Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая теория Зигмунда Фрейда





Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности, все компоненты которой постоянно взаимодействуют друг с другом:

· Ид – «оно» - в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий. Причем, в теории самого Фрейда инстинкт - это продукт унаследованного человеком от животных базового опыта, а по мнению неофрейдистов - результат неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни.

· Эго – «я» - самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне – самосохранение и защита.

Супер эго – «сверх я» - это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Это итог воспитания человека в обществе. Это нормы общества, мораль, совесть. Сверх-Я формируется благодаря семье, воспитателям, друзьям, коллективу, всем, с кем человек длительное время общается и кто является для него значимым.

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широко известна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.

Рис. 2. Карикатура на структуру личности З. Фрейда. "Оно" подобно горячему коню, который рвется, не разбирая дороги навстречу удовольствиям. "Супер-Я" - волоки, призванные держать человека в рамках приличия, "Я" призвано сбалансировать самые смелые потребности и нормы, общепринятые в обществе

По Фрейду, основные инстинкты - инстинкт удовольствия (либидо) и разрушения (мортидо) - постоянно требуют удовлетворения. Влечения "Оно" чаще всего находятся в конфликте с правилами "Сверх-Я", таким образом, между этими структурами личности постоянно происходит борьба. "Я" пытается разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не нарушались нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности, беспокойства, которые часто возникают у человека - это борьба в сознании между "Оно" и "Сверх-Я" (рис. 2).

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных переживаний, человек использует психологические защиты. Задача психологической защиты - ограждение сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта. Это может быть регрессия, сублимация, вытеснение, замещение, проекция, рационализация и др. Краткое содержание основных способов психологических защит представлено в табл.1.

Таблица 1. Механизмы психологической защиты личности

Если защитные механизмы не срабатывают, неудовлетворенные, подавленные, запрещенные инстинкты могут появиться в закодированной, символической форме, например в описках, оговорках, шутках, странностях поведения, в сновидениях. Постоянное подавление "Оно" может привести к невротическим реакциям, неврозам, другим заболеваниям личности. Задача психотерапевта помочь раскодировать символы "Оно" и дать возможность клиенту отреагировать накопившееся напряжение, добиться катарсиса.

Сильно невротизированные личности, очень закомплексованные люди выстраивают неимоверно много защит, их символика столь сложна, что узнать реальную первопричину невротического поведения, истинное желание человека весьма трудно.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. Исходя из этого он выделяет три больших этапа, распадающихся на несколько стадий.

Первый этап характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как сексуальное удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания. Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность.

Второй этап, который длится до начала полового созревания, характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл также этот этап нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на этом этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Он состоит из нескольких стадий. Первая, примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жестокостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

В подростковом возрасте дети переходят на последнюю стадию психосексуального развития. В этот период для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности. Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека.

Один из методов психологической теории Фрейда, при её подробном изучении, говорит о том, что нужно научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать её, т.е. перенаправлять на достижение определённых целей. Например, если вы отмечаете, что ваш ребёнок чрезмерно активен, то эту активность можно направить в нужное русло – отправить ребёнка в спортивную секцию. В качестве ещё одного примера сублимации можно привести такую ситуацию: вы стояли в очереди налоговой инспекции и столкнулись с наглым, грубым и негативным человеком. В процессе он накричал на вас, оскорбил, тем самым вызвав бурю негативных эмоций – переизбыток энергии, которую нужно куда-то выплеснуть. Для этого можно пойти в спортзал или бассейн. Вы сами не заметите, как вся злость уйдёт, и вы вновь будете в бодром расположении духа. Это, конечно, совсем тривиальный пример сублимации, но суть метода в нём можно уловить.

Date: 2015-09-18; view: 1663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию