![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
История как «наука народного
И ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО САМОПОЗНАНИЯ» (С. М. СОЛОВЬЕВ) В первом разделе было обращено внимание на то различие, которое существует между историей как эмпирической наукой и стремлением к универсальному постижению прошлого, настоящего и будущего в человеческом существовании, находящим наиболее полное воплощение в философии истории. Во втором разделе были представлены первые опыты постановки и рассмотрения проблемы «Восток — Запад — Россия» в рамках философии истории в русской мысли 30—40-х гг. XIX в. (у Чаадаева, Соловьева и Кавелина). Было Вслед за М. М. Богословским [103, 14, 181—182] нужно признать, что специфика этой переломной ситуации заключалась в противостоянии философии истории и историографии и в появлении стремления преодолеть возникший между ними разрыв. Важно отметить и то, что Заметим, что после написания трактата «Феософический взгляд на историю России» имя Гегеля надолго исчезает из работ Соловьева. Самый разительный пример—«Исторические письма»: Немецкая народность,— утверждает Соловьев,— выразилась в творениях Шиллера и Гете, Баха и Моцарта, Канта и Шеллинга» [38, 197—198]. Для сторонников «гегельянской гипотезы» факт забвения учеником имени учителя в первом крупном опубликованном философски-историческом произведении не может не представляться загадочным. При отказе же от этой гипотезы он получает вполне рациональное объяснение. В этой связи можно обратить внимание на то, что за два года до публикации «Исторических писем» Соловьев в некрологе, посвященном памяти русского историка-гегельянца Т. Н. Грановского (одного из своих университетских учителей), уже прямо говорил о «вредной односторонности, которая... обозначилась в исторических сочинениях», имевших в виду «общие законы развития человечества» и рассматривавших исторических деятелей, целые поколения и народы только как орудия для достижения известных целей» [45, б]. Нетрудно понять, что речь шла, прежде всего, о Гегеле как философе истории и о его русских последователях. Закономерен вопрос: когда начался в идейной эволюции Соловьева тот процесс, в результате которого так разительно изменилось его отношение к кумиру студенческих лет и к его великому детищу — «Философии истории»? Нам представляется, что в том же 1841 г. и, Будущему биографу Соловьева возможно удастся проникнуть глубже в его творческую лабораторию на данном переломном этапе его развития и показать, как постепенно зрело первоначальное интуитивно-интимное чувство «неприятия» философии истории, превращаясь в осознанную методологическую позицию, важнейшим признаком которой явилась ее антигегелевская направленность. Отметим только один факт, свидетельствующий о критическом восприятии Гегеля Соловьевым уже в начале 40-х гг. В письме А. Григорьева к Соловьеву от 20 декабря 1842 г. сообщается о его занятиях с одним из студентов-юристов: «Читаем мы с ним Гегеля» («Философию права») «и смеемся вместе над принципом: Was ist wirklich ist vernunftlich» [69, 2]. Здесь же выражено отношение Григорьева к Соловьеву: «Т. о., я сделался полным твоим наследником» [69, 2]. В той части письма, где Григорьев говорит о своих творческих занятиях, момент «наследства» подчеркнут резче: «Для меня стало... ясно твое положение (выделено нами.— А. Е.), что христианство можно только проповедовать, а не Находясь с 1842 г. в двухлетней заграничной поездке и получив возможность более глубокого ознакомления с достижениями западно-европейской исторической науки, Соловьев, в основном определившийся в методологическом (сциентистская ориентация) и профессиональном (занятия русской историей) отношениях, не прекратил работу над изучением всемирной истории. Отчасти это было вынужденным обстоятельством: для занятий русской историей,— вспоминал Соловьев,—«было мало средств» [38, 277]. Отчасти же было Так или иначе, но за границей Соловьев «решился написать сочинение, темою которого было отношение дружины к родовой общине: из антагонизма замкнутого рода и толпы людей, выделившейся из него, я,— вспоминал Соловьев,— объяснил главнейшие явления в истории человечества». Что конкретно имеется в виду? Ответ: «В Азии на семитические племена я смотрел как на представителей родового начала, на персов — как на представителей дружинного, в Европе — на пеласгов, под которых включал и славян, смотрел как на представителей родового начала, на еллинов — дружинного; в римской истории в борьбе патрициев и плебеев я видел борьбу родового и дружинного начала» [38, 277]. Если эта поздняя самооценка Соловьева верна, то можно констатировать явное сужение того предельного философско-исторического горизонта, который был характерен для Феософического взгляда», и возникновение стремления к рассмотрению всемирной истории в проблемном плане — под углом зрения одной «сквозной» темы: борьбы родового и дружинного начал. Судя по переписке с Погодиным, эта тема в дальнейшем сузилась еще больше. Наконец, в магистерской и докторской диссертациях она выступает уже в контексте конкретно-исторического освещения изучаемых в них вопросов русской истории. С этого времени к вопросу о роли (назначении) исторического познания С. М. Соловьев подходит исторически, намечая первые контуры его решения в развиваемой им концепции «возрастов» народной жизни: вместе с переходом народа «из древней истории в новую, из возраста, в котором господствует чувство, в возраст, когда господствует мысль», место религиозного самосознания занимает философия и наука. Последняя, по Соловьеву, достигает своего полного могущества не в логике (учение о мышлении) и не в естествознании, а в гуманистике, воспитывающей человека и развивающей «все начала его природы для их правильного и согласного проявления». Осуществление народами (и людьми) своего самосознания в развитой форме возможно «только посредством познания их истории» и Другой аспект этой проблемы у Соловьева — раскрытие социальной функции исторической науки, ее значения (в силу обладания ею знанием «законов общественного организма») для общественно-исторической практики. Просветительский либерализм Соловьева и его близость к «философии самосознания» выражается в этом пункте в его идее о том, что жизнь общества на каждом этапе исторического развития, в каждой ситуации выбора (разумеется, во Путь к объективной истине в истории, поскольку она выступает в научной форме, затруднен, по Соловьеву, обстоятельствами как практически-прагматического толка (в силу «близости ее к нашим существенным интересам»), так и теми (уже чисто гносеологического Неприятие абстрактных и спекулятивных философско-исторических построений имеет у Соловьева вполне определенный критический подтекст. Это и односторонние романтические ориентации в методологии истории (как в «немецком историзме» или у русских Если спекулятивный мыслитель (философ) постулирует разумность бытия и ищет в мире разумом разум (такова фундаментальная убежденность Гегеля в его «Философии истории»), то ученый-исследователь ищет в мире не разум (на этот счет он может так или иначе высказываться лишь во вненаучной сфере культуры: в области чувства, веры, мышления вообще), но объективные закономерности его существования и развития — такова позиция С. М. Соловьева. В сциентистской критике гегелевского априоризма Соловьев отбрасывает принцип тождества бытия и мышления и в чисто гносеологическом смысле: разум, по его мнению, не может рассматриваться самостоятельным и определяющим источником содержания знания — в этой роли выступает опыт изучения истории как объекта познания. Следовательно, естествознание в XVII в., историческая наука в XIX в., чтобы утвердить точку зрения научного разума, резко выступают против метафизики, спекулятивной философии, но соглашаются на сохранение позиций религиозной веры и теологии. Отвергают разум в его предельном существовании, но оставляют веру. И это, видимо, неизбежный парадокс становления науки вообще. Таким образом, сопоставление «Наблюдений над исторической жизнью народов» с «Философией истории» позволяет сделать вывод, противоположный утверждению Н. Л. Рубинштейна о том, что работа Соловьева (в ее «первоначальном» рукописном варианте) явилась «непосредственным сколком» с гегелевского произведения. А именно: «Наблюдения» Соловьева — это антитеза гегелевской «Философии истории» (см.: [125, 88—108]). Однако этот результат сравнительного анализа может восприниматься как имеющий лишь чисто интерпретационный смысл. Ведь он был получен без опоры на прямые высказывания Соловьева о Гегеле и его «Философии истории». С другой стороны, этика научного спора требует в данном случае привлечения к анализу (для сравнения с гегелевской «Философией истории») именно той рукописи Соловьева (в качестве варианта «Наблюдений»), о которой непосредственно говорится у Н. Л. Рубинштейна. Она представляет собою записанный рукою Попова Н. А. на страницах 127—143 (листы 65—73) его тетради «Материалы для биографии С. М. Соловьева (1820—1879)» текст лекционного курса по всемирной истории без названия, помещенный под 1877 г. с пометкой: Решающее значение для прояснения интересующего нас вопроса имеет вводный раздел рукописи, в котором речь идет об основных формах исторического знания и основных этапах и тенденциях его развития — от первоначальной memoria rerum до начинающей Проводим сравнение названных разделов обеих работ, взяв за точку отсчета периодизацию развития исторического познания в рукописи С. М. Соловьева: 1) memoria rerum; 2) «собственно история» (античная эпоха); 3) христианский взгляд на историю (эпоха средних веков); 4) философия истории (новое время); 5) наука истории (с середины XIX в.).
1. Первоначальные формы исторического сознания (легенды, народные песни, предания) характеризовались Гегелем как «неясные способы представления, свойственные непросвещенным народам», «ускользнувшее прошлое» которых нельзя признать «твердой почвой» для исторического познания [7, 3— 4]. С этой характеристикой, видимо, находится в связи его полемический выпад против «критического метода» в современной ему филологии и историографии, так как «эта высшая критика узаконяет допущение всевозможных неисторических порождений праздного воображения» [7, 9]. Соловьев — в противоположность Гегелю — акцентирует внимание на выступающем в легендах, народных песнях, преданиях моменте социальной памяти: их «основа — помнить, что случилось, помнить то, что особенно поражает внимание» [72, 65]. В них мало «выдуманного»: «фантазия разыгрывалась только насчет невидимого, чудесного, но суть человеческого дела и человеческих отношений сохранилась» [72, 65]. В соответствии с этим подходом к памятникам устного народного творчества стоят у Соловьева и более реалистические объяснение зарождения и оценка критического направления в историографии, несмотря на принципиальное неприятие его крайностей, выразившихся в появлении «мифомании» и «отрицания древнейших преданий народных» [72, 65 об.]. 2. Историография в строгом смысле этого слова, согласно Гегелю, рождается в форме так называемой «первоначальной истории» (в качестве примеров-образцов ее приведены исторические труды Геродота, Фукидида, Полибия, Гвиччардини, Ксенофонта, Цезаря, Гегель связывал начало историографии с возникновением государства [7, 59]. Соловьев полагает, что оно обусловлено «выходом народов из особности, встречей живых, способных к развитию народов с народами цивилизованными» [72, 65]. При этом он проводит 3. Второй тип историографии, по Гегелю,— «рефлективная история», выступающая в четырех основных видах: 1) всеобщая история (Тит Ливии, Диодор Сицилийский, Иоганн фон Мюллер); 2) прагматическая история (Монтескье); 3) критическая история (представители этого вида историографии не названы); 4) специальная понятийная В характеристике Соловьева, строящего не типологическое, а историческое осмысление исторического познания, новый, третий период в его развитии наступает вместе с появлением христианства, которое приносит «новый взгляд на историю» (в сравнении с историографией древности), выступающий в представлении «о единстве рода человеческого» [72, 65]. Уже на этом этапе, по его мнению, т. е. задолго до Гегеля, на сцену выступает философия истории, правда, в форме теософических «построений истории», в которых (а по контексту 4. В данном пункте различие между Гегелем и Соловьевым достигает кульминации. Действительно, если в схеме первого возникновение «Философии истории» завершает процесс становления истинной формы исторического познания, в которой снимается противоположность изображающего и объясняюще-оценивающего стилей «первоначальной» и «рефлективной» историографии, то для второго эпоха, которой принадлежит созданное Гегелем философское рассмотрение истории, во-первых, данным явлением далеко не Эпоха, о которой идет речь у Соловьева, представляющая четвертый период в развитии исторического познания,— это пришедшее на смену христианскому средневековью западноевропейских народов новое время (период «новой истории»). Его хронологические рамки — с конца XV в. до начала XIX в. Главная отличительная черта С одной стороны, в исторических воззрениях утверждается «одностороннее понимание развития»— как бесконечного «прогресса», как «улучшения абсолютного» [72, 65]. С другой стороны, «односторонность в поклонении разуму» ведет к противопоставлению науки Вместе с тем в оценке гегелевского учения об истории содержится и другая важная мысль. Соловьев утверждает, что оно «заканчивает (выделено нами.— А. Е.) попытки так называемой философии истории» [72, 65]. Формулирование этого тезиса покоится у Соловьева, как нам представляется, на трех основных соображениях. Первое. Начальной формой философского познания истории, как было отмечено в третьем пункте проводимого анализа, по Соловьеву, являются теософические построения. Следовательно, философия истории Гегеля локализуется в рамках данного направления в развитии исторической мысли, хотя и в качестве новой, пантеистической формы такого рода учений об истории, связанной с рационализмом нового времени. Из казанного, однако, пока еще неясно, почему она названа последней, завершающей попыткой философско-исторического мышления. Второе (отчасти проясняющее поставленный вопрос). Уже обращалось внимание на мысль Соловьева (при его оценке теософии истории) о заблуждении, лежащем в основании самой попытки философского осмысления истории. Источником этого заблуждения Третье. Следует принять во внимание и то обстоятельство (о нем подробнее скажем в п. 5), что, согласно Соловьеву, к середине XIX в. процесс складывания самой истории как науки в строгом смысле этого слова подошел к завершению. Но тем самым нужда в особой, Следует отметить, что наряду с прослеживанием исторической судьбы философии истории в новое время (и осмыслением в этой связи места и роли гегелевского учения в истории исторической мысли) в соловьевской характеристике четвертого периода присутствуют еще Истоки как первого, так и второго явлений неразрывно связаны и заключены в духе нового времени с его культом разума, сомнения, исследования, отрицания [72, 65 об.]. Его первым следствием явилось «необыкновенное развитие естественных наук, богатство их приложений» [72, 65]. Параллельно с этим шел интенсивный процесс «разработки исторического материала»— вне и независимо от философско-исторических построений [72, 65 об.]. Этот процесс шел по двум направлениям: 1) постепенно выяснялась и устанавливалась действительная, а не мнимая, вымышленная «связь событий» реального процесса исторического развития: «сказались последствия сосуществования многих народов, которое представляла христианская Европа, следствие расширения исторической деятельности в сравнении со сценою древнего мира» [72, 65 об.]. В осознании для науки данного обстоятельства особую роль сыграло сочинение Болингброка «Об изучении истории»; 2) «сомнение, поверка, отрицание авторитета, дух исследования создавали историческую критику» [72, 65 об.], без которой история как наука сложиться не могла. Правда, вплоть до На этом последнем отрезке, непосредственно предшествующем окончательному оформлению истории как науки, О. Контом и была создана «новая философия истории с обычным делением на три периода» [72, 65]. Осмысление контовской периодизации (господство религии, оканчивающееся католицизмом; господство метафизики, 5. В историографическом очерке Гегеля философия истории была представлена в качестве высшей формы исторического знания (и в этом смысле являлась для него синонимом науки). Соловьев отвергает данное представление. В его историографической схеме высшее место занимает наука истории. Однако философия истории ни в форме теософии, ни в пантеистически-рационалистической форме (у Гегеля), ни тем более в мнимо-философской оболочке позитивизма (у Конта) такой наукою не является. Более того. Превращение истории С другой стороны, становление истории как науки требует также преодоления крайностей критицизма в исторических исследованиях. Однако, констатирует Соловьев, «разрушительное направление» уже «отыгрывает свою роль» и изучение истории «принимает новый Сциентистская и одновременно антигегелевская направленность данных высказываний Соловьева, как и всей его схемы процесса развития исторического познания, его трактовки роли, места, специфики и соотношения философии истории и исторической науки, С этой точки зрения методология истории Соловьева может быть оценена как позитивистская. Однако отождествление Коллингвудом антиспекулятивной направленности в методологии исторических исследований XIX в. с сознательной ориентацией на указанную Сам Коллингвуд точно подметил тот факт, что собственно позитивистская программа «очень напоминала кантианскую и посткантианские программы переинтерпретации массы фактов в рамках грандиозной философии истории» с тем, однако, отличием, что «эта Методология истории Соловьева — одно из ярких выражений сциентистского историзма, в этой специфической форме воплотившего антиспекулятивную, антигегелевскую направленность мировоззрения, говоря его словами, «новой исторической науки» XIX в. Анализ этого исторического мировоззрения "под углом зрения соответствующей ему онтологии исторической реальности —.следующий, необходимый шаг Date: 2015-09-05; view: 608; Нарушение авторских прав |