-гун спросил:
69.
- Каким образом государь использует чиновников, а чиновники служат государю? Учитель ответил: - Государь использует чиновников, следуя ритуалу, а чиновники служат государю, основываясь на преданности.
20. Учитель сказал: - Песнь "Встреча невесты", будучи радостной, не непристойна, будучи печальной, не ранит.
21. Ай-гун спросил Цзай Во о деревьях, которые сажают у алтаря. Цзай Во ответил: - При династии Ся сажали сосны, при династии Инь - кипарисы, при династии Чжоу - каштаны, и все для того, чтобы заставить народ бояться. Учитель, услышав это, сказал: - Не следует говорить о том, что уже совершено. Не следует противиться тому, что уже делается. Не следует порицать за то, что уже упущено.
22. Учитель сказал: - Гуань Чжун не обладал большими способностями. Кто-то спросил: - Гуань Чжун был бережлив? Учитель сказал: - У Гуань Чжуна было три жены. Слуг у него было много. Из чего же можно заключить, что он был бережлив? Тот снова спросил: - В таком случае, знал ли Гуань Чжун ритуал? Учитель ответил:
70.
- Ставить в воротах деревянную ширму мог только государь, но Гуань Чжун также поставил у себя в воротах деревянную ширму. Только государи во время встречи ставят чаши для вина на земляную горку, но Гуань Чжун у себя также завел такую горку. Если Гуань Чжун знал ритуал, то кто его не знал?
23. Учитель говорил лускому "старшему наставнику" (тайши) о музыке так: - Музыка - ее можно знать! Когда начинают играть, то как бы слитно. Когда дают музыке свободу, то она как бы едина и проста, как бы светла, как бы тягуча. И таким порядком заканчивают.
24. Начальник пограничной службы в И, желая встретиться с Учителем, сказал: - Когда сюда прибывали благородные мужи, я встречался с каждым. Ученики попросили Учителя принять его. Выйдя от Учителя, он сказал: - Почему вы так обеспокоены, что нет у вас чиновничьих постов? Поднебесная уже давно лишилась Дао-Пути, скоро Небо сделает Вашего Учителя колоколом.
25. Учитель говорил о Шао: - Это вполне красиво и, кроме того, вполне нравственно. Сказал об У: - Это вполне красиво, но не вполне нравственно.
26. Учитель сказал: - Как я должен относиться к людям, которые, находясь
71.
наверху, не проявляют великодушия по отношению к низам, совершают церемонии без почтения, на похоронах не скорбят?
Date: 2015-09-18; view: 285; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|