![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
С. М. Соловьева
В 1877 г., раскрывая свой идеал исторического познания и рисуя образ «новой исторической науки», которая должна занять место прежней «философии истории», Соловьев предупреждал: «Эта великая задача... не может быть совершена скоро, спешить в этом деле нельзя» [72, 65 об.]. Сам он неукоснительно следовал этому требованию. Вступив в 40-е гг. на путь превращения изучения русской истории в «науку народного самосознания» и обозначив в I томе «Истории России» исходные принципы своей сциентистской методологической программы, он, однако, вплоть до 1868 г. не выходил к читателю с изложением своей концепции органического развития исторической жизни народов на материале всемирной истории. Почему? С 1863 по 1868 г. Соловьев публиковал очередные тома (с XIII по XVIII) «Истории России», посвященные «эпохе преобразования», которая оценивалась им как свидетельство вступления русского народа во второй, «зрелый» возраст его органической жизни и как основное событие, открывающее новый период всемирной истории. Лишь с завершением рассмотрения и теоретической характеристики этой эпохи принцип закономерности органического развития народной жизни получал конкретно-историческое обоснование, а с другой стороны (в содержательно-тематическом отношении), освещение и осмысление русской истории встало перед необходимостью использования всемирно-исторического критерия. Тем самым создавалась возможность и необходимость вступления творчества Соловьева в новую фазу — фазу сравнительно-исторического изучения жизни народов, на которой история как «наука народного самопознания» постепенно должна стать «наукою самопознания для целого человечества» [48, 676]. Можно предположить, что роль внешнего толчка сыграла при этом работа Г. Т. Бокля «История цивилизации в Англии» [4], прочитанная еще до перевода на русский язык. Позитивистская социологическая методология, положенная в основу исторического изучения в книге Бокля, вызвала резкий протест Соловьева и стала основным предметом рассмотрения и критики в его рукописи «Об изучении истории» [79], которая в этой части практически без Для выяснения ее существа и специфики у Соловьева рассмотрим сначала его основной понятийный аппарат, а затем — его применение в процессе теоретической реконструкции исторической жизни народов и выявления общих закономерностей всемирно-исторического развития. Центральное место в философии истории Соловьева занимает понятие исторического развития. Однако, поскольку наука истории имеет дело, прежде всего, с человеком и различными проявлениями его жизнедеятельности, а, с другой стороны, по аналогии с понятием о человеке должны, по мнению Соловьева, строиться два других важнейших понятия этой науки (народа и человечества), по отношению к которым и используется предикат «развитие», постольку целесообразно начать рассмотрение с соловьевского определения Оно таково: «1) человек существо духовно-телесное; 2) животное общественное» [72, 66]. Своей телесной стороной человек принадлежит миру других природных существ — животному миру и «стремится приравняться» к нему. Но «дух оттягивает», и прежде всего, Не соглашаясь с представлением о неразвитости человека в первоначальную эпоху его существования, Соловьев утверждал, что уже «в первобытных обществах» он «является в полноте своих сил», создающих многообразие возможностей для последующего исторического развития. С одной стороны, благодаря человеческому «гению» в эту эпоху были сделаны те «первоначальные открытия», которые заложили основы его материальной деятельности, общественных отношений и духовного развития. С другой стороны, «разнообразие способностей, ступеней развития», не связанных еще органическим Против этого Соловьев выдвигает два основных возражения. Во-первых, факт жестоких столкновений, борьбы в условиях первоначальной жизни людей, в результате чего «сильнейшие овладевают слабейшими» или «слабейшие уходят, изгоняются». Соловьев полагает, что «мы имеем право в тех народах, кои обыкновенно называются Важнейшее положение философии истории Соловьева, полученное в качестве вывода из наблюдений над исторической жизнью народов, гласит: «...народы и человечество развиваются по одним законам с развитием человека» [72, 65 об.]. При этом само «развитие» Мысль о возможной «полноте и правильности развития» в исторической жизни народов подводит Соловьева к постановке вопроса об идеале (итоговое представление русского историка на этот счет, высказанное в рукописи 1877 г., мы рассмотрим ниже). Явная Заметим, однако, что жесткость данной формулировки детерминистического принципа появляется у Соловьева в определенном контексте. А именно: он возражает против «неправильной постановки вопроса о развитии, о прогрессе в смысле улучшения», которая С другой стороны, мысль о «полноте и правильности развития», соединенная с представлением о реальном многообразии форм народной жизни, требует дополнения базисной формулировки детерминистического принципа, объясняющего «переход» народной Нетрудно понять, что допущение Соловьевым необходимости объяснения реальных процессов исторической жизни народов не только по схеме основной закономерности органической жизни (органического развития), но и через выяснение действия указанных Перейдем теперь к рассмотрению применения Соловьевым понятийного аппарата его философии истории на конкретном историческом материале. Особо остановимся при этом на двух сюжетах: на раскрытии проблемы «Восток — Запад» при реконструкции и характеристике в «Наблюдениях» специфики исторической жизни народов 4.2. Реконструкция и характеристика специфики народной жизни Особенностью подхода Соловьева в изучении действия объективных факторов в исторической жизни народов является выделение двух эпох, в пределах которых эти факторы имеют различное значение. Одно дело—эпоха «движений» и «подвигов» народов, становления их специфических национальных «характеров». Другое — эпоха сложившихся исторических индивидуальностей. Грань между ними достаточно условна, но выступает в отчетливой форме, Все три народа проявили на этой стадии значительную активность, свойственную арийцам. Но их исторические судьбы сложились различным образом. Германцы и славяне, выступившие позднее, когда Рим вступил в полосу разложения и распада, основали собственные государства и стали основными деятелями в новый, христианский период всемирной истории. Что касается галлов (кельтов), то здесь историк имеет дело «с народом, который не успел основать сколько-нибудь крепкого государственного тела ни в границах целого племени, ни в границах известных частей его» [50, 450]. Кельтский пример Соловьева интересен во многих отношениях. Но, прежде всего, как пример народа, который не вошел в число так называемых «всемирно-исторических народов» (в силу указанных выше причин), но выступает тем не менее как важный предмет в наблюдениях Соловьева. Многие исследователи считают, что Соловьев, подобно Гегелю, разделял народы на «исторические» и «неисторические». Следует сказать, что в такой терминологии мысль Соловьева передана не очень точно. Ученый просто констатировал тот Соловьев представлял процесс всемирной истории как процесс непрерывного расширения «исторической сцены» [80, 3], на которой действуют и «возрастные» (цивилизованные) народы, и «народыдети» (варвары). В его наблюдениях фигурируют и первые и вторые, Перечень народов практически тот же, что и у Гегеля. Но картина их жизни, которая представляется ученому-наблюдателю, существенно отличается от изображения, полученного в рамках «философии истории». Соловьев наблюдает именно жизнь народов, а не Линий объяснения в «Наблюдениях» несколько; сводя их к главным, обнаруживаем три плоскости, в которых движется мысль Соловьева. Вводятся они постепенно, по мере того как история того или иного наблюдаемого народа дает историку для этого соответствующие указания и основания для выводов. Но чем ближе к финалу, тем стройнее, яснее, нагляднее выступает общая объяснительная схема. Причем, обнаруживаемые в «Наблюдениях» перестановки в отношении последовательности рассмотрения народов во всемирной истории При характеристике понятийного аппарата Соловьева было зафиксировано различие, которое устанавливается между действием основного закона исторического развития («закон роста») и объективных условий исторического существования народов. Сами эти условия сведены у него к трем основным: 1) географические («природа страны»); 2) этнографические («природа племени»); 3) собственно исторические (движение, борьба, завоевания, культурное Сначала он обращается к рассмотрению роли природных условий (на примере Китая и Египта, Вавилонии и Ассирии, Финикии). Обнаруживает различия в исторической жизни этих народов, связанные с различием типов природных условий. Возникает вопрос: как проверить полученный результат? Рассматривается вторая группа народов (Индия, Мидия и Персия, Греция), историческая жизнь которых протекала в сходных условиях. Результат подтверждается, но вместе с тем обнаруживается специфика (в каждом из трех типов), которая требует уже иного объяснения. Обращается внимание на то, что вся новая группа народов арийского происхождения. Это позволяет, во-первых, зафиксировать границу действия первого Как и на предыдущем этапе в качестве основного здесь стоит вопрос о границе действия рассмотренного объективного условия народной жизни (и соответственно о границах применения в объяснениях третьего детерминистического принципа). Анализ Соловьева С этого пункта мысль историка-наблюдателя сосредоточивается на новых народах, вступивших в историю на данном историческом рубеже (прежде всего, на народах Западной Европы и России). Она идет как бы по второму кругу, конкретизируя на новом материале Схематически общий замысел Соловьева и результаты его сравнительно-исторической характеристики народов во всемирной истории можно представить следующим образом (схема 2 в приложении). В дальнейшем изложении, по необходимости кратком, остановимся лишь на основных пунктах этой схемы, наиболее полно выражающих специфику соловьевского понимания исторического процесса. 1. Рассматривая действие географического фактора, Соловьев выделил три основных типа природных условий, которые образуют основу и позволяют дать объяснение своеобразия исторической жизни различных групп народов. Первый тип представляют обширные, Другая историческая судьба, другие последствия для истории народа — у второй группы (вавилонян и ассирийцев, мидян и персов). Народы этой группы — активные, деятельные, воинственные. Переселения и войны, завоевания, борьба за восстановление независимо- И совсем особенная судьба — у морских народов (финикийцев, греков). Это предельно активные, деятельные, предприимчивые народы. Их историческая жизнь — предел нестабильности, обновления, изменчивости. Они цветут, хотя и короткое время, самым ярким Таким образом, группировка исторических народов по первому основанию (географический фактор) позволяет выделить три основные специфические формы исторической жизни народов: «трудовую», «военную» и «предпринимательскую». Коррективы в это членение вносит применение этнического и исторического критериев. 2. Берем действие «природы племени» (этнического фактора). Замечаем: арийские народы занимают особое место во всех трех первоначально выделенных группах: а именно, мы имеем дело с «племенем, которое можно назвать любимцем истории. При каких бы то ни было местных условиях, всюду это высоко-даровитое племя оставило по себе заметный след, всюду заявило свое существование чем-нибудь таким, что навсегда останется предметом изучения для историка» [49, 493]. Нужно сказать, что это убеждение Соловьева — простая констатация фактов из наблюдений над результатами исторических деяний народов в ходе всемирной истории (в этом убеждает весь текст наблюдений, как и многие конкретные высказывания Соловьева, не позволяющие заподозрить его в расизме и национализме). Начинаем сравнивать и видим: арийское племя «во всех рассмотренных нами условиях... заявляет свои особенности при всех этих условиях», отличаясь «от других племен, нам уже знакомых» [49, 494]. В Азии арийцы выступают сначала на обширной замкнутой Каковы были последствия этих первоначальных движений? Индо-арийцы попали в среду,.напоминающую Китай и Египет. След завоевания, след первоначальной эпохи «подвига» сохранился, как и в Египте, в виде кастовой структуры индийского общества. Но затем С другой стороны, в самом сознании, выразившем протест против истории, движения, прогресса, Соловьев видит признак, отличающий индийцев (как арийцев) от других народов Востока: «особенности арийского племени не дали изгладить себя и тут местным условиям; В другой среде действовали мидяне и персы, показавшие себя, как и их предшественники вавилоняне и ассирийцы, народами войны. И здесь особенность арийского племени дала себя знать определенным образом, отличающим эти народы от семитских. Мидяне не устояли Арийское племя «в третьей форме, в форме морского народа» явилось не в Азии, «но в Европе, под именем греков» [50, 376] и показало себя не только со стороны предпринимательской, торгово-промышленной деятельности, но и во многих других отношениях, дав начало типично европейским формам жизни (в области политической) 3. Исторический фактор и соответственно исторический критерий позволяют внести новые коррективы в объяснительную схему: не только показать разницу, скажем, между арийцами и иными историческими народами в рамках первоначальной «географической» Исторический фактор для Соловьева — это, прежде всего, «движение» и «подвиг». У истоков истории египтян они имели место, в Китае нет (там не был завоевания, народ распространился по своей территории самым естественным образом). И вот различие: в Китае Первое, на что обращает внимание Соловьев, сравнивая азийских ариев с греками,— это момент продолжительности движения, подвига в процессе реального исторического существования этих народов. С оформлением кастовой структуры общества в Индии, завершением борьбы мидян за национальное освобождение, образованием громадного персидского государства импульс движения у азиатских Ариев иссякает. Напротив, греческий народ «хорошо воспитанный в школе подвига» уже на этапе его первоначальных странствий и передвижений, также и «при окончательном поселении... не успокаивался, не жирел и не засыпал,... подвиг, борьба продолжались и приобретенные силы получали постоянное упражнение» [50, 377]. Второе, что резко различает, по Соловьеву, азиатских Ариев и греков,— это характер основы их общественного строя. У первых (как и вообще на Востоке) — это родовой строй (в его различных модификациях). У греков (как и вообще на Западе) — это личностное Выделение личности из рода, ее стремление к самостоятельному существованию наталкивается на ту преграду, что «человек, как животное общественное, не может жить один» [50, 380]. В силу этого происходит соединение личностей в «новое общество, которое, Третье различие между азиатскими и европейскими ариями (как и вообще между Востоком и Западом) — это, по Соловьеву, принципиальное отличие древнего восточного государства «от государства западного, европейского» [49, 373]. На Востоке — «обширные народные тела,... плотные массы» [50, 430]; это в полном смысле народы-государства или даже народы, «из целых народов состоящие» [50, 431; 72, 67]. На Западе — небольшие города-государства греков и город- государство Рим, которые имели «значение свободной, самоуправляющейся общины, республики» [50, 431]. В происхождении государств Востока «преимущественно участвовала родовая форма»; но и родовые отношения, и кастовый строй при условии существования обширных социальных целостностей «условливали необходимость сильной власти, все сосредотачивающей и все Итоговая характеристика Востока и Запада как противоположностей, выросшая у Соловьева в процессе выяснения различия между древними арийскими народами Азии и Европы, может восприниматься как простое воспроизведение гегелевского противопоставления «восточного мира» (деспотии) и «античного мира» (республики). Сходство между ними действительно велико. Однако получено оно принципиально различным образом: 1) путем конструирования этих двух элементов процесса развития «духа» во всемирной истории (в качестве «субстанции» и «самосознания» как исходных «моментов» общего понятия свободы) — у Гегеля; 2) путем сравнительного изучения общего и особенного в характере и истории различных народов при детерминистическом их объяснении — у Соловьева. Не случайно и то, что для гегелевской характеристики древнего периода всемирной истории этого противопоставления оказалось достаточно, чтобы «перейти» к третьему, завершающему ее этапу (христианской эпохе западноевропейской истории) и соответственно — С другой стороны, сама картина древней истории предстала у Соловьева гораздо более богатой и понятной, чем у Гегеля. В ней обнаружилось не простое противостояние Запада и Востока, но, во-первых, различие трех основных типов общества («трудового», «военного» и «предпринимательского»), во-вторых, различие между неарийскими (относительно устойчивыми) и арийскими (более подвижными и активными) народами, в-третьих, различие между самими арийскими цивилизациями—с непреодоленностью родовой формы (в Азии) и господством личностного начала (в Европе). Разумеется, в объяснениях Соловьева есть свои изъяны. Но не в фиксации их и соответствующей критике — наша цель. Важно, решая поставленные в работе задачи, подчеркнуть другое. А именно: результаты осуществленного Соловьевым анализа (совершенно определенно — в двух первых случаях и в меньшей степени — в третьем) освободили область исторического развития от ее чисто логического осмысления (у Гегеля). Понятие о ней как исторической необходимости потеряло черты логической необходимости. Следовательно, тезис Гегеля «все необходимое разумно» (а в общей форме: «в истории господствует разум»), основанный на принципиальном отождествлении мышления и бытия, оказался отвергнутым. Причем, не только на словах, но и на деле: область исторического действия предстала 4.3. Закон исторических «возрастов» и проблема социального идеала Формулировка основного закона исторического развития приводилась уже по рукописи 1877 г. В 1868 г., в год начала публикации «Наблюдений», эта формула, положенная в основу научно-исторического определения понятия «прогресс» (в статье «Прогресс и религия»), была выражена следующим образом: «История показывает нам, что все органическое, к которому принадлежат народы и целое человечество, проходит одинаково чрез известные видоизменения бытия, родится, растет, дряхлеет, умирает» [37, 282]. В 1871 г. (в «Наблюдениях»), подводя итог рассмотрения древней истории, а затем в «Публичных чтениях о Петре Великом» Соловьев особо выделяет «два возраста народной жизни» — юность и зрелость. В содержательной характеристике этих возрастов и установлении необходимой связи между ними и выражается, по его мнению, основной закон развития народной жизни. Его формулировка такова: «В первом возрасте народ живет преимущественно под влиянием чувства; это время его юности, время сильных страстей, сильного движения, обыкновенно имеющего следствием зиждительность, творчество политических форм. Здесь, благодаря сильному огню куются памятники народной жизни в разных ее сферах или закладываются основания этих памятников. Наступает вторая половина народной жизни: народ мужает и господствовавшее до сих пор чувство уступает мало-помалу свое господство мысли. Сомнение, стремление проверить его, во что прежде верилось, задать вопрос — разумно или неразумно существующее, потрясти, пошатать то, что считалось до сих пор непоколебимым, знаменует вступление народа во второй возраст или период, период господства Оценивая переворот, произошедший в историческом мышлении Соловьева в 60-е гг. и выразившийся в отказе от прежней «историко-философской теории органического развития» и переходе к социологической теории, в основу которой был положен указанный «всеобщий Иначе смотрит на этот вопрос В. М. Далин, подвергнувший критике оба тезиса Павлова-Сильванского (о резком изменении в 60-е гг. теоретических воззрений Соловьева и о влиянии на него Бокля). Отстаивая точку зрения о решающем воздействии на Соловьева идей Гизо, он приводит, касаясь непосредственно интересующего нас вопроса, следующий аргумент. В его записной книжке начала 40-х гг. окончание чтения книг Гизо было отмечено выводом, Приведем данную запись полностью: «Цель истории какого-нибудь народа — показать развитие народного самосознания. Следовательно, история каждого народа должна иметь две стороны: сторону младенчества, возраста... когда народ руководится сердцем. Это Разделяя с В. М. Далиным критические замечания в адрес точки зрения Н. П. Павлова-Сильванского и отмечая важность приведенного им аргумента, мы не считаем, что он является свидетельством в пользу тезиса о влиянии Гизо на Соловьева в формулировании идеи возрастов народной жизни. В нашей монографии мы уже обратили внимание в этой связи на сходство соловьевского текста с гегелевской формулой развития «народного духа» и его периодизацией «процесса... жизни каждого всемирно-исторического народа», предполагающей три периода: «выработки реальной индивидуальности»; «ее самостоятельности» и «упадка и падения» [7, 212]. Сопоставим оба текста. 1. Соловьев сначала фиксирует «две стороны» в развитии народного самосознания. Можно думать, что это является выражением мысли о двух главных «возрастах» в жизни народа, получившей впоследствии оформление в виде его закона двух Второе возражение В. М. Далину. В соловьевском конспекте «Философии истории» Гегеля приведенные гегелевские формулировки отсутствуют, но знание им этого произведения как целого едва ли может вызвать сомнение. В еще большей степени важно то, что Однако, как ни важна рассмотренная сторона дела, более существенным является то, что логическая формула 1841 г., наполнившись содержанием чисто «органического» (в духе естествознания) понимания возрастов народной жизни, и превратившись в 1871 г. во «всеобщий исторический закон», сохранила у Соловьева первоначальный духовный смысл, который несовместим с позитивистским пренебрежением в отношении религии вообще и роли религиозного периода в исторической жизни народа в особенности. Это станет яснее при рассмотрении проблемы общественного идеала, а теперь — возвращаемся к «Наблюдениям», к применению в них (и в других работах 60—70-х гг.) основного исторического закона, к объяснению реального процесса развития. Соловьев, как было показано, отталкиваясь от факта своеобразия исторических индивидуальностей, шел сначала по пути его объяснения с помощью трех основных детерминистических принципов (при их раздельном и совмещенном применении). Введя в действие объяснительную силу всех трех принципов и исчерпав при этом все примеры народных индивидуальностей в древней истории (от Китая до Рима), он предпринимает обзор пройденного пути под новым углом зрения. Его интересует теперь момент единства в исторической жизни рассмотренных народов, а отправным пунктом служит факт ее В силу этого внимание Соловьева переключается на молодые народы, вступившие в историю как раз на данном рубеже (прежде всего, на германские племена). Их преимущество перед античными (греками и римлянами) он видит в том, «что к той же выгоде условий В предыдущем разделе мы показали значение, которое придавал Соловьев в работах 40—50-х гг. роли природных условий в объяснении характера и хода русской истории. В XIII томе «Истории России» он делает акцент на специфике этих условий в сравнении России Вместе с тем существенное различие характера исторической жизни русского и западноевропейских народов, обусловленное указанными причинами и выразившееся уже на первоначальном этапе (родовой строй Киевской Руси — феодальный строй западноевропей- Общность западноевропейской и русской древней истории в свете основного закона выражается в том, что в этот период «религиозный интерес был не только господствующим, но, можно сказать, исключительным» [46, 50]. В чисто историческом плане особое значение для России имело то обстоятельство, что именно ей пришлось — на всем протяжении этого периода — защищать европейско-христианскую цивилизацию «от разрушительного наплыва азиатских орд» [80, 16]. Имело место отличие и при переходе западноевропейских и русского В предыдущем разделе мы рассмотрели соловьевскую характеристику нового периода исторической жизни европейских народов с точки зрения гносеологического аспекта его сциентистской философии истории. Но в ней представлен и социально-идеологический, В историографической литературе установлено, что сам Соловьев (примерно с 1842—1843 гг.) считал себя «приверженцем Орлеанской династии и министерства Гизо», был убежденным противником крепостного строя, освобождение крестьян в 1861 г. оценивал в качестве необходимого естественного результата «полуторавекового хода нашей истории по новому пути»; что у него постепенно усиливалось ощущение неудачи с проведением реформ в 60-е гг., Обращение к рукописному наследию Соловьева (прежде всего, в плане сравнения его позиции, выраженной в трактате 1841 г., и зрелых идей, высказанных в рукописном варианте «Наблюдений над исторической жизнью народов» 1877 г.) позволяет полнее представить как общую направленность, так и момент эволюции его общественно-политических взглядов. Взгляды Соловьева по вопросу об идеале общественной жизни заданы христианством. Здесь необходимо отметить, что существует различие между двумя основными подходами в определении земного назначения христианской веры: личностным и социальным. Так, В трактате «Феософический взгляд на историю России», как было показано выше, Соловьев поставил Россию (ее историю, народ, государство и религию') в центр мирового развития — в качестве «европейской страны», представляющей «образец христианского государства». Искренняя убежденность в этом, однако, соединялась у Соловьева со стремлением философско-исторического обоснования данного убеждения. Раздвоенность собственных чувства и мысли представлялась ему при этом отражением того всеобщего раздвоения, Своеобразным отзвуком этого идеала и идеализации на этой основе русской истории является противопоставление в «Истории России» реформ Петра I и революции 1789 г. во Франции. Правда, на этом этапе (в 60-е гг.) Соловьев уже не абсолютизирует историческую В христианской религии, утверждает в ней Соловьев, поставлены «идеалы, которых человек, по своему несовершенству, никогда не достигает, но необходимость стремления к ним чувствует всякий, кто не утратил человеческого достоинства. Таков идеал: будьте мудры как Таким образом, постепенное освобождение Соловьева от идеализации русской истории (при сохранении прежнего христианского — с точки зрения идеала — взгляда не только на историю Востока, но и на западноевропейскую историю) ставило идеал и реальность на те места, которые они и должны занимать в сознании глубоко верующего человека, занятого научным исследованием. Религия и наука, не претендующие на «чужие» территории, оказываются у Соловьева в отношений взаимной связи и дополнения, не требующих «третьего»" Научно-теоретическое осмысление нового периода истории европейских и русского народов с точки зрения общего закона органического развития (закона «возрастов») не означало, однако, превращения Соловьева в историка-социолога позитивистского толка (в духе Сразу же бросается в глаза поразительное противоречие. Оказывается, свой главный вклад в «научное изучение русского исторического развития» Соловьев осуществил в 40-е гг. («свергнув иго» прежних периодизаций древней русской истории), т. е. и до знакомства с Боклем, и до применения к русской истории «всеобщего исторического закона» — в период влияния на него «историко-философской теории органического развития», в соответствии с которой он «искал в нашей истории основное движущее начало, характеризующее все остальное и нашел органичность развития в переходе родовых отношений в государственные» [185, 12]. И напротив, именно в период «влияния» Бокля, при «социологическом» подходе к русской истории, при опоре на закон «возрастов» и при «сближении» России и Западной Европы (причем, именно в отношении эпохи петровских преобразований) его постигает творческая неудача: он сохраняет «разрыв» между древней и новой Россией. Но обратимся к существу дела. В обеих оценках (и одобрительной, и отрицательной) проявляется, по нашему мнению, недопонимание специфики исторического мышления Соловьева. Обе при этом имеют общую основу: стремление видеть в Соловьеве 60-х гг., прежде всего, - социологически мыслящего историка, которому что-то удается, а что- Как мыслитель и теоретик он использует понятие закона исторического развития, но понимает, что с его помощью — при «сближении» русской и западноевропейской истории в новое время — он фиксирует лишь такое общее, за пределами которого остается Оценки и обобщения такого рода, вытекающие из наблюдений над исторической жизнью народов, полученные в результате объективного сравнительно-исторического их изучения, базирующегося на детерминистической объяснительной методологии, столь же органичны для С другой стороны, характеризуя методологические основания исследования Соловьевым русской истории (в 40—50-е гг.), мы показали его стремление к преодолению крайностей социологического (кавелинского) и аксиологически-событийного (погодинского) подходов к пониманию единства процесса развития, стремление стать на точку зрения сциентистского монистического историзма. Данная методологическая ориентация при анализе исторического процесса принципиально родственна с методологией, лежащей в основе выделенного нами типа научного цивилизационно-исторического исследования. Сходство в главном — в единстве: 1) монистического рассмотрения исторических индивидуальностей, 2) их детерминистического объяснения и 3) синтезирующего истористски-сциентистского понимания природы как двух первых процедур научно-исторического исследования, так и самой реальности исторического процесса развития, подвергаемой с их помощью воспроизведению. Последняя сторона способа мышления Соловьева, выступающая в методологической рефлексии ученого, сознательно и последовательно выраженная, Date: 2015-09-05; view: 1270; Нарушение авторских прав |