Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женщина и война





 

…Да разве ж об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

(М. Исаковский. “Русской женщине”.1945)

 

Тема женщины и войны является одной из самых малоисследованных в современной литературе. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом мужским. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а еще – ждать мужчин, уходивших на войну. Женское начало выступало отождествлялось с самой жизнью, ее простым повседневным течением, миром обычных житейских дел и забот. Образ женщины несет с собой тепло и уют, нежность и покой а, главное, он несет с собой любовь, без которой немыслимо для человека счастье. Именно за любовь и счастье должны сражаться настоящие мужчины, и именно необходимость защиты дома, женщин и детей способна хотя бы отчасти оправдать войну.

Но “соединение” войны и женщины переворачивает все смыслы, заставляет изменить привычное восприятие реальности. Зло в этом случае вдруг приобретает такой вселенский размах, что кажется, будто в мире вовсе не было и нет добра, и что именно жестокость является правдой жизни. Это ощущение рождается от возникающего вдруг понимания ужаса происходящего, обостренного осознания абсурдности массового убийства, дыхания смерти, которое несет с собой любая война. Понимание это слишком тяжело для человека, оно испытывает пределы его разума, уводя сознание на самую границу порядка и хаоса, света и тьмы.

И в этом случае разум словно отказывается признать реальность происходящего:

Я видел девочку убитую,

Цветы стояли у стола.

С глазами навсегда закрытыми,

Казалось, девочка спала.

И сон ее, казалось, тонок,

И вся она напряжена,

Как будто что-то ждал ребенок…

Спроси, чего ждала она?

(И. Уткин “Я видел девочку убитую…”. 1942)

Смерть принимается за сон, но остается чувство противоречивости и недосказанности. За фактом гибели скрывается какая-то очень важная истина, которую пытается и не может уловить автор.

Эта истина – в несовместимости женщины и войны, в несовместимости хрупкости и слепого безрассудного разрушения, слабости и жестокости, за которыми скрывается столкновение самой жизни и смерти. Поэт находится еще в плену прежних смыслов (не случайно женский образ отождествляется с образом ребенка), но уже предчувствует нечто очень важное, что может открыться человеку при столкновении со страшным фактом – гибелью женщины на войне. Это напряженное предчувствие переносится на образ погибшей девочки, которая, словно ждет ответа-объяснения у оставшихся в живых.

Если гибель солдата – это подвиг во имя жизни, то гибель женщины – это гибель самой жизни. Само присутствие женщины на войне до предела обнажает контрастность жизни и смерти, и, одновременно, вплотную подводит человека к страшной истине: границы между бытием и небытием оказываются слишком призрачными, почти условными, они могут исчезнуть в любой момент.

Даже столкнувшись со смертью “лицом к лицу”, человек все равно отказывается принять открывшуюся истину:

Мы не ждали посмертной славы, -

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

(Ю. Друнина “Зинка”. 1944)

Поверить в возможность смерти - значило обречь себя на верную гибель. С таким чувством нельзя было выжить на войне…

Противоречивость ситуации наглядно передается в воспоминаниях мужчин – участников войны: “У нас, у мужчин, было чувство вины, что девчонки воюют, и оно у меня осталось… Вот вам один случай. Мы отступаем. А это осень, дожди идут сутками. Возле дороги лежит убитая девушка… Санинструктор… Это была красивая девушка, у нее длинная коса, и она вся в грязи… И такая неестественность этой смерти и того, что женщина здесь, с нами, посреди такого ужаса, грязи, хаоса. Я много видел смертей, а помню это…” (С. Алексиевич “У войны – не женское лицо”). И рядом другое: “Надо ли об этом сегодня вспоминать? Когда я слышал, что наши медицинские сестры, попав в окружение, отстреливались, защищая раненых бойцов, потому что раненые беспомощны как дети, я это понимал, но когда две женщины ползут кого-то убивать со “снайперкой” на нейтральной полосе – это все-таки “охота”… В разведку я, может быть, с такой и пошел, а в жены бы не взял… Война – дело мужское” (С.Алексиевич “У войны не женское лицо”. С.12.).

Может именно поэтому тема женщины и войны была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Соприкасаясь с этой темой, мы вновь ставим мучительный вопрос о мере жизни и смерти, а значит и вопрос о неоправданности, абсурдности войны. Чувство ужаса перед массовой бойней не исчезло, а, напротив, стало еще острей. Оно живет в воспоминаниях бывших фронтовиков, отчетливо выражено в современной документальной военной прозе. Слушая эти воспоминания, читая книги о войне, мы словно идем “обожжёнными километрами чужой боли и памяти”, вновь оказываемся на границе разумного. Однако знать всю жестокую правду войны необходимо, поскольку “…если войну забывают, начинается новая”. (Алексиевич С. У войны не женское лицо. С.11.)


Когда в первый раз читаешь документальную прозу С. Алексиевич, то удивляешься. Снайперы и зенитчицы, летчицы и саперы, разведчицы и санитарки, а еще повара, прачки, регулировщицы - пожалуй, не найти такой военной профессии и такой военной работы, в которой женщины бы не принимали участие. И невольно возникает вопрос: почему их было так много на фронтах Великой Отечественной войны?! Неужели без них было невозможно обойтись?

Самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что наша Родина, Россия, столкнулась в эти годы со смертельной опасностью. Беда оказалась слишком велика. Под угрозой гибели оказалось само существование народа, его свобода и независимость, будущее страны. Поэтому естественной ответной реакцией стало желание дать отпор врагам:

Подымайся в бой суровый!

Сбросим рабские оковы,

Уничтожим тяжкий гнет!

За оружие народ!

Как нам не любить свободу?

Существуют ли народы.

Что не шли бы к ней из тьмы,

Из неволи, из тюрьмы?

Так вставай, народ родной,

На победный правый бой!

(М.Шпак “К оружию!”. 1942)

Для русских чувство любви к Родине неотделимо от чувства коллективности. Единение перед лицом смертельной опасности – это одно из важнейших качеств нашего народа. Когда враг угрожает Отечеству, мужество выходит на первый план, и все люди - и женщины, и мужчины - встают на его защиту. Это состояние народной души очень точно выражено в поэтическом творчестве военного времени:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

(А. Ахматова “Мужество”. 1942)

В чрезвычайных обстоятельствах проявляются, высвечиваются те черты и качества людей, которые в обычных, относительно нормальных условиях незаметны, а может быть и вовсе не нужны. Война – это испытание не только мужественности, но и женственности. Испытание страхом…

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

(Ю. Друнина “О войне”. 1944)

Все человеческое должно было содрогнуться в душе от этого страха, и чтобы вытеснить этот смертельный ужас, человек должен был научиться убивать. Для женщины, рождающей жизнь, эта необходимость непереносима. М. И. Морозова, которая во время войны была снайпером, так рассказывает о своём первом выстреле в человека: “…я решила стрелять. Решилась, и вдруг такая мысль мелькнула: это же человек, хоть он враг, но человек, - и у меня как-то начали дрожать руки, по всему телу пошла дрожь, озноб. … После фанерных мишеней стрелять в живого человека было трудно. Но я взяла себя в руки, нажала спусковой крючок…Он взмахнул руками и упал. Убит он был или нет, не знаю. Но меня после этого ещё больше дрожь взяла, какой-то страх появился: я убила человека…”. (Алексиевич С. У войны не женское лицо….С.16).


Чтобы научиться убивать, женщине надо научиться убивать собственную женственность, собственную душу. Война потребовала от женщин сжечь в огне ненависти даже самое святое – материнское, жертвенное чувство любви к собственным детям. Самый страшный для меня эпизод повести С.Алексиевич – это рассказ о выходе из партизанской блокады, когда женщина была вынуждена убить своего ребенка, чтобы спасти остальных. С какой же нечеловеческой бездной страдания и ужаса должен был столкнуться человек, чтобы совершить такое!

Осознание громадности общей беды и неотвратимости общей гибели меняло женщин. Материнское чувство приобретало вселенский размах, лишалось индивидуальной определенности: “Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать. Я хотела стать учительницей. А они пришли убивать на нашу землю, жечь. Я видела, как жгли деревню, я не могла кричать, я не могла громко плакать: мы шли в разведку… Я могла только грызть себе руки, у меня до сих пор остались шрамы. Помню, как кричали люди. Как кричали коровы, как кричали куры. Мне казалось, что все кричит человеческими голосами… Все живое… И такая у меня после этого любовь ко всему родному, ко всем своим людям, что все готова за них отдать”. (Там же, с.215).

В час смертельной опасности не остается места мужскому и женскому, детскому и взрослому, и только одно, поднимающееся из глубины народной души, коллективное чувство единства и любви может спасти каждого в отдельности:

Родина в мире одна. Знай, что двух не бывает, -

Есть только та, где висела твоя колыбель,

Есть только та, что дала тебе веру и цель,

Та, что звездною славой нелегкий твой путь осеняет,

Память, как птица, поет про нее…

(В. Лукс “Милая в мире одна”. 1944)

С. Алексиевич отмечает: “Все, казалось бы, учли гитлеровские стратеги и идеологи, кроме того, что мать окажется способной запрятать мину под платьицем своей дочери, отец, не имея возможности пожертвовать собой, принесет в жертву жизнь дочери, дочь, которая могла бы спасти жизнь своей матери, будет спасать жизнь всех, землю родную спасать, отдавая за это жизнь дорогого человека”. (Там же, с.215).

Великая Отечественная война – это история величия народного духа, время коллективного подвига и славы. Но трагедия женской судьбы и женской доли от этого не становилась меньше. Уничтожение нежности, мягкости, слабости необходимо для воина, без этого ему не выжить в смертельной схватке, но для воина-женщины эта тяжкая необходимость становится формой самоубийства. Она абсолютно невозможна, поскольку совпадает с разрушением самих основ женственности.

Женское начало проходило испытание на прочность войной. От нестерпимого страдания корчилась в муках душа, болело тело… “Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо, - вспоминает К. Г. Крохина, одна из героинь повести “У войны не женское лицо”. Горький фронтовой опыт порождал огромную душевную усталость: “Я чувствовала себя очень уставшей, намного старше своих сверстников, даже старой. Подружки танцуют, веселятся, а я не могу, я смотрела на жизнь уже другими глазами. Внешне это не было видно, за мной молодые ребята ухаживали, а душа моя была уставшая. Мужчины не все выдерживали, что я видела...”.


Эта усталость шла от невыносимого, нечеловеческого напряжения, возникавшего при встрече со смертью. Тот, кто встречался со смертью “лицом к лицу” не может остаться прежним, а для слабого эта встреча может оказаться необратимой:

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, - молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

(А. Барто “Глаза девчонки семилетней”.1942)

Женское начало проходило испытание на прочность войной. Но оно не могло исчезнуть окончательно, как не может исчезнуть сама жизнь:

Прошли через заслоны огневые,

Мы вырвались из этой длинной тьмы,

Ты говорила: “Каменные мы”.

Нет, мы сильнее камня,

Мы – живые!

(М. Алигер “Весна в Ленинграде”. 1942)

Женское начало настойчиво заявляло о себе даже в самых трагических ситуациях.

Саша Шляхова, девушка-снайпер, погибла в снайперском поединке. “И что её подвело – это красный шарф. Она очень любила этот шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка” (Алексиевич С. Там же, с.18).

“Всегда я старалась быть подтянутой, не забывать, что я женщина, - вспоминает О. В. Корж, санитарка, - И мне часто говорили: “Господи, разве она была в бою, такая чистенькая”. Я помню, очень боялась, что если меня убьют, то я буду некрасиво выглядеть… Другой раз прячешься от обстрела и не столько думаешь, чтобы тебя не убило, как прячешь лицо, чтобы не изуродовало”. Для женщины физические раны даже страшнее ран душевных, потому что женские красота и совершенство состоят в гармонии, в единстве духовного и телесного начала. Ничто не страшило женщин на фронте больше, чем возможность стать калекой.

Женщины войны… Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Кто-то из них пытался приспособиться к реальности, копируя мужские черты в поведении. Возможно поэтому, что особенно ярко видно в прозе С. Алексиевич, они воспринимались окружавшими их мужчинами как “сестрёнки”. Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь:

Когда, упав на поле боя –

И не в стихах, а наяву, -

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, -

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!

(И. Уткин “Сестра”. 1942)

Мужчины старались оберегать и защищать своих фронтовых сестер. Однако нормально ли это для девушки, когда мужчина относится к ней лишь как к другу, сослуживцу, бойцу, но не как к женщине, которую можно и нужно любить. На женщин свалился тяжкий груз. Для многих бойцов они должны были стать на войне не только сестрами, но и матерями. Женщина становилась матерью, точнее, несла в себе образ матери для других, в семнадцать, восемнадцать лет. Она сама ещё нуждалась в материнской опеке, а ей приходилось опекать других. Не увидев всех радостей жизни, девушки сразу сталкивались с самой сложной её стороной. Как пишет С. Алексиевич: “Страшно было не то, что тебя убьют, а то, что умрёшь, не узнав жизни, ничего не изведав. Это было самое страшное. Мы шли умирать за жизнь, но ещё не знали, что такое жизнь”. (Алексиевич С. Там же, с.77).

А желание жить и любить было таким сильным! Оно отчетливо и мощно проявляется в необузданной стихии женственности, которая совпадает с самой природной стихией:

Разве можно, взъерошенной, мне истлеть,

Неуёмное тело бревном уложить?

Если все мои двадцать корявых лет,

Как густые деревья, гудят – жить!

Если каждая прядь на моей башке

К солнцу по-своему тянется,

Если каждая жилка бежит по руке

Неповторимым танцем!

Жить! Изорваться ветрами в клочки,

Жаркими листьями наземь сыпаться,

Только бы чуять артерий толчки,

Гнуться от боли, от ярости дыбиться.

(Ширман Е.“Жить!”. 1943)

Если для мужчин на войне олицетворением жизни была женщина, то для женщины - вся повседневность без остатка: природа, окружающая человека, отношения между людьми во всём их многообразии. Женщинам свойственна природная мягкость, хрупкость, нежность и стремление любить. Любовь – это чувство, не поддающееся объяснению с помощью только разума, здравого смысла. Именно потому, что женщина живёт чувствами и ощущениями, в отличие от мужчин, то и в памяти у неё остаются не имена военноначальников, армейские уставы, место и время проведения боевых операций, а ужас, страх., смерть и “запах крови”, царившие на войне.

Олицетворением жизни для женщин являлись повседневные радости, обычные заботы, сугубо мирные, но такие милые сердцу, желания. Именно они давали женщине возможность не потерять саму себя. Вот что говорит Т. И. Давидович, шофер: “Была весна. Мы отстрелялись на учениях и шли назад. И я нарвала фиалок. Маленький такой букетик. Нарвала и привязала его к штыку. Так и иду. Пришли в лагерь, и командир дал мне за эти фиалки три наряда вне очереди. Но я фиалки не выбросила. Я их тихонько сняла и в карман засунула. …Другой раз стою на посту. В два часа пришли меня сменять, а я не пошла. Говорю своему сменщику: “Ты днём постоишь, а я сейчас”. Согласна была простоять всю ночь, до рассвета, но послушать птиц”. (Алексиевич С., там же, с.50).

Армия не принимала женщин как равноправных воинов во многом потому, что армейские будни не могли заменить женщине повседневность человеческой жизни. Женщина как бы автоматически, инстинктивно привносила мир повседневности в мир экстремальных ситуаций, а эти миры несовместимы между собой. Фиалки невозможны для солдата не столько потому, что это противоречит уставу, а потому, что они заставляют его вспомнить о любви, нейтрализуют его ярость и волю, снижая тем самым его способность к победе.

Женщины сражались наравне с мужчинами, но их воспоминания, в отличие от мужских, настолько эмоциональны, и так передают весь ужас войны, что именно они и стали служить предостережением для будущих поколений. И сам контраст женщины и войны, то, как трудно свыкнуться с этой жестокостью, как трудно убивать, говорит нам о неприятии войны самой природой, жизнью. Ведь такие слова как “женщина” и “жизнь” можно назвать синонимами. Так почему же должно быть так, что дающая жизнь вынуждена нести смерть. Почему люди вообще должны убивать друг друга и почему они не могут жить в мире?

Мирными были лишь двести лет в истории человечества. Все остальное время где-нибудь велись войны. И сейчас, через пятьдесят пять лет после самой страшной и разрушительной, на мой взгляд, войны в истории человечества опять ведется война. Война, где убивают, война, с ее жестокостью и страданиями. Политики говорят нам о мире и всеобщем разоружении, а на деле все остается по-прежнему. В условиях этой милитаризации и постоянной агрессии женщины опять становятся похожи на мужчин, начинают жить разумом, а не сердцем. Если женщина, “в которой ненависть к убийству самой природой заложена” (Б. Васильев) начнёт убивать, если начнётся ещё одна война, то гибель будет угрожать всей нашей Земле. Произведения военных лет и современная документальная проза о войне вновь напоминают о созидающей роли женщины в этом жестоком и сложном мире и заставляют задуматься нас об истинной ценности и смысле жизни. Я славлю имя твое - Мать

Матерь Человеческая – образ нашей нетленной веры и вечной надежды.

Матерь Человеческая – образ нашей нетленной веры и вечной надежды.
(По повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»
Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря В.Высоцкий.

Всё дальше время отделяет от нас войну. Всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года, кто защищал Москву, кто познал «кровавый снег» Сталинграда, кто ковал победу в тылу. Безвозвратно уходят те, кто отстоял мир в Европе, но не меркнет память о них.
Уже не одно поколение узнает о войне из фильмов и книг. Суровую правду о тех страшных годах рассказали писатели, которые сами воевали. Среди них и наш земляк, военный корреспондент Виталий Александрович Закруткин, прошедший дорогами войны от горных троп Кавказского хребта до Берлина. Всю войну писатель провёл на фронте вместе с народом, только ранения заставляли на время покидать передовую. Его очерки, корреспонденции с переднего края сражений рассказывали о советском человеке на войне, его мужестве и беззаветной храбрости.
В первые дни войны он написал небольшую книжку «Коричневая чума», затем вышли сборники его фронтовых рассказов «На переднем крае» и «Сила», повесть о разведчиках «Человек со шрамом» и другие произведения. Послевоенные произведения Закруткина — «Кавказские записки» и «У моря Азовского».
Из произведений В. Закруткина я прочитала только повесть «Матерь Человеческая». Необычным показался мне заголовок. Почему «Матерь», а не «мать»? Прочитав, я поняла, что писатель создал гимн Женщине, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.
В основе произведения лежит реальный факт. Из всего, что пришлось писателю видеть во время войны, он запомнил на всю жизнь один эпизод.
Ранней весной 1943 года в одном их хуторов, только что сожжённом гитлеровцами, где, казалось, нет ничего живого, бойцы увидели голого мальчишку лет четырёх. Он выскочил из какой-то норы, а вслед за ним выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина. Она рассказала о том, как ей удалось спастись.
В перерывах между боями Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мёртвом».
Спустя много лет он решил написать повесть «Матерь Человеческая». О простой крестьянке напомнило писателю раскрашенное лицо каменной девы Марии, которой люди поклонялись, приносили цветы. Автор считал, что на Земле много матерей человеческих, которые испытали более страшные удары судьбы и сохранили милосердие, любовь к людям, материнское терпение.
Одна из таких матерей - Мария, простая русская женщина со «смешными, едва заметными веснушками на переносице», со стёртыми, в мозолях руками. Она испытывала боль за всё, что происходит, страдание ко всему живому.
На глазах Марии убили мужа и сына, соседку Феню, девочку Саню, угнали в

Германию односельчан, сожгли хутор. Никого и ничего не осталось: «Ничего больше не будет... ни Ивана, ни сыночка Васятки... и я лучше умру». В минуты горя, отчаяния она обращается к Богу: «Я не могу жить, господи,... я не хочу жить...Не хочу я жить, господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли...».
Мария звала смерть, «а жизнь властно звала её, напомнив о том, что она не одна». Мысль о нерождённом ребёнке отогнала желание смерти. Живой, «незрячий комочек» придаёт женщине силы, которые помогают ей не только выжить, но и сохранить душевное тепло, достоинство, надежду и веру.
Героиня повести, как настоящая хозяйка, постепенно налаживала свой быт. К
ней прибились коровы, собаки Дружок и Дамка. От дождя и снега укрылась она в своём погребе, который вырыли и обустроили вместе с Иваном перед войной.
В этом погребе нашёл последний приют и немецкий солдат Вернер Брахт.
Невозможно без слёз читать строки, в которых описана встреча Марии и вражеского солдата. В первые мгновения «ненависть и горячая, слепая злоба
захлестнули Марию, сдавили сердце». Сквозь «алый туман», застивший ей глаза, она увидела раскачивающегося на ветке Ивана и удавку на детской шее Васятки. Медленно опускалась она в погреб, считая ступеньки, вспоминая слышанные в детстве слова: «Смертию смерть поправ...». Сейчас в её руках была жизнь этого «полураздавленного, недобитого гадёныша». Сейчас она рассчитается за всех односельчан, за мужа, за сына. Но слабый крик: «Мама!» заставил женщину содрогнуться и выпустить из рук вилы. Святое слово, мольба спасли этого несчастного мальчика. Мария ужаснулась чувству злобы и мести, тому, что могла убить человека. Этот мальчишка со светло-голубыми глазами помог осознать женщине её назначение в жизни. Действительно, с этой минуты жизнь Марии наполнилась новым смыслом. Она старалась облегчить страдания Брахта, «отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть». Простая русская крестьянка с символичным именем Мария была последним человеком, которого немец видел в этой жизни. Она стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительницы, помощницы, заступницы. Как утешительница, она хоронит мёртвых, своих и чужих. Для неё все они (даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова. Для каждого из погибших она находит слова, всех она оплакивает. Когда Мария хоронила своих родных, сына Васятку и мужа Ивана, слёз уже не было.
Ещё Марию заставляет жить память о земляках, которые покоились на хуторском кладбище. Кладбище как бы заставляет её ощутить ответственность за продление рода, за возрождение хутора. Она просит совета у матери, разговаривает с дедом Корнеем: «Ты был первым, и они не посрамили твою память... Негоже и мне быть последней...» Мария решает сохранить хоть часть того, что было выращено односельчанами. Женщина решила, что должна работать, должна выстоять, потому что она одна выжила. Мария стала работать: резала подсолнухи, кукурузу, собирала свёклу, морковь, старалась сохранить колхозные ульи. Тяжело было ей, но она знала: всё это должно пригодиться людям. Смысл заглавия повести раскрывается ещё в одном эпизоде. В копне сена Мария нашла голодных, измученных детей. Острое чувство материнства испытывает она, когда эти дети называют её: «Наша мама».
После рождения своего ребёнка Мария ощущает себя матерью всех: «Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств и жестокости

она родила... всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери, защиты и ласки».
Мария, познавшая боль и горе людей, не может не любить всех и не сострадать всем. Вот почему - Матерь Человеческая. В заключительных строках она напоминает икону: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры».
Именно этой женщине - матери, труженице земли - воздвигнут когда-нибудь «самый величественный монумент». Этот монумент будет взывать ко всем людям: «Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле!»
Почти сорок лет прошло с тех пор, как была написана повесть «Матерь Человеческая», но проблемы, поднятые автором, к сожалению, не исчезли: не высыхают слёзы на глазах матерей, потерявших своих детей в различных конфликтах, страдают дети, оставшиеся без отцов.

Нет на свете слова страшнее, чем «война». В этом коротком слове чувствуется боль, страдания многих людей. Какое счастье, что война осталась где-то там, далеко! Но вовсе забывать о ней несправедливо, в первую очередь, по отношению к погибшим.
О Великой Отечественной войне создано много талантливых книг. В них описаны жестокие сражения, подвиги, победы. Героями этих книг можно только восхищаться. Но есть особенные произведения о войне: в жизни не всегда выпадает случай совершить ратный подвиг на линии фронта. Есть другие подвиги, о которых никто не знает. Именно о таких, скромных, геройствах и писал в своих произведениях В.А.Закруткин.
Героиня его повести «Матерь человеческая», Мария, на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Мысли о том времени навевает повествователю образ девы Марии. Это заставляет вспомнить страдания всех русских женщин во время войны. Многие из них потеряли своих мужей и сыновей. Об одной из тысяч таких неизвестных женщин и написал В.А.Закруткин в повести «Матерь человеческая».
Героиня осталась совсем одна в разрушенной фашистами деревне, когда носила под сердцем ребенка. Но отчаяние лишь на минуту охватило Марию. Она поняла, что нельзя сдаваться, надо жить дальше. Мария нашла в себе силы не только выжить самой, но и помочь это сделать другим. Она стала матерью всего живого. Среди трупов и разрушения Мария сохранила жизнь.
Эта женщина начала с нуля, когда у нее ничего не было. И все же героине удалось сделать невозможное: Мария дарила надежду голодным ленинградским детям. Она сделала самое главное – просто обогрела их, показала, что есть на свете заботливые люди. Не могут не тронуть сердце первые страницы повести. Девушка оказалась на краю гибели, жизнь казалась ей невыносимой, она даже просила у бога смерти. Одна среди заброшенных полей, трупов, разрушений. Как тут не впасть в отчаяние!
Мария вспоминает годы жизни со своим мужем Иваном. Его немцы убили так же, как и ее сына Васятку. Потерять самых близких друзей, семью, дом! Подобное испытание сможет пройти далеко не каждый человек. Но Мария прошла. Почему? Что придало ей силы, уверенности? Я думаю, что это – ее, пока еще не родившийся, ребенок. Мария почувствовала ответственность за его жизнь, за его будущее. Материнское чувство помогло ей пройти через все испытания. Хотя героиня много сомневается, противоречит себе, но все же принимает правильные решения.
Мария хочет мирной жизни не только для своего ребенка, но и для всех детей. Поэтому она заботится о тех, кому сейчас плохо и одиноко. За это ее благодарят дети: трехлетняя Даша, маленький Андрюша, Галя и Наташа из детдома. Жизнь послала Марии нелегкие испытания, она попала в тяжелейшие условия. Но вера, надежда, добро помогли этой женщине. Писатель уверен, что только добро, тепло семьи и матери может победить войну.
Мария осталась для меня настоящей героиней. Жаль, что за человеческое отношение не дают наград и не повышают в званиях, но о ней с благодарностью будут вспоминать дети, которых она спасла от гибели.
Откуда в этой хрупкой женщине эти силы, упорство? Ведь Мария была обречена на верную смерть. А оказалось, что именно она дала всем жизнь. Марию любят домашние животные: коровы, лошади, собаки. Вызывает удивление ее обращение с этими животными. Мария уважает и ценит их. Часто она общается с ними, как с людьми. В первый раз, выпив молоко коровы, Мария поблагодарила ее. Верный пес Дружок становится ее незаменимым защитником. Каждый день героиня разговаривала с животными. Они стали с ней одним целым. Хотя кругом полыхала война, в небольшой деревушке снова робко пробивалась жизнь. И человек, и животные объединились, чтобы противостоять общему несчастью.
Мария не взяла в руки оружие, но она боролась за мир так же самоотверженно, как и солдаты на поле боя. Война – это противоестественное состояние. Природа не приемлет вражды. Мне больше всех запомнилась в повести одна маленькая деталь. Когда начались холода, было очень трудно с едой. В опустевшей избушке Марии затеплился дым.
Огонь, тепло домашнего очага. Если представить себе этот одинокий дымок среди кладбища, опустевших полей, разрушенных домов, то становится как-то отрадно. Хочется верить, что Мария и ее дети спасутся, деревня вновь наполнится людьми, жизнь восстановится. И это произойдет во многом благодаря мужеству Марии. У нее характер настоящего бойца.
Эта героиня открыла мне самое главное – никогда не надо сдаваться. Все еще можно изменить и исправить. Иной раз думаешь: ведь Мария могла бы прожить одна, без детей, ей и так бы было очень трудно. Но она думала, прежде всего, о других. Эта женщина просто делала добро. Мария ни на минуту не сомневалась, что она выживет вместе с несчастными детьми. На ее стороне была жизнь, природа, добро, правда. А на стороне фашистов – смерть и разрушение.
Прочитав эту повесть, мне стало понятно, что героями не рождаются, а становятся. Сама Мария никогда не считала себя героиней. Она не была от природы сильной и смелой. Эти качества открыла в ней война. Мария каждый день совершала подвиг, даже не подозревая об этом. Это выходило само собой. Да и думать о подобном было некогда, у Марии и так хватало забот. Раньше она боялась каждого шороха, немецких обстрелов. А теперь она не склоняла головы. Героиня перестала бояться. Это значит, что войне и страданиям скоро придет конец.
Мария не остановилась на достигнутом: она решила сохранить урожай на заброшенных полях. Женщина понимает, что сделать это одной, беременной, практически невозможно. Но она вспоминает свой колхоз, своего мужа. Она знает, скольких трудов стоило вырастить урожай, вспахать землю. Каждый колосок дорог женщине, потому что он стоит человеческого пота, труда.
Мария как будто знает, что ее труды не пропадут даром. Придет мирное время, и урожай пригодится. Поэтому она неустанно работает на будущее. Удивительно, но ее планы превращаются в реальность. Все, что она задумала, исполняется.
История этой женщины напоминает эпизод из Библии. Когда-то Ной построил свой ковчег. Он взял в него всех животных, чтобы сохранить жизнь на Земле после потопа. Кажется невероятным, но спустя много лет история стала повторяться. И какие бы испытания ни посылала жизнь, человек всегда может выстоять. У каждого из нас есть огромные внутренние силы и в определенный момент они проявляются. В этом тайна человека. Это и есть обыкновенное чудо. И это чудо своим трудом, своими руками сотворила скромная Мария.
Для меня стало открытием, что подвиг – это не только бесстрашие, но и тяжелый, ежедневный труд. В этом труде и самопожертвовании заключается величие человека. Слезы и горечь вызывают письма, которые Мария находит в заброшенной деревне. Эти письма писали несчастные матери для сыновей, которые уже никогда их не прочтут.
Но Мария не перестает удивлять нас. На ее долю выпадает еще одно испытание. Однажды в подвале Мария увидела белокурого немца с огромными голубыми глазами. Первым порывом женщины было убить его. В этом немце она увидела все свои страдания, несправедливость войны. Но немец от страха произнес лишь одно слово – «мама». Это слово одинаково звучит на всех языках, оно близко и понятно каждому. Одно слово спасло жизнь этому немцу, потому что оно тронуло сердце Марии. Нравственно героиня оказалась выше мести.
Если задуматься, то она была права. Один человек не может быть виновным во всех смертях и разрушениях. Немец был беззащитен и обречен, Мария как-то сразу почувствовала это. Она поняла, что на зло бесполезно отвечать злом. Перед ней был не фашист, а несчастный человек. Поэтому Мария стала заботиться о нем так же, как об остальных.
В.А. Закруткин показывает, что война ставит лишь временные, условные преграды между людьми. Фашисты надеялись кровью и смертями установить свою власть. Они возомнили себя выше бога, выше природы. Но жизнь расставляет все на свои места. Их кровавое торжество было недолгим. Потому что их поведение противоречит законам жизни. Фашисты даже не догадывались, что простая, ничем не приметная женщина может стать для них главной угрозой. Обыкновенная женщина Мария создает жизнь. Она, подобно матери Спасителя, много страдает, проходит через нечеловеческие испытания. Марию не причислят к лику святых, но она живет, как истинная праведница. Именно поэтому командир эскадрона преклоняет перед ней колени. Он восхищается мужеством этой скромной, самоотверженной труженицы. Командир ничего не знал о ее тяжких испытаниях, лишениях, но он понял все в одну минуту. Поэтому победа над фашизмом – это их общая победа.
В.А.Закруткин по-новому пишет о войне. Поэтому первая встреча с его повестями и рассказами оставляет в сердце глубокий след. Его героини вызывают уважение. Ю. Друнина писала: «У войны не женское лицо», потому что женщина – символ мира. Закруткин развивает и поддерживает эту мысль.

 







Date: 2015-09-18; view: 301; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию