Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовой потенциал работника
Трудовой потенциал человека – это совокупность (система) физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда [13]. Приведем такое определение трудового потенциала: это мера наличных ресурсов и возможностей, непрерывно формируемых в процессе всей жизни личности, реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность [14]. Выделяются такие компоненты трудового потенциала, как психофизиологические, ценностно-ориентационные, нормативно-ролевые, адаптационные, статусные [15]. Наше мнение таково: элементы трудового потенциала – это: • профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (профессионально-квалификационный потенциал); • работоспособность, физическое и душевное здоровье (психофизиологический потенциал); интеллектуальные, познавательные способности (творческий, креативный, когнитивный потенциал); • способность к сотрудничеству, к работе в условиях коллективной организации труда и к взаимодействию с другими членами группы (коммуникативный потенциал); ценностно-мотивационная сфера, направленность, идеалы, мотивы, мировоззрение, степень моральной чистоты целей и выбираемых способов их достижения (идейно-мировоззренческий, нравственно-мотивационный потенциал); лидерский потенциал – способность увлечь за собой других, влиять на других; • потенциал к развитию – он имеет место быть по отношению ко всем элементам потенциала, приводит к изменению «количества» и весомости отдельных или сразу нескольких элементов потенциала и служит основой развития работника и повышения его ценности для организации. Мы не рассматриваем данный элемент потенциала отдельно; на наш взгляд, потенциал к развитию проявляется в динамике развития всех остальных элементов трудового потенциала. Рассматривая эти элементы и возможности их развития, мы тем самым говорим и о потенциале к развитию; • административный потенциал, позволяющий активно взаимодействовать не только внутри группы и организации (коммуникативный потенциал), но и с внешней средой. Это деловые и личностные связи и контакты, расширяющие информационное поле и возможности задействования ресурсов для достижения целей. Иногда работников принимают в организацию из-за одних их связей с «нужными» организации людьми. Так, в частности, собирая информацию о деловом партнере, руководитель организации может найти в своем коллективе тех, кто располагает какой-то информацией об этом партнере; возможно, что найдутся люди, имеющие в интересующей вас организации друзей, знакомых, родственников; • уверенность в своих силах, или ассертивность. (Ассертивность следует отличать от агрессивности и пассивности. Агрессивное поведение так же, как и ассертивность, можно охарактеризовать как стремление постоять за себя, но это стремление осуществляется за счет других людей. Агрессивный человек прокладывает свой путь, не считаясь ни с чем и ни с кем. Напротив, ассертивность хотя и связана с глубоким осознанием собственных потребностей и прав, не означает пренебрежительного отношения к чужим потребностям и правам. Кроме того, уверенность в себе включает и другие характеристики: честность, тактичность, гибкость, коммуникабельность, умение слушать. Иными словами, ассертивность связана с разнообразными формами активного межличностного взаимодействия. В то же время быть пассивным означает: избегать конфликта любой ценой; скрывать свои чувства и предпочтения; соглашаться с другими, боясь огорчить их; умалчивать о своих желаниях; приносить ненужные извинения; говорить «да», когда лучше сказать «нет», а затем выражать недовольство тем, что вам навязали чужое мнение. Пассивного человека нельзя считать добродушным и покладистым. У него накапливается негативный потенциал, который может привести к скрытому деструктивному поведению, направленному против «угнетателя»); • гибкость – это готовность (не в ущерб основным принципам) проявлять понимание ситуации и адаптироваться к ее изменениям. Различают такие виды гибкости: по времени, географическая (по месту приложения сил), профессиональная, или функциональная, по оплате труда, социально-ролевая. Состав элементов трудового потенциала работника, который, на наш взгляд, совпадает с составом элементов потенциала рабочей гру
Рис. 2.1. Состав элементов трудового потенциала работника (и рабочей группы)
Полноценное использование трудового потенциала способствует развитию работников и организации, неполное использование потенциала работников следует считать упущенной организацией выгодой. Трудовой потенциал – это сложное, живое и системное явление, имеющее место также в сложной и большой системе – в человеке. С системами его роднит наличие целостности, проявление новых свойств, возникающих в процессе взаимодействия элементов, т. е. как у любой системы, у трудового потенциала имеются в наличии соответствующие системные свойства: целостность, неаддитивность, структурность, взаимозависимость со средой, автономность, адаптивность, иерархичность, уникальность, множественность описаний, эмерджентность, динамичность и другие. Элементы трудового потенциала связаны друг с другом. Так, развивая, к примеру, коммуникативный потенциал, вы существенно влияете и на свой лидерский потенциал, на ассертивность, на нравственно-мотивационный потенциал, административный потенциал, а если вы руководитель, то и на профессионально – квалификационный потенциал.
9. Движение персонала. Совмещение должностей. Виды совмещений. Этапы введения совместительства в оргпнизации Движение персонала организации – это изменение списочной численности работников организации в связи с увольнением и приемом на работу. Движение персонала организации характеризуется следующими показателями. 1). Коэффициент по приему: , где – число работников, принятых на работу за период; – средняя списочная численность работников за период. 2. Коэффициент по выбытию: , где – число работников, уволенных с работы по всем причинам за период. 3. Коэффициент текучести: , где – число работников, уволенных с работы по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины за период. Совмещение должностей означает выполнение сотрудником в течение рабочего дня нормальной продолжительности дополнительных работ, относящихся к одной или нескольким должностям, что позволяет уплотнить его рабочий день. Чаще всего эта практика имеет место в относительно небольших организациях с ограниченными объемами работ при отсутствии перспектив изменения ситуации. Она позволяет сократить затраты, повысить удовлетворенность работников, предоставить им возможность творчества, большей мобильности. Для достижения успеха совмещаемые должности должны быть психологически и эмоционально взаимосвязанными, одинаковыми или близкими по сложности работы, профессии, квалификации, что ведет к снижению затрат усилий по их освоению и способствует улучшению использования трудового потенциала. На практике существуют следующие основные виды совмещения: эпизодическое (например, при подмене заболевших); периодически повторяющееся; постоянное; простое (в рамках одинаковых должностей по одной и той же функции); комбинированное (разные должности в пределах одной и той же или разных функций); частичное или полное (охват всей совокупности должностных обязанностей или только их части); последовательное или параллельное (выполнение работ, следующих одна за другой, или смежных); одинаковой или различной (более высокой или низкой) сложности; индивидуальное или в рамках коллективной организации труда. Date: 2015-09-18; view: 934; Нарушение авторских прав |