Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности речи учителяУчитель чаще всего обращается к классу, управляя с помощью слова, взгляда вниманием и восприятием целого коллектива, группы учеников. Особенностью речи учителя, как речи публичной является ее направленность, обращенность ученика. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащихся. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении. Использование этого свойства поможет вызвать у детей интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, размышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. Это сближает учителя и учащихся. Направленность речи учителя, наличие собственного отношения к тому, что он говорит. Искренность его слов. Для мудрого учителя его речь, общение с детьми – это и способ самовыражения, самораскрытия духовного богатства перед учениками. Направленность речи учителя сообщает и его умение строить свой монолог, как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму, чувству, совести. В его речи будут прямые побуждения, призывающие к совместной работе (“представим себе”, “давайте пофантазируем”, “думаю, вам будет интересно”, “вы, конечно, вспомнили”) и выражение собственных оценок, впечатлений, эмоционально-экспрессивные слова, выразительные интонации. Особенностью устной речи является и то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам: звуковому (слово, интонация) и визуальному (через мимику, жесты, движения). Мимика, поза, движения усиливают смысловую емкость, выразительность, эмоциональность речи, являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи. Визуальный контакт предоставляет информацию о рабочем самочувствии учителя, его желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (неуважении к ним). Поэтому будущему учителю важно развивать умение контролировать внешний вид при общении, интерпретировать реакцию слушателей на особенности своей мимики, движений тела, жестов. Устная речь учителя – импровизированная. Учитель говорит без опоры на конспект, учебник. Ученики, слушая его, как бы присутствуют при рождении слов, выражений. Создается ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. Для речи учителя при этом могут быть характерны остановки, связанные с поиском нужных слов, перестановки слов, темп его речи может то ускоряться, то замедляться, учитель может ставить перед собой вопросы, демонстрировать ход рассуждений при ответе на них. Импровизированная речь – понятие неоднозначное: 1) В одних случаях это речь, заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная, как “сиюминутная”. Это не дословный пересказ конспекта, не вспоминание его, не воспроизведение заранее вызубренного (это видно), а действительно свободное изложение, создаваемое в момент говорения, но с учетом предварительной подготовки – отбора содержания, объема повествования, продумывания его логики, тона, стиля речи, ее интонационно-ритмической структуры. Здесь есть существенный для учителя психологический момент. Способность импровизировать – это и умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и на раз излагаемого на уроках учебного материала. !Подумайте! Можете ли вы рассказать живо и интересно материал, известный вам по школьной программе? Передаете ли вы свое личное восприятие? Ощущаете ли новизну? В ином случае грозит опасность штампов, заученных формулировок, интонационного однообразия. В других случаях речь учителя – импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся непосредственно в момент общения с учениками, когда условия требуют немедленной реакции учителя. И он реагирует – развернутым ответом, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается ответственность учителя за подбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно в речевом поведении проявляется общая культура и пед. культура учителя, его нравственный опыт поведения, взаимоотношения с учениками.
|